Ирина Гранцова
Методические рекомендации для воспитателей «Руководство коллективным трудом в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Руководство коллективным трудом в старшем дошкольном возрасте».
Труд становится великим воспитателем,
когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников.
Развивает пытливость и любознательность,
открывает все новую и новую красоту в окружающем мире,
пробуждает первое гражданское чувство – чувство
создателя материальных благ,
без которых не возможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинской
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей „Руководство коллективным трудом в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Раскрывая тему о трудовом воспитании, можно воспринимать слова В. А. Сухомлинского: «Нет и не может быть воспитания вне труда, потому что без туда, во всей его сложности и многогранности, человека нельзя воспитывать»; К. Д. Ушинский: «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду, оно должно дать ему силу и привычку к труду».
Трудовое воспитание ребенка нужно начинать как можно раньше, когда ребенок в первые произносит: «Я сам». Привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирование у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другое.
Современное трудовое воспитание – эффективное средство подготовки ребенка к учению в школе.
Труд должен доставлять удовольствие и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям.
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.
Намечая известную последовательность действий в выполнении заданий, дошкольники приобретают умение планировать деятельность. В процессе труда взрослые дают детям полезные советы, знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитывается устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные навыки – умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе. Это очень важно для всей последующей жизни.
В своей работе с детьми я применяю коллективную форму труда детей : уборка групповой комнаты, участка, разбивка огорода, цветника, оформление группового помещения к праздникам и т. д.
Внимательно изучая детей своей группы до начала накопления опыта, я дала им следующую характеристику: состав детей разнообразен, большинства из них активны, жизнерадостны. Далеко не все из них понимают необходимость труда, часто работали по настроению, трудовые поручения выполняли не всегда аккуратно, старательно. Так Илья, Максим трудолюбивые мальчики, к работе приступают охотно, но у них еще не выработана привычка трудиться. Вытирая с удовольствием пыль, помогая товарищу убирать игрушки, забывают убрать за собой. После напоминания делают это торопливо, кое-как. В группе есть и такие, которые не уверены в своих силах, за работу они принимаются не охотно, делали все вяло. Не имея трудовых навыков, часто не доводили дело до конца. Алиса, Поля добросовестные девочки, послушные. К поручениям относятся доброжелательно, всегда выполняют их до конца, но не замечают непорядка в группе, не всегда догадываются помочь товарищам.
С начала учебного года в старшей группе я поставила перед собой цель – руководство коллективным трудом детей и наметила перед собой более сложные задачи, которые можно решать в коллективном труде : формирование у детей начала коллективизма, умения трудится вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свою помощь, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться успехам, общим результатом, умение доводить начатое до конца.
Метода руководства коллективным трудом старших дошкольников сложный вопрос. Я изучила методическую литературу по вопросам трудового воспитания детей дошкольного возраста. Это: «Воспитание дошкольника в труде» Р. С. Буре; «Индивидуальный подход к воспитанию ребенка» Е. И. Ковальчук; «Труд и наблюдения в природе» А. Ф. Мазурина; «Трудовое воспитание в детском саду» В. Г. Илаевой; статьи журналов «Дошкольное воспитание» и др.
Организовывая коллективный труд с детьми, вначале распределила детей по 5-6 человек в звенья. В каждое звено включила детей с разными умениями, учитывала и их личные желания. Первое время я распределяла обязанности каждого звена сама, сообщала объем работы, который должны сделать дети, а затем каждому звену определяла место.
В начале года я разъясняла детям, что сначала надо тщательно приготовить свое рабочее место. Таким образом, организовывая коллективный труд, я учила их постепенно готовить необходимое оборудование для труда, беседовали о последовательности работы.
Постепенно, месяца через 1,5 -2 у некоторых детей появилось желание самим распределять обязанности в труде. Постепенно, сначала с небольшой помощью, а затем и самостоятельно стали готовить все необходимое для своей работы.
Меняя содержание труда каждого звена, я постепенно включили каждого ребенка во все виды работы, которые имели место в группе: протирали от пыли кукольную мебель, мытье кукольной посуды, комнатных растений, стирка кукольной одежды и др. выполняя по очереди работу, каждый ребенок постепенно учился выполнять любую работу.
Некоторые задания, которые выполняли дети, связаны с наличием у них некоторых умений.
Например: мало кто из детей может подклеить книжку самостоятельно, но привлекать всех детей к этому виду труда необходимо. Предлагаю мало активным детям, подбирать полоски бумаги для ремонта, отмерить и отрезать нужную длину полоски, нанести клей. Когда книги уже отремонтированы, вспомнить с детьми, в какой последовательности мы выполнили эту работу. Постепенно к этому виду работы привлекаю всех детей.
Организовывая коллективный труд, стараюсь показать ребятам жизненную необходимость их работы. В условиях совместной работы, подчеркиваю важность каждого из детей выполняющего только одну операцию, входящую в общий процесс труда.
Например: Алеша собирает снег в кучки, Саша и Денис грузят его на грузовички, Коля, Ваня увозят снег и выгружают его вокруг стволов деревьев. Здесь на лицо и взаимосвязь между участниками и взаимозависимость. Дети сразу хорошо поняли, что выполнение работы каждого из них зависит от работы других детей. Представляя работу каждого ребенка, как часть общего задания помогаю детям осознать, что за результат работы они отвечают вместе.
Но были и отрицательные примеры отношения к труду.
Например: Илья и Алена не всегда тщательно и добросовестно выполняют свою работу. За ними иногда переделывают другие дети и предъявляют своим товарищам претензии. Поддерживая справедливые требования детей, регулирую их взаимоотношения, налаживаю их работу.
Начиная с детьми трудиться, весь объем работы представляю как одно общее задание. Обращаю внимание детей на то, что много дел можно выполнить в том случае, ели все дети будут работать. В ходе трудовой деятельности стараюсь координировать работу между звеньями с тем, чтобы все закончили выполнять свой объем работы примерно в одно и тоже время.
Поощрениями, похвалами стараюсь вызвать радость у детей от участия в общем труде : «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются. Помогают друг другу!» В труде я стараюсь воспитывать в детях дружбу, взаимопомощь. Объясняю им, что любая работа спорится, если выполнять ее дружно. Еще Н. К. Крупская говорила: «Ребят надо воспитывать так, чтобы они умели сообща жить и работать».
По окончании работы всегда отмечаю ее результаты, на конкретных примерах показываю преимущество коллективного труда. Спрашиваю у детей: «Что мы сегодня с вами сделали? Как изменилась группа после вашей уборки?» Дети перечисляют выполненную работу. Иногда приходится указывать и на недостатки в работе, но делать это нужно очень осторожно, выражая уверенность, что в следующий раз ребенок будет старательнее, не будет отвлекаться.
Дети обладают величайшей способностью радоваться и получать удовольствия от выполненной работы. Успех в работе вызывает у них прилив энергии, влечет снова взяться за дело. Постепенно преодолевая одно затруднение за другим, я стремлюсь к тому, чтобы дети чувствовали потребность в труде. Это важный переломный момент в жизни человека. Дошкольники, как правило, еще достигают этого момента. Но, тем не менее, именно в дошкольном возрасте закладывается тот фундамент, который обеспечивает зарождение этой потребности. Детская радость и удовольствие от завершенного дела, оценка взрослого и самооценка – все это создает основу для возникновения желания трудиться.
Чтобы укрепить веру ребенка в себя, создать устойчивую основу для положительного отношения к трудовым задачам, я в большинстве своем одобряю трудовую деятельность ребенка, хвалю, показываю образцы труда близким, товарищам, даю возможность пережить чувство удовольствия от того, что он добился хорошего результата, вызывая тем самым желание повторять действия постоянно.
Воспитание у детей трудолюбия – одна из задач детского сада. Но нельзя добиваться воспитания без прочных трудовых навыков и уважение к труду без тесной связи с семьями воспитанников. Поэтому я в работе с родителями планирую беседы, консультации, анкетирование по данной теме. Предлагаю родителям совместно с детьми принять участие в субботниках по благоустройству участка, изготовления и ремонта игрушек, шитье кукольной одежды. Коллективный труд на общую пользу, который видят дети и о значимости которого слышат от взрослых, содействует нравственно-трудовому воспитанию.
В результате проделанной работы по трудовому воспитанию, хочу отметить, что у детей имеются трудовые навыки и умения, многие из них правильно и быстро выполняют свою работу, у них развито чувство товарищества, взаимовыручка, дружба, уважение к труду.
Эта работа все больше убеждает меня каким важным средством воспитания является посильный труд, как много он даст для воспитания личности ребенка.
Однако работа по трудовому воспитанию детей еще не закончена.
Процесс трудового воспитания – длительный процесс.