Лучший педагог года

Методические рекомендации «Формирование дружеских межличностных отношений в группе дошкольников»

Ольга Айзятуллова
Методические рекомендации «Формирование дружеских межличностных отношений в группе дошкольников»

МДОУ Старомайнский детский сад №2 "Василек"

Методические рекомендации

"Формирование дружеских межличностных отношений в группе дошкольников"

воспитатель Айзятуллова О. С.

Старая Майна

2019

Соблюдение данных рекомендаций поможет педагогам дошкольных образовательных гармонизировать межличностные отношения в группе дошкольников, будет способствовать формированию навыков общения и повышению социометрического статуса у детей в группе детского сада.

Публикация «Методические рекомендации „Формирование дружеских межличностных отношений в группе дошкольников“» размещена в разделах

Данная работа призвана оказать помощь воспитателям детских садов в формировании дружеских отношений между детьми, здорового микроклимата в группе детского сада.

Интерес к ровесникам впервые появляется у детей около трёх лет — то есть в возрасте, когда они идут в детский сад. Дети начинают активно играть в совместные игры, у них возникают дружественные отношения.

Воспитатели часто рассказывают, что их подопечные отлично подружились. Но что они имеют в виду? И почему вообще так считают? Мой ответ: скорее всего, педагоги хотят, чтобы дети дружили. Многим кажется, что дружба в коллективе возникает стихийно, без помощи взрослого. Увы, слишком маленькие дети не всегда способны на здоровые отношения : они легко могут перепутать дружбу с собственничеством либо с подчинением более сильному.

Воспитателю в детском саду нужно объединить всех детей в группе. Сделать так, чтобы они хотя бы относились друг к другу дружелюбно, без манипуляций, травли и обид.

Особенность работы с дошкольниками состоит в том, что они ещё не в полной мере владеют искусством коммуникации: могут закатывать истерики, говорить гадости сверстникам и взрослым без угрызения совести, обижать товарищей. У маленьких детей ещё нет жизненного опыта для осмысления социальных норм. Часто они искренне хотят найти друзей, но не знают, как с ними общаться.

А ещё дети порой сильно привязываются к людям. И из-за этого могут попасть в токсичные отношения. Одни, чтобы понравиться и удержать друга, позволяют ему брать и даже ломать свои игрушки, другие используют чьё-то расположение для собственной выгоды («Если победишь в игре — ты мне не друг»). Так что же делать? Очевидно, говорить с ребёнком. Скоро дружба станет для него абсолютно естественной, но в наших силах уже сейчас помочь ему сделать первые шаги.

1. Даже друзья могут злиться друг на друга

Обида, возмущение, гнев — это нормальные эмоции, и если ты чувствуешь нечто подобное, то это не значит, что дружбе конец. Подобное происходит с людьми всю жизнь, и, сколько бы лет тебе ни было, важно обсуждать свои эмоции с товарищем. Не отворачиваться, не драться, не избегать, а объяснять, что тебя расстроило в его поведении и почему тебе это не нравится.

2. Друзья не обязаны играть только друг с другом

Преданность важна, но важно также объяснить ребё нку: и он, и его товарищи имеют полное право играть с кем-то ещё или вообще оставаться наедине с собой. На заметку воспитателю: наблюдайте за детьми во время совместной игры, меняйте их местами, вовлекайте в уже сложившиеся коллективы новых игроков, чтобы дети видели, как все играют со всеми (и понимали, почему это правильно и весело).

3. Друг не обязательно должен быть единственным

Все люди разные, кто-то другой не может заменить твоему другу тебя, потому что он совсем не такой, как ты. Однажды я привёл в группу к своим подопечным двух своих коллег и сказал, что оба они — мои друзья. А ещё — и это тоже важно — рассказал, что они дружат между собой. Обращайте внимание детей на такие примеры. Пусть они видят, как родители общаются с друзьями, а воспитатели — с коллегами: это поможет им понять, что можно не зацикливаться на одном человеке.

4. Замечания воспитателя — это тоже забота

Трудно совмещать твёрдость и эмпатию, но воспитатель должен владеть этой техникой безупречно. Трёхлетнему ребёнку может быть неприятно наблюдать и хулиганство товарища, и рассерженного из-за этого воспитателя. Задача педагога здесь — вовремя включиться в процесс, чтобы не превращать наказание одного расшалившегося ребёнка в публичную порку и повод для дальнейшей травли.

Если вы вынуждены наказать одного человека, помните — на вас сейчас смотрит вся группа. Важно не потерять авторитет в глазах детей, но и не напугать их.

Не нужно утешать, подкупать или, напротив, унижать ребёнка на глазах у всех. Дайте понять ему (и его товарищам, что вы верите в него

(«Пожалуйста, сядь сейчас вот здесь и передохни. Когда будешь чувствовать себя лучше, возвращайся к нам»). Но при этом вы действительно должны быть уверены — ребёнок в состоянии подумать над своим поведением и продолжить игру.

Подчеркните — вы делаете это для безопасности всей группы, потому что слишком беспокойное, неконтролируемое поведение может привести к неприятностям. Если у ребёнка проблемы в общении со сверстниками, дайте ему (и всем) понять, что вы сочувствуете и тоже переживаете по этому поводу. Если вы настроены не враждебно, то и остальным эта эмоция не передастся.

Чем больше усилий воспитатель приложит для того, чтобы подружить абсолютно всех ребят в коллективе, тем быстрее они начнут играть не парочками и отдельными компаниями, а все вместе. Хотя почему только играть? Работать над проектами, переживать, плакать и смеяться — всё это тоже важно для закрепления навыков общения.

1. Для того чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д., а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д.

2. Для улучшения социометрического статуса ребенка в группе сверстников необходимо коррекционное воздействие, целесообразным способом которого является «социальная терапия». Она заключается в применении взрослым положительных оценок, опирающихся на объективные оценки ребенка в общении и деятельности, направленным на переориентацию оценочного восприятия сверстников. Например, в ходе игры обращать внимание детского коллектива на удачные, и даже незначительные моменты в действиях отстраненного ребенка: «Ребята, посмотрите, как интересно Ваня придумал складывать кубики! Может ему нужно помочь?».

Зачастую устойчивое неприятие в межличностных отношениях в детском коллективе способствует понижению самооценки у ребенка, так называемого "комплекса Золушки". Это проявляется в равнодушии к оценкам окружающих, безразличии к внешнему виду, в стеснении или даже нежелании участвовать в совместной деятельности, отрешенность. В этом случае задача взрослых — способствовать формированию у отстраненного ребенка инициативы, подкрепленной убедительной похвалой для активизации интересов и в последующем поддержка начинаний у ребенка.

3. Непопулярность у дошкольников среди сверстников часто объясняется малообщительностью детей, а так же слабой выраженностью игровых мотивов, когда у детей наблюдается большая тяга к творческой деятельности, конструированию, но нет стремления к совместным играм. Внимание взрослого в данной ситуации должно быть ориентировано на личностные качества и внутренние переживания ребенка, а коррекционное воздействие должно быть направленно на расширение круга общения дошкольников путем ориентирования детей на совместную деятельность со сверстниками в интересующих их областях. Это будет обуславливать формирование социальных мотивов у всех членов детского коллектива. Так, эффективным является использование техник арт-терапии, где каждый ребенок может проявить свои творческие способности, получив подкрепление со стороны взрослого в виде похвалы и внимание к своей персоне со стороны сверстников. Использование приема коллективной работы будет способствовать общению детей в рамках изготовления общего продукта.

Среди дошкольников с низким социометрическим статусом относительно выборов со стороны сверстников имеются дети имеющие узкий круг общения, избирательные в своих предпочтениях в плане совместного взаимодействия, но при этом имеющие достаточно высокий оценочный статус личностных качеств. Объясняется это явление индивидуальной типологической особенностью ребенка, его физическим обликом.

4. Эффективным приемом для гармонизации межличностных отношений всех членов детского коллектива является групповая игротерапия. Она заключается в правильной организации педагогом совместных игр, например, сюжетно-ролевая игра с правилами.

Главная задача взрослого — правильно распределить роли среди детей, имеющих трудности взаимодействия со сверстниками, так, чтобы все члены группы были задействованы. Основными характеристиками совместной игры с правилами являются состязательные отношения между участниками, наличие реального результата — выигрыша, предметно обозначающего окончание деятельности, повторяемость неизменных по форме конов (что дает возможность проигравшему отыграться в следующем коне). Все это также способствует формированию межличностных отношений среди детей в группе детского сада.

Если ребенок находится в положении лидера, то он может затмевать других детей, таких детей нужно ставить на незначительные роли. А «изолированных» детей на более ведущие роли. Если в группе наблюдается жесткое распределение ролей, то направлением коррекционной работы будет — «расшатывание» этого распределения, то есть каждый ребенок сможет быть ведущим, так и ведомым.

Необходимо следить за игровой ситуацией и вовремя включаться, чтобы избегать конфликтов и не допускать негативизма от детей в отношении к друг к другу. Следует учитывать, что среди детей в группе могут быть и агрессивные дети, не дающие адекватной оценки своим действиям. Иногда причиной этому может быть перевозбуждение или усталость. Для снятия эмоциональной напряженности нужно создать условия для реализации доминирующих мотивов детей к взаимодействию. Прежде всего, для агрессивных детей нужно показать, что все конфликты можно решать спокойно. Хорошим способом снятия эмоционального напряжения и налаживания общения между детьми служат настольно печатные («лото», «домино», «маршрутные»). Именно в играх парами дети учатся способам игрового сотрудничества: соблюдению очередности, вежливому обращению друг к другу по имени, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, координировать высказывания с партнером.

Соблюдение данных рекомендаций поможет педагогам дошкольных образовательных гармонизировать межличностные отношения в группе дошкольников, будет способствовать формированию навыков общения и повышению социометрического статуса у детей в группе детского сада.

В группе детского сада предлагается создать следующие условия:

1. Создание предметно развивающей среды за счет: игр, пособий, атрибутов, игрушек, художественных произведений для чтения детям, Изготовление настольно-печатных игр по знакомству с эмоциональными состояниями: «Азбука настроений», «Театр настроений», «Изучаем эмоции».

Оформить : уголок настроений «Здравствуйте, я пришёл», для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции;

- коврик «мира», для разрешения конфликтных ситуаций с помощью переговоров и бесед;

- правила группы в виде буклета иллюстраций;

- «Шкатулки добрых дел» для анализа поступков детей;

- картотека «мирилок».

2. Проводить обсуждения поступков литературных героев, проблемных ситуаций общения и сотрудничества, рассуждение на темы дружбы, взаимопомощи, справедливости: «Настоящие друзья», «Что я могу сделать хорошего?», «Кого мы называем добрым?» и т. п.

3. Организовать выставку книг с произведениями о дружбе : В. Сутеев (Яблоко, Под грибом, Палочка выручалочка); Л. Муур (Крошка Енот); А. Линдгрен (Принцесса не желавшая играть в куклы); Н. Носов (Прятки); Э. Успенский (Крокодил Гена и его друзья); М. Пляцковский (Урок дружбы);А. Костинский (Тигрёнок, который говорил Р-Р-Р и его друзья);Русские народные сказки и др.

4. Включать в образовательный процесс этические беседы о нравственных качествах людей, о дружбе, честности, справедливости, эти обсуждения должны помогать детям: эмоционально откликнуться, сопережить и понять необходимость дружеского, заботливого и справедливого отношения к другим, воспитывать умение понимать поступки своих сверстников, правильно оценивать их с точки зрения общепринятых правил поведения.

5. Создать зоны для сюжетно ролевой деятельности (разнообразные костюмы, маски, атрибуты для игр).

6. Организация игры-драматизации по мотивам литературных произведений, в которых отчетливо выделено поведение персонажей.

7. Обсуждение пословиц и поговорок, связанных с понятием дружба.

8. Вовлекать детей в игровые и практические ситуации: содержание желательно подбирать с учетом проблем общения в группе.

9. Организация совместной продуктивной деятельности (конструирование, рисование, аппликация, лепка, труд, перед организацией совместной деятельности провести беседы на различные темы: «Почему лучше работать вместе», «Как нужно помогать товарищу, если у него появились затруднения», и т. д. Эти беседы требуют активного участия дошкольников с привлечением их личного опыта.

- Организовывать разные формы совместной деятельности - работа парами («Раскрасим вдвоем нарядные рукавички для Снегурочки», подгруппами («Сделаем вместе красивые бусы на елку», фронтально, вместе со всеми («Соберем букеты осенних листьев и подарим детям в детском саду»).

Дети, которые испытывают стремление к совместной деятельности, но не проявляют активности, помогать в формировании у них позиции активного партнера. Им следует помочь в овладении способами сотрудничества, поддерживая самые робкие предложения. Влияние окажут такие приемы, как предвосхищающая оценка («Я думаю, что и ты сможешь предложить.», побуждение к активности («А ты согласен с предложением Коли? Почему оно тебе нравится?»).

10. Своим поведением воспитателю показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Привлекать внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса.

11. Специально создавать в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей.

12. Учить детей делить с другими детьми радость, говорить добрые слова. Организовывать игровые ситуациях типа «Давайте говорить друг другу комплименты», «Всем приятно ласковое слово», «Добрые пожелания».

13. По примеру, показу или предложению воспитателя учить детей находят разные способы и приемы справедливого распределения ролей, игровых материалов; используют для этого считалки, жеребьевку, очередность, предварительную договоренность. Предлагать участвовать в ситуациях «Как без ссор решить спор», «Подскажи лучшее решение», «В дружном деле всем хорошо».

14. Знакомить детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «вы», вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить за помощь и заботу. Учить быть доброжелательным, справедливым по отношению к сверстникам.

Публикации по теме:

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт»Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт» Цель: учить детей составлять из нескольких готовых деталей изображение. Задачи: закреплять умение аккуратно наклеивать детали, развивать.

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком»Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Формирование у детей доброжелательных отношений друг к другу и окружающим. Проект «Добрым быть — добрым и слыть»Формирование у детей доброжелательных отношений друг к другу и окружающим. Проект «Добрым быть — добрым и слыть» Проект «Добрым быть – добрым и слыть» В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Формирование дружеских межличностных отношений в группе дошкольников»
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 22:50
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД