Матвиенко светлана
Методические рекомендации по обогащению предметного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Построение образовательной деятельности с детьми с использованием информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов: принцип активности ребенка в процессе обучения является одним из основных в дидактике, стимулирует познавательную активность детей, интерес к занятиям; руководствуясь принципом научности, педагогической целесообразности необходимо помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность: реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи); принцип наглядности привносит в занятия эффект объемной наглядности и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме; на основе принципа доступности учитывается уровень развития детей и их возрастных особенностей при подборе материала и организации детской деятельности.
Публикация «Методические рекомендации по обогащению предметного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Информационные технологии при проведении логопедической работы по развитию номинативного словаря детей с ОНР могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности: в начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.); как информационно-обучающее пособие; для контроля усвоения материала детьми.
К основным методам, реализующим развивающие идеи коррекционно-педагогической работы по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами информационных технологий, относятся:
игровые;
репродуктивные (выполнение заданий по образцу);
продуктивные (включает в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия»);
частично-поисковые (комментирование практических действий с выводом, заключаются в овладении приема анализа и синтеза задания с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения;
стимулирования и мотивации (интереса);
контроля и самоконтроля.
Формы использования информационных технологий для формирования лексики очень обширны:
электронные пособия для демонстрации на компьютере,
мультимедийном проекторе: специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Домашний логопед»); использование готовых цифровых образовательных ресурсов: игры, презентации, создание собственных презентаций и дидактических пособий (игр) в Microsoft Power Point.
Самой распространенной в логопедической практике является специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры». Технология «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой [7]. Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе. В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа «Игры дляТигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока: «Просодика», «Звукопроизношение», «Фонематика», «Лексика».
Блок «Лексика».направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей.
Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению. Модуль «Слова». Упражнения модуля «Слова» позволяют работать над лексической стороной речи на основе различных семантических признаков. Данный модуль способствует формированию структуры значения слова, организации семантических полей на основе парадигматических связей слова. При работе с упражнениями модуля «Слова» происходит развитие словаря детей по основным темам, формируется понятие и значение обобщающих слов.
Модуль «Словосочетания». Упражнения модуля «Словосочетания» позволяют работать над лексической стороной речи на основе словосочетаний, способствует организации семантических полей на основе синтагматических связей слов, а так же позволяет работать над грамматической структурой слов и словосочетаний. При работе с упражнениями модуля «Словосочетания» происходит развитие словаря детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные» и «Птицы», формируется понятие и значение обобщающих слов. Программой предусмотрена возможность изменения сложности заданий. Это позволяет индивидуализировать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с потребностями ребенка.
Модуль «Валентность». Упражнения модуля «Валентность слов» позволяют работать над формированием лексической валентности слов на материале существительных, прилагательных, глаголов, грамматической структурой слов и словосочетаний, позволяет актуализировать и структурно организовать словарь ребенка по семантическим полям на основе парадигматических связей.