Вдовина Ксения
Методические рекомендации по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Вдовина Ксения Александровна
Методические рекомендации по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОО
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.
I. Осуществление работы с родителями.
Задачи:
Публикация «Методические рекомендации по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОО» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Средняя группа
- Темочки
- обеспечить родителей детальной информацией о работе детского сада;
- выяснить интересы и потребности семей, индивидуальные особенности и привычки детей;
- познакомить родителей с особенностями прохождения детьми адаптационного периода;
- учить родителей способам подготовки ребенка к детскому саду;
- формировать у родителей умение выстраивать позитивные взаимоотношения с ребенком в адаптационный период;
- формировать доверительные отношения между родителями и сотрудниками детского сада.
Формы работы:
1. «День открытых дверей», организованный специально для родителей. Проводится экскурсия по детскому саду, родителям предоставляется возможность посетить занятия специалистов, которые будут работать или работают с малышами (музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, логопед, понаблюдать за проведением режимных моментов; проводятся беседы с руководителем учреждения, старшим воспитателем, медицинскими работниками с целью ознакомления с реализуемой программой, правилами посещения детского сада, правами и обязанностями родителей, правами детей, режимом детского сада, примерным меню, организуется знакомство родителей с педагогами, планирующими набор детей дошкольного возраста, с условиями пребывания детей в предполагаемой группе.
Во время посещения детского сада родители могут познакомиться с результатами работы детского сада через организацию выставок детских работ, показ творческой деятельности детей.
2. Организация клуба для родителей «Малышок». На занятиях клуба обсуждаются следующие вопросы: что такое адаптация, фазы адаптационного периода; степени адаптационного периода, факторы, определяющие процесс прохождения адаптации; правила введения ребенка в детский сад, особенности взаимодействия родителей с ребенком в период адаптации.
3. Организация мини-библиотеки для родителей, в которой есть необходимая литература по данной проблематике, а у родителей есть возможность взять интересующую их книгу домой:
Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2018. – 113 с.
Ветрова В. В. Во что играть с ребенком до 3 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 176 с.
Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М. : Аркти, 2012. – 147 с.
Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М. : Айрис-пресс, 2017. - 112 с.
Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : Книголюб, 2014. – 235 с.
4. Анкетирование родителей с целью изучения интересов и потребностей семей, изучения индивидуальных особенностей детей, их привычек; изучение степени подготовленности ребенка к посещению детского сада; особенностей взаимоотношений родителей и детей.
5. Организация детско-родительских проектов. Данные проекты необходимы для формирования доверительных отношений между педагогами и родителями. Проекты оформляются как членами семьи, так и совместно с педагогами. Примерная тематика проектов: «Презентация своего ребенка», «Презентация семьи», «По дороге в детский сад», «Мои первые дни в детском саду», «Выходной в кругу семьи», «Как я люблю отдыхать» и т. д. Подобная проектная деятельность проводится систематически (примерно раз в 1-2 месяца).
6. Индивидуальные консультации. Данные консультации проводятся воспитателем с целью своевременного анализа и корректировки прохождения адаптационного периода каждым конкретным ребенком. Вопросы консультаций возникают в ходе индивидуального наблюдения за детьми, либо по запросам родителей.
7. Подгрупповые консультации. Проводятся воспитателями с приглашением специалистов детского сада. На подобные консультации приглашается группа родителей с похожими проблемами у детей. В ходе таких консультаций используются видеозаписи, иллюстрирующие выявленные проблемы.
8. Родительские собрания. При подготовке к собранию необходимо обеспечить максимальную его посещаемость, для этого используются различные формы информирования родителей о его проведении: письменные объявления, индивидуальные устные приглашения, индивидуальные письменные пригласительные билеты и т. д. Также целесообразно изготовить памятки по материалам собраний для тех родителей, кто не смог посетить собрание.
9. «День семьи». Цель – развитие интеллектуальной и творческой инициативы детей и взрослых; рефлексии результатов взаимодействия детей, родителей и воспитателей. Предварительно проводится совместное изготовление (рисование, аппликация) детьми и родителями семейных гербов. Дети и родители рассказывают о своей семье.
10. Организация подготовки ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения через совместную с родителем деятельность в новой среде, идентификацию ребенка с опытом близкого взрослого посредством игровых занятий с детско-родительскими парами. Родителям дается задание поделиться семейным опытом по организации того или иного вида совместной деятельности с ребенком в условиях семьи (игра, чтение, прогулка, двигательные упражнения, отдых и т. п.). Родители делятся опытом, воспитатель, психолог дает консультации о важности совместной деятельности взрослого и ребенка.
В рамках таких занятий расширяются возможности понимания родителем своего ребенка, создаются условия для выработки новых навыков взаимодействия. В свою очередь, это позволит ребенку идентифицироваться с опытом близкого взрослого, безболезненно отделиться от него, постепенно войти в социум и легче адаптироваться к детскому саду.
11. Копилка консультативных материалов для родителей. Это большая подборка консультативных материалов для родителей по всем аспектам проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста. Данные материалы хранятся в методическом кабинете и могут быть использованы для экспонирования на информационных стендах; для самостоятельного индивидуального прочтения, как родителями, так и педагогами; при подготовке к совместным медико-педагогическим совещаниям и родительским собраниям. В копилку входят примеры совместных игр родителей и детей (приложение А).
Следует помнить основные принципы при организации работы с семьей: открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать, видеть, как живет и развивается его ребенок); сотрудничество педагогов и родителей в воспитание детей; создание активной - развивающей среды.
Организация работы с родителями по обеспечению условий для успешного прохождения адаптационного периода детьми в детском саду должна начинаться задолго до непосредственного поступления ребенка и продолжаться до полного завершения адаптационного периода у каждого ребенка.
Контакт, устанавливаемый с семьей, должен быть дифференцирован, то есть в соответствии с группой адаптации ребенка должны быть определены объем и содержание работы с семьей. В случае неблагополучной адаптации ребенка работа с семьей должна быть более глубокой и более объемной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и методистом дошкольного учреждения.
II. Осуществление работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду.
1. В процессе адаптации ребёнка к дошкольной образовательной организации большую роль играет эмоциональная атмосфера в течение всего дня. Утренний приём является важным этапом в настрое ребёнка на посещение детского сада, в создании у него хорошего настроения, дисциплинированности. Поэтому, когда я встречаю ребёнка, пришедшего в детский сад, показываю ему радость от встречи с ним. При этом всегда использую художественное слово, так как песенки, потешки, стихотворения помогают найти контакт с ребёнком, побудить его деятельности, создать у него хорошее настроение.
2. Дети любят участвовать в маленьких спектаклях, поэтому я предлагаю им сначала присесть на корточки, как птичкам, а потом залететь в группу; или построиться паровозиком и отправиться в игровую комнату, как в маленькое путешествие.
3. В утренние часы нужно постоянно поддерживать интерес ребёнка. Для этого мы использовали разные приемы: давали небольшое поручение, предлагали вместе понаблюдать за чем-либо интересным, предлагали настольные, дидактические игры. Хорошо подходят для детей такие игрушки как машинки, паровозики, куклы. Старались в играх использовать строительный материал, который позволит выполнить несложную постройку: построить башню из кубиков, заборчик для животных, ворота для машин и т. д.
Все свои действия сопровождались беседой с малышом: «Какая тебе игрушка больше всего нравится? Давай её возьмём. Смотри, что я сейчас с ней буду делать. И т. д.». Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие.
4. В процессе дня привлекали ребё нка к трудовой деятельности: расставить игрушки, переодеть куклу, собрать кубики. При этом использовались такие приёмы как поощрение, похвала. Это позволяло создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность.
5. В процессе игровой деятельности с детьми использовался природный материал – это может быть песок, глина, вода, снег, камешки, палочки и т. д.
Картотека игр с природным материалом для организации адаптационного периода детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду представлена в приложении Б.
Следует отметить, что данные игры требуют с моей стороны педагогического руководства.
Во-первых, знакомство детей с правилами поведения во время игр с природными материалами:
нужно стараться не проливать воду на себя и на пол, нельзя брызгать водой на других детей;
не кидаться песком, глиной и др. ;
помочь воспитателю собрать игровой материал.
Во-вторых, готовилось необходимое игровое оборудование и создавались условия для проведения данных игр.
Так, для игр с песком используются разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Играя с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними.
Игры с песком часто проводятся в группе. Это обычные простые игры, не требующие особой подготовки. Например, играем, придумывая, кто бы мог пройти по этому песочку: «Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок; «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; «Ползут змейки» – ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях); «Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»); «Кроказябла» – дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Игра «Узоры на песке» способствует развитию психических процессов, знакомит со свойствами песка. Я рисую на песке несложные узоры, которые ребёнок должен повторить. Далее можно игру усложнить: выложить данный узор камешками, большими пуговичками.
Большое удовольствие дети получают при работе с мокрым песком. Они лепят пирожки, комочки, строят сооружения из песка, украшают их камешками, цветными бусинками, ракушками.
В игре «Кап-кап-кап, дождик пошел» дети учатся сравнивать, анализировать и делать выводы. Намочив руки, оставляют капельки на песке, также можно сделать целый ручеёк, поливая из ведерочка. В процессе деятельности замечаем, как он изменяется (становится темнее, уже не рассыпается).
Отдельно можно выполнить поделку из сухого песка и из увлажненного, потом сравнить, что получилось.
6. В процессе игр с песком на улице с детьми раннего и младшего дошкольного возраста можно устраивать строительно-сюжетные игры, в ходе которых можно строить дорогу для машин, чтобы подвозить песок и необходимые материалы к месту стройки, убирать мусор со строительной площадки. Данная игра может иметь продолжение, если в неё включать новые игрушки. Игры с песком имеют много положительных сторон. Они способствуют развитию мелкой моторики, воображения, мышления; обучают совместным играм, а также способствуют созданию радостного настроения в процессе игровой деятельности. Внешне простые действия – выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.
7. Игры с водой позволяют детям приобщиться к опытно-экспериментальной деятельности. В процессе таких игр я использую тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы, воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают – тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Этому способствуют игра «Сквозь сито», в процессе которой ребёнок льет воду из стакана в сито. Воспитатель объясняет ему, почему вода утекает.
Для игры «Вылови шарик» в таз с водой дети помещают маленькие пластмассовые шарики. Я даю ребенку ситечко с ручкой и предлагаю выловить шарики из воды. Во второй пустой таз дети складывают выловленные шарики.
Очень просто организовать для детей игру с лейкой, устраивать дождик. Показываю, как капли падают на воду, как в пустом тазу постепенно образуется большая лужа. Свои действия сопровождаю стихотворением про дождик или пою песенку. После такой игры организовываю урок творчества: рисую с малышами тучки и дождик.
В игре «Почему кораблики не плывут?» дети должны образовать ветер. Предлагаю детям опустить кораблики в ванночку с водой и увидеть, что они просто так не поплывут. Спрашиваю их: «Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Где «взять» ветер?». Дети дуют на кораблики, создают ветер.
В игре «Нырки» дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы, и игрушки выпрыгивают из воды.
Также можно совмещать игру с водой с театрализованной сказкой про курочку. К малышам приходит курочка. Рассказываю им, что она умеет делать, как говорит, что кушает, кормлю с ребятишками птицу зернышками. Курочка в ответ на заботу принесла много яиц. Вынести корзинку с вареными яйцами, предложить детям потрогать их. Отметить, что они гладкие и белые по цвету. Затем налить в таз воду и положить туда яйца. Игра заключается в том, что дети будут вылавливать их из воды руками и класть в корзинку.
Для проведения игры «Лужа» потребуется губка, два тазика, один с водой, другой пустой. Предлагаю детям опустить в тазик с водой губку, а затем выжать ее в пустой таз. Производить действия нужно до тех пор, пока в тазу не закончится вода. Можно преподнести эту игру, как будто дети убрали самостоятельно лужу. Подбираю стихотворение про лужу и читаю его малышам в процессе деятельности.
8. Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время я всегда забочусь о том, чтобы дети не переохлаждались. В процессе прогулки предлагаю ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием – лепка. Предлагаю малышам вылепить комочки – снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей леплю снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делаем ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представление о свойствах снега. Катая комья, дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега – тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом, заделывают отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).
С возведением какой-либо постройки из песка и снега продолжается обучение детей умению играть совместно. Например, в присутствии детей в одном из собранных снежных валов строю домик. Они с интересом наблюдают за моими действиями, пытаются помочь: лопатками утрамбовывают стены дома, формируют окна, двери. Я поддерживаю инициативу детей и прошу их сделать в этом же снежном валу домики для своих кукол и совместно поиграть. Сделанные ребятами домики образуют целую улицу. Дети организуют совместную игру: куклы ходят друг к другу в гости, смотрят на зверей в зоопарке и т. д. Такие постройки хороши тем, что каждый может играть сам по себе и в тоже время, если захочет, включиться в общую игру. Игра «Постройка домиков» (как из песка, так и из снега) может продолжаться в различных вариантах: строительство магазинов, гаражей, кинотеатра, детского сада. Для поддержания интереса к игре также использую разноцветные флажки, льдинки, шишки и т. д. Сочетание старого (повторная постройка домиков) с новым (к куклам добавляются животные, птицы, машины) способствуют возникновению новых игровых замыслов, помогает объединению детей.
9. Кроме игр с песком, водой и снегом, с детьми раннего и младшего дошкольного возраста проводятся игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные.
В летнее время на участке недалеко от песочниц можно оборудовать стол с полочками или ящиком с отделениями для материалов. Для того, чтобы заинтересовать ребят, сделать несколько одинаковых игрушек и дать их детям, например: цыплят или утят, куколки, стульчики; рассказать, из каких материалов они сделаны; познакомить детей с этими материалами и предложить попробовать сделать такую же игрушку.
Дети любят эти игрушки и интересно с ними играют. Так, вокруг цыплят, гусят и утят они развертывают игру в «птичник» : строят из палочек загородки, кормушки, пруд, водят птиц к кормушкам, на пруд и обратно. С куклами, выполненными из травы (стеблей подорожника, они играют в «детский сад», причем мебель для игры делают из стеблей этого же растения.
10. Богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо постоянное участие воспитателя в играх детей. В процессе игры нужно называть, уточнять, а иногда и изменять состояние материалов, их свойства; доказывать последовательность игровых действий.
Таким образом, процесс адаптации является важным этапом в жизни детей раннего и младшего дошкольного возраста. Во многом от работников дошкольной организации зависит, насколько данный процесс будет быстрым. В течение всего дня необходимо использовать разнообразную деятельность с детьми: игровую, трудовую, чтобы ребёнок постоянно был увлечён, заинтересован. Воспитатель должен использовать такие приёмы, как поощрения, похвалу, что позволит создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность.