Жанна Бубнович
Методические рекомендации по использованию логического конструктора «Как гусеница и муравей в гости ходили»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по использованию логического конструктора поисково-развивающих игр «Как гусеница и муравей в гости ходили» на развитие способности планировать у дошкольников 5-7 лет
(на материале игр А. З. Зака)
Составитель: воспитатель Бубнович Ж. В.
Уважаемые родители и педагоги!
Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в настоящее время.
Темочки:
- Гусеница. Конструирование, поделки
- Гусеницы и червячки
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Конструкторы для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Логическое мышление. Консультации для педагогов
- Логическое мышление. Консультации для родителей
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
Оценивая качество математической подготовки и анализируя успеваемость в начальной школе, было выявлено, что вполне благополучные выпускники детского сада ко 2–3 классу начинают испытывать трудности в учебе. Основная причина этого – интеллектуальная пассивность детей, недостаточно сформированная привычка думать, решать поставленные задачи самостоятельно.
Высокие требования жизни к использованию методов, средств, форм обучения, новые ориентиры образовательной политики подталкивают корректировать пред математическую подготовку детей к школе, создать систему работы по развитию интеллектуально-познавательных способностей дошкольников 5–7 лет. В этом Вам помогут интеллектуальные логические конструкторы (тренажеры) для детей, основанные на методических приемах развития интеллекта доктора психологических наук А. З. Зака.
Целью интеллектуально развивающих игр «на перемещение» является активизация умственной деятельности детей 5–6 лет, формирование у них устойчивого познавательного интереса, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие наглядно-образного мышления, самостоятельности в поисках способов решения задач.
Логический конструктор поисково-развивающих игр «Как гусеница и муравей в гости ходили» может быть использован для индивидуальных и подгрупповых занятий в детских садах, кружков дополнительного развития и дома с детьми 5-7 лет.
Игры составлены по принципу «от простого к сложному» и делятся на 3 уровня сложности: базовый, основной и оптимальный. Благодаря такой вариативности, игры можно использовать для занятий с детьми разного уровня сформированности мыслительных процессов. В каждой игре предлагается разгадать интересные загадки – куда гусеница (или муравей) в гости ходили, поиск маршрута перемещений персонажей.
В базовом уровне поисково-развивающих игр «Как гусеница и муравей в гости ходили» восемь игр. Игры представлены в индивидуальных тетрадях. Усложнения заключаются в том, что в первом задании маршрут перемещения персонажей расположен на 4-клеточном поле, далее размер поля растет до 6-клеточного, появляются новые окошки.
В основном уровне поисково-развивающих игр «Как гусеница и муравей в гости ходили» 10 игр. В данном уровне 9-клеточное поле не меняется на протяжении всего уровня.
В оптимальном уровне поисково-развивающих игр «Как гусеница и муравей в гости ходили» 13 игр. Размер поля вырос до 12-клеток. На протяжении всего уровня в каждом задании расположение клеток постоянно меняется, появляются новые окошки.
Поддерживает интерес к заданиям то, что они никогда не повторяются. Игры построены так, чтобы имелась возможность использовать разные способы их успешного выполнения, что позволяет ребенку проявлять инициативу в поиске путей достижения цели, способствует развитию у него интеллектуальной гибкости, возможности посмотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон.
Первые задания дети выполняют совместно с воспитателем, а остальные – самостоятельно.
Логико-математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Также данные игры способствуют развитию психических процессов, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе.
Ожидаемый результат:
1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
4. Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.
Развитие логического мышления у детей через логико-математические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Таким образом, интеллектуально-развивающие игры Анатолия Залмановича Зака представляют собой систему игр по развитию мыслительных процессов детей дошкольного возраста, которые с успехом можно применять в работе дошкольного учреждения.
Таблица 1.
Перечень игр
Базовый уровень
№ Название Поле
1 Найти один ход гусеницы 4-клеточное
2 Найти один ход гусеницы 4-клеточное
3 Отгадать одиночные ходы муравья 4-клеточное
4 Отгадать одиночные ходы муравья 4-клеточное
5 Найти верные одиночные ходы гусеницы (проверка ходов) 6-клеточное
6 Найти верные одиночные ходы муравья (проверка ходов) 6-клеточное
7 Придумать одиночные ходы гусеницы 6-клеточное
8 Придумать одиночные ходы муравья 6-клеточное
Таблица 2.
Перечень игр
Основной уровень
№ Название Поле
1 Отгадать одиночные ходы гусеницы 9-клеточное
2 Отгадать одиночные ходы гусеницы 9-клеточное
3 Придумать первый и второй ходы гусеницы 9-клеточное
4 Отгадать одиночные ходы муравья 9-клеточное
5 Отгадать одиночные ходы муравья 9-клеточное
6 Придумать первый и второй ходы муравья 9-клеточное
7 Найти один неверный ход гусеницы 9-клеточное
8 Найти неверные ходы муравья 9-клеточное
9 Придумать верные одиночные ходы гусеницы 9-клеточное
10 Придумать верные одиночные ходы муравья 9-клеточное
Таблица 3.
Перечень игр
Оптимальный уровень
№ Название Поле
1 Придумать второй ход гусеницы 12-клеточное
2 Придумать первый ход гусеницы 12-клеточное
3 Придумать первый и второй ходы гусеницы 12-клеточное
4 Придумать второй ход муравья 12-клеточное
5 Придумать первый ход муравья 12-клеточное
6 Придумать первый и второй ходы муравья 12-клеточное
7 Найти верные двойные ходы гусеницы 12-клеточное
8 Найти и отметить двойные верные ходы муравья 12-клеточное
9 Отметить сочетание одного хода гусеницы и одного хода муравья 12-клеточное
10 Придумать сочетание одного хода гусеницы и одного хода муравья (при неизвестной конечной) 12-клеточное
11 Придумать сочетание одного хода гусеницы и одного хода муравья (при неизвестной начальной) 12-клеточное
12 Придумать сочетание одного хода гусеницы и одного хода муравья (при неизвестной промежуточной) 12-клеточное
13 Придумать сочетание одного хода гусеницы и одного хода муравья (при неизвестной начальной, промежуточной и конечной) 12-клеточное