Безрукова Елена Васильевна
Использование сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого – он засушенный цветок»
В. А. Сухомлинский.
Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития человека, она является одним из средств получения знаний и средством контроля над ними.
Публикация «Использование сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Адекватное восприятие и воспроизведение литературных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – требует достаточного развития связной речи.
Развитие связной речи является основной задачей дошкольного образования. Это связано с её социальной значимостью и важной ролью в формировании личности человека.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок.
Существует богатая палитра методов и приемов – это и художественное слово, сказки, загадки, словесные дидактические игры, моделирование и элементы мнемотехники, методику Дж. Родари, элементы ТРИЗ, методику, направленную на развитие творческого воображения О. М. Дьяченко и другие. Особый интерес у меня вызывают театрализованная деятельность и универсальная методика работы со сказкой Л. Б. Фесюковой.
Один из приемов, способствующих активному включению детей в речевую деятельность - прием «проживания» сказки. Используя алгоритм рассуждения по сказкам, мы учим детей понимать действия персонажей, сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе рассуждений делаются выводы о поступках персонажей : что приносят поступки героя окружающим (радость, горе, прозрение); в каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель. Пытались представить себя на месте героев и проанализировать возникающие чувства
Хороший результат в развитии связной речи старших дошкольников дает применение универсальной методики работы со сказкой Л. Б. Фесюковой, которая включает в себя решение 7 проблем:
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка. (развитие речи)
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки
Н-р сказка «Маша и медведь»
1. Нравственный урок. При работе со сказкой важно знать, для чего необходим нравственный урок: не зря же существует поговорка “Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей, из любого положения можно найти выход – должна стать творческим девизом для ребенка.
Хорошее: - пошла по ягоды (забота о близких).
-умеет готовить,
- умеет навести порядок в доме (трудолюбива,
- сообразительна и находчива.
- не плачет, не отчаивается.
Плохое: - невнимательна во время прогулки по лесу,
непослушна,
-не умеет ориентироваться в лесу
- нельзя заходить в чужой дом.
2. Воспитание добрых чувств.
Можно ли назвать медведя добрым? Почему?
Игра «Хорошо-плохо» (медведь поступил хорошо-и-медведь поступил плохо)
3. Речевая зарядка. (помогает сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой)
-Машенька какая (добрая, непослушная, маленькая, трудолюбивая, сообразительная.)
-Медведь какой? (добрый, доверчивый, эгоистичный, неуклюжий, большой)
-Придумать новое сказке (Как Маша заблудилась», «Приключения Машеньки» и т. д.)
Важным также является и воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой :
• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
• сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе – длиннохвостая, пушистохвостая);
• разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях (мука – мука);
• объяснить происхождение слова (например, закоулочки).
Сказка должна способствовать и общению
4. Развитие мышления и воображения.
Представь себя Машей. Какой способ придумаешь ты для возвращения домой?
Объедини со сказкой «Вершки-корешки»
5. Сказка и математика –Попробуй зашифровать сказку геометрическим фигурами;
Слушая математические сказки дошкольники одновременно включаются в решении целого ряда сложных задач: учатся рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, логически мыслить, аргументировать ход своих мыслей.
(Математическая сказка –Приключение Колобка)
6. Сказка и экология.
• Чтение и обсуждение экологических сказок
• Использование фрагментов сказок
• Использование сказочных персонажей
• Анализ сказок с точки зрения различных героев
• Сказочные вопросы
• Игры типа «КВН» и «Брей-ринг»
• Использование сказок для организации игр
• Сказки изобразительного искусства
• Сказка в заданном ключе
Этот прием предполагает использование сюжета известной сказки С перемещением ее героев в другое время или пространство. Например, известные персонажи - Водяной, Баба-Яга, Русалка, царь Берендей и др. жалуются на трудности выживания в загрязненной среде, т. е. они перенесены в современные условия. Например, жалобы Русалки:
Трудно стало жить в реке:
Каме, Волге и Оке.
Ах, судьба моя жестока -
Негде спрятаться от стока:
Норовит любой завод
Сбросить стоки в бездну вод!
Грязь от труб течет рекой,
Нарушает мой покой.
Негде мне воды напиться,
Лучше сразу утопиться!
В речке чистой я жила
И красавицей слыла.
А теперь краса угасла
Из-за тракторного масла.
И в лице я изменилась,
Будто триста лет не мылась.
В пятнах краски чешуя.
Как же выжить мне друзья?
7. Сказка развивает руки – продуктивная деятельность.
Трудно переоценить возможности театрализованной деятельности для развития связной речи детей. Именно она является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. И как сказал немецкий психолог Карл Гросс: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
ДЕТСКАЯ КНИГА РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО, НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
ДЕТСКИЙ ПОЭТ И. ТОКМАКОВА НАЗЫВАЕТ ДЕТСКУЮ
ЛИТЕРАТУРУ ПЕРВООСНОВОЙ ВОСПИТАНИЯ.
ПО СЛОВАМ В. А. СУХОМЛИНСКОГО, «ЧТЕНИЕ КНИГ-ТРОПИНКА, ПО КОТОРОЙ УМЕЛЫЙ, УМНЫЙ, ДУМАЮЩИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ НАХОДИТ ПУТЬ К СЕРДЦУ РЕБЕНКА».
УДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, А В ЧАСТНОСТИ СКАЗКИ, ФОРМИРУЮТ НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА И ОЦЕНКИ, НОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, ВОСПИТЫВАЮТ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ.