Улова
Методические рекомендации «Комплексное руководство формированием сюжетно-ролевой игры» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 117»
Методические рекомендации
Комплексное руководство формированием сюжетно – ролевой игры
в младшей группе
Выполнили: Улова А. Д., воспитатель
2021
Тема: «Больница».
Обогащение жизненного опыта детей Обогащение игрового опыта детей Создание предметно - игровой среды Активизирующее общение педагога с детьми
Беседы воспитателя о работе врача – педиатра, медсестры, о медицинских учреждениях
Наблюдение заработой медсестры д/с
Экскурсии
в медицинский кабинет, в процедурный кабинет
Публикация «Методические рекомендации „Комплексное руководство формированием сюжетно-ролевой игры“ в младшей группе» размещена в разделах
Чтение стиховА. Барто «Мы с Тамарой…», «Очки», В. Маяковский «Кем быть?», В. Берестов «Больная кукла», К. Чуковский «Айболит»
Чтение рассказов
И. Туричин «Человек заболел»
Рассматривание иллюстрацийПетров –Водкин «Тревога», картинки и иллюстрации к произведениям, из журналов и энциклопедий
Загадки «Если кто-то заболел…»,
«Кто у постели больного сидит…», «Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь…», «Ускользает, как живое…», «Пузыри пускало…»
Скороговорки «Прочитал журавль в журнале…»
Просмотр видеозаписей «Айболит 66», «Болто»
Просмотр презентаций «Все работы хороши», «Поликлиника», «Врачи разных специальностей»
Продуктивные виды деятельности
Лепка «Витамины»,аппликация «Красный крест», рисование «Таблетки»
Слушание музыки «Болезнь куклы», «Новая кукла» из детского альбома П. Чайковского
Слушание песен «Закаляйся, если хочешь быть здоров.», песни из мультфильмов «Айболит», «Мойдодыр» Дидактические игры
«Кому что нужно для работы», «Расставь по размеру»,«Распутай и сверни бинтик», «Что изменилось», Разрезные картинки, «Разложи таблетки» (по количеству, по цвету, по размеру)
Театрализованные игры «Волк и журавль», «Петушок и бобовое зернышко»
Игровые упражнения «Врач принимает больных», «Спрашивает, что болит», «Осматривает», «Прослушивает», «Назначает лечение»
Игры – имитации «Медсестра измеряет, температуру», «Медсестра делает уколы, прививки, перевязки»
Строительно – конструктивные игры
«Гараж для скорой помощи», «Больница», «Кровать для куклы» (по размеру)
Игры с экологическим содержанием
«Береги ушки», «Береги глазки», «Руки и ноги тебе еще пригодятся», «Прямая спинка», «Здоровый животик», «Уроки Мойдодыра»
1. Обучающие игры
Разыгрывание сюжета (действия направлены на детей)Воспитатель в роли врача, медсестры. Осматривает детей, делает процедуры. Дети выступают в роли пациентов
Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя)
Воспитатель берет на себя роль пациента, а дети роли врачей, медсестер
Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку)
дети вместе с воспитателем в роли врачей, медсестер осматривают больных (куклы, медведи, собаки)
Ребенок играет, используя только реальные предметы. Одни дети вместе с воспитателем в роли врачей, другие дети в роли пациентов.
2. Принятие параллельной роли
Привлечение к параллельной роли
Позвать другого врача для осмотра и консультации
Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации
Долго не приезжает скорая помощь, не записаться на прием к врачу, врач заболел, длинная очередь у кабинета врача 1. Атрибуты: коробка для хранения игрового оборудования
Внешние признаки
Чемоданчик, халаты, колпаки, марлевые повязки
Копииимитации медицинских инструментов, ватки, бинты, шпатели
Заместители: палочки, карандаши, шпатели, блокноты, мелкий строительный материал, мозаика,ленточки, тряпочки.
Цепочка: сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы «Пациент»(кукла – кегля – воображаемый больной)
Цепочка: подсказывающие игрушки:
Коробочка – аптечка, дорожный знак «Красный крест»
2. Самостоятельная организация, приготовление игровой среды
Внесение новых атрибутов, игрушек, моделей: таблица для проверки зрения
Изменение сюжетной ситуациивсе машины скорой помощи на вызовах, как доставить больного до больницы
2Совместное изготовление игры, атрибутов:
Внесение нового атрибута в проблемные ситуации
Изготовление градусников (эпидемия гриппа, появилось много больных)
1. Работа, направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий:
С сюжетной игрушкой «У куклы заболело горлышко и она не сможет петь песни.» Что надо сделать?
С предметами – заместителями «У куклы болит голова, не может играть с нами» Что надо сделать? – измерить температуру, проверить горло, сделать укол. (шпатель, карандаш, маленький кубик)
С воображаемыми предметами «Кукла ушибла ножку» - что надо сделать? – помазать ножку, перевязать
Развертывание сюжета с ролевым диалогом «Доктор, где можно купить такое лекарство?», «Доктор, как принимать это лекарство?»
2. Создание подсказывающей ситуации
У куклызаболел зубик, к какому врачу надо обратиться, какую помощь оказать
3. Обращения по ходу игры «Как пройти к кабинету стоматолога?» «Где у вас гардероб?», «Оденьте бахилы»
«На что жалуетесь?»
«Соблюдайте гигиену зубов»
Тема: «Семья»
Обогащение жизненного опыта детей Обогащение игрового опыта детей Создание предметно - игровой среды Активизирующее общение педагога с детьми
ЧтениеВ. Осеева «Волшебное слово»,Н. Забила «Ясочкин садик», А. Барто «Машенька», Б. Заходер «Строители», «Шофёр», Д. Габе из серии «Моя семья» : «Мама», «Братик», «Работа», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», А. Кардашова «Большая стирка».
Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?»
Рассматривание сюжетных картинок, семейных фотографий
Пение песенок, «колыбельных»;
Продуктивные виды деятельности: рисование на тему: Я и моя семья».
Игровые проблемные ситуации: «Утро в семье», «Обед в семье», «Папа – хороший хозяин», «У нас в семье – младенец»,
«Вечер в семье», «Мама укладывает детей спать», «Выходной день в семье», «В семье заболел ребенок»,
«Помогаем маме стирать белье»,
«Большая уборка дома», «К нам пришли гости», «Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения»
Внесение в игру элементов труда: стирка кукольного белья, уборка помещения.
Спортивные соревнования: «Мама, папа, я – спортивная семья».
Дидактические игры :
«Что нужно врачу»
«Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы».
«Поучим зайку правильно разговаривать с продавцом», «Что лишние», «Опиши – мы отгадаем» Атрибуты: Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.
Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся»
Обыгрывание игрового материала педагогом
Организация витрины для магазина Что такое семья? Кто есть в семье? Какие обязанности у папы, мамы? Что делает их ребенок?
Кукла Маша заболела, что нужно сделать папе и маме? (вызвать врача)
Сегодня выходной, куда пойдет семья?
дочка заболела, что нам делать?
пора идти за покупками;
ждем с работы папу;
накроем стол;
скоро придут гости.
Тема: «Детский сад»
Обогащение жизненного опыта детей Обогащение игрового опыта детей Создание предметно - игровой среды Активизирующее общение педагога с детьми
Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя.
Экскурсия-осмотр музыкального (физкультурного) зала, мед. Кабинета, кухни с последующей беседой о работе сотрудников детсада.
беседы из личного опыта детей.
Игра-драматизация по стихотворению Н. Забилы «Ясочкин садик» с использованием игрушек.
Экскурсия в прачечную.
Организация труда детей — стирка кукольного белья, платочков. Игровые проблемные ситуации:«Утренний прием»
«Наши занятия»
«Зарядка в детском саду»
«Работа няни - завтрак»
«Работа няни - уборка группы»
«На прогулке»
«На музыкальном занятии»
«На физкультурном занятии»
«Осмотр врача»
«Обед в д/саду»
«Работа повара в детском саду»
«Работа в прачечной детского сада»
Атрибуты: Куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты. «Мне родители звонят, волнуются: им на работу надо идти, а детей дома не с кем оставить! Как быть?»
Вы хотите в детском саду работать? Будем детский сад открывать? (Да)
Кто же будет работать в нашем детском саду? (Прачки, повара, воспитатели, няни)
Кто привезет детей в детский сад?
Тема: «Магазин».
Обогащение жизненного опыта детей Обогащение игрового опыта детей Создание предметно - игровой среды Активизирующее общение педагога с детьми
ЧтениеС. Михалков «Андрюшка», Д. Родари «Голубая стрела»,О. Емельяновой «Магазин игрушек». Б. Воронько «Сказка о необычных покупках».
Рассматривание картины «Продавец», иллюстративный материал.
Рассматривание овощей и фруктов (предметные картинки, муляжи).
Беседы с детьми «Какие магазины бывают и что в них можно купить?» «Кто работает в магазине?», «Правила работы с кассой».
Продуктивные виды деятельности: Изготовление из соленого теста баранок, булочек, печенья, приготовить конфеты.
Рассказ воспитателя о различных магазинах.
Экскурсия в торговый центр.
Рассказ о правилах поведения в магазинах. Дидактические игры : «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Что растет на огороде?», «Чудесный мешочек», «Какие овощи зеленого (красного и т. д.) цвета ты знаешь?», «Магазин», «Овощи», «Кому что?».
Игровые упражнения:«Покупатели идут в магазин», Продавец взвешивает фрукты», Покупатель оплачивает покупку».
Внесение в книжный уголок иллюстративного материала про овощи, фрукты, магазин.
Атрибуты: овощи, фрукты, весы, касса, сумочки, кошельки,витрина, форма продавца, деньги, машина для перевозки товаров. Создание подсказывающей ситуации: «Мама идет в магазин за покупками», «На нашей улице открылся новый магазин», «В магазин завезли много овощей и фруктов».
Побуждение к ролевым высказываниям: «Кто хочет быть продавцом?», «Что делает продавец?», «Кто из вас был в магазине?».
Подключение к игре малоактивных детей: «Шофер, в магазине заканчиваются овощи, привези еще!»
Обращения по ходу игры : «Покупатели, встаньте в очередь», «Покажите, пожалуйста, какие у вас груши?»
Тема: «Я – водитель»
Обогащение жизненного опыта детей Обогащение игрового опыта детей Создание предметно - игровой среды Активизирующее общение педагога с детьми
Наблюдение за автобусом, такси и работой шофера.
Рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы».
Чтение: В. Сутеев «Разные колеса», 3. Александрова «Грузовик», A. Кардашов «Дождевой автомобиль» Э. Мотковская «Я автомобиль» B. Степанов «Шофер», «Водитель автобуса», Б. Житков «Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Н. Павлова «На машине». Д/и «Внимательный водитель», «Узнай машину», «Почини машину».
Подвижные игры : «Пешеходы и такси», «Светофор».
Игровые упражнения: «Строим автобус»
«Автобус везет пассажиров»
«Ремонт машин»
«Заправляю машину»
«Мойка машин»
«Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад, в больницу)»
«Едем в детский сад»
«Едем в гости»
«Поездка на дачу».
Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога: водитель (ребенок) – пассажиры (дети) Атрибуты: инструменты для ремонта машин, бензозаправочная колонка, строительный материал, руль, канистра, шланг для имитации заправки, билеты, деньги, сумка для кондуктора, светофор. Кукла хочет покататься на машине. А кто будет шофёром?
Папа купил новую машину и везёт семью за город.
В детском саду закончились продукты, пожалуйста, привезите продукты.
Алло! Это скорая помощь? У нашего сына болит живот….
Мама, нам нужно съездить на дачу.
Садитесь в автобус, я отвезу вас на работу, в магазин…
Тема: «Зоопарк».
Обогащение жизненного опыта детей Обогащение игрового опыта детей Создание предметно - игровой среды Активизирующее общение педагога с детьми
Рассматривание иллюстраций о Зоопарке
Рассказ о посещение зоопарка.
Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке.
Беседа «Правила поведения в зоопарке».
Отгадывание загадок о животных.
Чтение стихотворений С. Я. Маршака «Детки в клетке, «Где обедал воробей?»
Изготовление альбома «Зоопарк».
Продуктивные виды деятельности: Рисование и лепка животных.
Просмотр познавательного видеофильма «Ребятам о зверятах».
Дидактические игры : «Животные и их детеныши», «Загадки о животных», «Кто, где живет?», «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Зоологическое лото», «Кто чем питается».
Игровые упражнения:
«К нам едет зоопарк»
«Экскурсия по зоопарку»
«Мы едем в зоопарк»
«Покупка продуктов для животных»
«Кормление животных»
«Лечение животных»
Драматизация произведений К. И. Чуковского «Доктор Айболит», р. н. сказки «Заюшкина-избушка».
Театрализованная игра «Кот, петух и лиса».
.
Атрибуты: Табличка «Зоопарк», строительный материал (крупный, мелкий, игрушки животных, тарелочки для продуктов питания, муляжи продуктов питания,билеты, деньги, касса, белый халат для ветеринара, градусник, аптечка.
Внесение в группу игрушек –животных разных природных зон.
Организация столовой для животных в зоопарке.
Вспомните, где могут жить животные?
Давайте построим домики и поместим туда животных.
Животные хотят есть. Давайте посмотрим, что они едят?
Кто приготовит им еду?
Кто ухаживает за животными в зоопарке?
Тема: «Парикмахерская»
Обогащение жизненного опыта детей Обогащение игрового опыта детей Создание предметно - игровой среды Активизирующее общение педагога с детьми
Беседы
«История профессии парикмахер», «Как стать парикмахером»
Наблюдение
За работой воспитателя, когда он причесывает детей
Чтение стихов
«Дайте ножницы, расческу…», «Мастер сделает прическу…», «Привели подстричь ребенка…»
Чтение рассказовЕ. Благинина «Красавица какая», Б. Довяк – Мотович «Татьяна в парикмахерской»
Рассматривание иллюстраций Картина парикмахер (из серии «Кем быть», иллюстрированный материал по теме
Загадки
«У этой волшебницы…», «В этот чистый светлый зал…»
Просмотр презентаций «Профессия парикмахер»
Продуктивные виды деятельностирисование: «Мамина прическа», «Украсим прическу», лепка: «Новая модель прически»
Слушание песенмуз. А. Александрова, сл. М. Ивенсон «К нам гости пришли», «Почему на голове не растут цветочки…» Дидактические игры
«4 – лишний», «Что изменилось», «Каждой вещи свое место», «Найди отличия в портретах»
Игры – имитации «Сушим волосы феном», «Делаем стрижку»
Строительно – конструктивные игры «Парикмахерская», «Рабочее место парикмахера»
Игры с математическим содержанием «У кого коса длиннее»,«У какого мастера больше инструментов», «Разложи в порядке убывания, возрастания»
1. Обучающие игры
Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя)воспитатель в роли клиента
Разыгрывание сюжета (действия направлены на детей)
воспитатель в роли парикмахера
Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку, дети и воспитатель в роли парикмахера, причесывают, подстригают, завивают, плетут косы, сушат голову
Ребенок играет, используя только реальные предметы. Ребенок расчесывает, использует фен, заколки.
2. Принятие параллельной роли
Привлечение к параллельной роли: два мастера трудятся над прической, два клиента в очереди
Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуацииПригласили на день рождение.
1. Атрибуты: коробка и контейнеры для хранения игрового оборудования
Внешние признаки: передники, косынки, накидки, колпаки, полотенца
Копииимитации парикмахерских инструментов, пустые флаконы и баночки из-под косметических средств
Заместителипалочки, карандаши, шпатели, строительные цилиндры, кубики, прищепки
Цепочка: сюжетные игрушки – предметы-заместители: клиент – мягкая игрушка.
Цепочка: подсказывающие игрушки:создаем креативную прическу – нет украшений. Подойдут бельевые прищепки, кольца от пирамидки
2. Самостоятельная организация, приготовление игровой среды
Внесение новых атрибутов, игрушек, моделей – альбом новых причесок и стрижек
1. Работа, направленная на развертывание сюжета, как смысловой цепочки предметных действий:
С сюжетной игрушкой : кукла проснулась после тихого часа, прическа испорчена, надо собираться на утренник
С предметами – заместителямик кукле приезжают гости, нужна хорошая прическа, что надо сделать, цилиндры строительные – помада, шпатель – расческа, прищепки – заколки)
С воображаемыми предметамиУ куклы грязные и спутанные волосы. Что надо делать? – вымыть голову, причесать, высушить, уложить
Развертывание сюжета с ролевым диалогом «Как ухаживать за моими волосами?»
2. Создание подсказывающей ситуации «Иду мимо парикмахерской. Не пора ли зайти»
Обращения по ходу игры «Когда вы освободитесь?», «Для какого случая прическу вам делать?»