Горшкова Марина
Методические рекомендации по формированию речевого этикета у детей 7-го года жизни с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема овладения речевым этикетом, как составной части коммуникативной культуры, является необходимым условием успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ. Дети дошкольного возраста ежедневно сталкиваются с разнообразными типовыми ситуациями этикетного обращения и с необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами этикетно-речевого поведения.
Публикация «Методические рекомендации по формированию речевого этикета у детей 7-го года жизни с ОВЗ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
Очевидно, что уже с дошкольного возраста необходимо готовить детей к осознанному реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них коммуникативные способности, поэтому нами разработаны методические рекомендации по формированию речевого этикета у детей 7-го года жизни с ОВЗ.
1. При построении работы по формированию речевого этикета у детей 7-го года жизни с ОВЗ учитывайте возрастные особенности детей.
2. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:
- Обращайтесь по имени;
- Занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
- Используйте тактильное прикосновение,
3. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.
4. Больше использовать практических упражнений. Они помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например: уступить в транспорте место, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплемент и т. п.
5. Желательно активно вводить в занятия детское творчество: использовать их рисунки, поделки, придуманные ими сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажное значение имеет позитивный конец «Этикетной» сказки: поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, незнайка многое узнал, нарушители исправились.
Если воспитатель в качестве методических пособий использует свои собственные поделки и игры (дидактические, настольно – печатные и другие, то дети видят, что любое игровое пособие можно сделать самим, а играть в него намного интересней. Они положительно оценивают своего воспитателя за его умение сделать что-то интересное и важное.
Для усиления эмоциональной направленности занятий, обучающих детей правилам этикета, широко используются литературные, музыкальные и живописные произведения.
6. Необходимо рассчитывать на каждого ребенка, на его уровень мышления, возрастные и психологические особенности, семейное и материальное положение. Выбирая то или иное практические задания, желательно продумывать, кто из детей может его выполнить.
7. В конце занятия надо обязательно подвести итог. Это могут сделать сами дети, рассказывая о том, что узнали и как относятся к поведенческому правилу. Воспитатель же еще раз четко указывает на самое главное из-за занятия, что ребята должны запомнить.
Для закрепления правила И. Н. Курочкина рекомендует простейшие домашние задания. Например: расскажи маме историю «бедного телефона», уставшего от длительных разговоров; придумайте с папой сказку о красивом рыцаре, помогающем дамам; накрой с бабушкой вечерний чайный стол; сделай и подари близким подарки. Главные принципы таких заданий – совместно с родителями выполнение; добровольность; детское творчество: рисунки, композиции, аппликации, рассказы, стихи; постоянное стремление к соблюдению правил этикета.
8. В ходе занятий желательно избегать негативной оценки. Можно ввести в оценочную систему таки слова, как: «отлично»; «хорошо»; «очень хорошо»; «молодец»; «подумай еще»; «это не совсем так»; «давайте подумаем вместе».
Родители, бабушки и дедушки могут принимать участие в занятиях, например, по темам: столовый этикет, посещение театра или кафе, прием гостей и т. д.
9. Организуя специальные родительские консультации или собрания на этикетные темы, воспитатель знакомит родителей со своими методами работы с детьми, стараясь как можно реже говорить родителям такие слова, как «вы должны», «вы обязаны», заменять их словами «разумно», «желательно», «целесообразно», «лучше для вашего ребенка». Его цель – довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого; добиться, чтобы родителям самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; не навязчиво расширить их сознание по содержанию современного этикета (приложение Д).
10. На родительских собраниях, в целях соблюдения уважения к личности ребенка и его родителям, нежелательно говорить о ребенке плохо, тем более в присутствии посторонних для него людей. Лучше давать позитивные оценки, создавая общий положительный настрой, а негативы разбирать с родителями во время индивидуальной беседы. Каждый родитель хочет слышать от воспитателя конкретные рекомендации, касающиеся его ребенка.
Также дадим рекомендации для родителей по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ:
1. Необходимо закреплять с детьми разные приемы приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер». Напоминайте детям, что используя при встрече слова приветствия – «Здравствуйте» они желают человеку здоровья.
2. Каждое утро в семье должны звучать слова : «Доброе утро моя радость», «Пора вставать, мое солнышко». Эти слова настраивают на хороший удачный день, помогают ребенку проснуться в хорошем настроении.
3. Если при встрече с взрослыми ваш ребенок, по какой, либо причине не здоровается и молчит, нельзя требовать от него выполнения правил приветствия и тем более учить его при посторонних. Напомнить приемы приветствия лучше, когда вы останетесь с ребенком вдвоем.
4. Уходя домой напоминайте детям слова прощания: «До свидания», «До новых встреч». Вечером, перед сном не забывайте желать всем членам семьи «Спокойной ночи», слыша постоянно от взрослых слова приветствия и прощания, дети сами начинают использовать их в речи без напоминания.
5. Учите детей быть вежливыми при обращении друг к другу, к взрослым. Не забывать про слова благодарности и просьбы : «Спасибо», «Пожалуйста».
6. Проигрывайте с детьми ситуации, в которых ребенок сам действующее лицо. Эти ситуации будут способствовать формированию и закреплению навыков речевого этикета.
7. Создавайте для ребенка проблемные ситуации, в которых ему самому приходится находить выход из той или иной ситуации. ( Пример: Как ты поступишь во время разговора двух взрослых? Вмешаешься в разговор и потребуешь его прекращения или остановишь разговор со словами: «Извините, что я вас перебиваю, но…»).
Таким образом, овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, в процессе работы дошкольник усваивает: разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника; доступные способы «развертывания» вежливых формул; умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.