Екатерина Ячикова
Методические рекомендации для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей „Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края - показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.
Богатейшие материалы по истории нашего города собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Технологическая схема опыта
Мы живём в Магнитогорске – городе со своей историей и давними традициями. Улицы, названные в честь героев, памятники архитектуры, скульптуры – всё говорит о прошлом и настоящем нашего города. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны, тем более нам есть чем гордиться. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний.
В начале краеведческой работы мы провели диагностику по выявлению знаний детей о родном городе. Результаты показали, что большинство детей не знают об историческом прошлом своего города, его культуре и достопримечательностях. Для обогащения краеведческих представлений дошкольников мы поставили следующие задачи:
- познакомить детей с историей и современностью города;
- сформировать у детей представление о различных сторонах жизни родного города, его жителей;
- развивать стремление знать свой город;
- способствовать развитию патриотического отношения к малой родине.
Работа по ознакомлению старших дошкольников с родным городом проводилась по следующим направлениям: история города, достопримечательности города, символика и труд взрослых. Поставленные задачи реализовывались через все виды деятельности: познание, коммуникация, труд и художественное творчество, игра, работа с родителями. Разработали перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказом по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города.
Наш город богат достопримечательностями и памятниками, к которым мы организуем экскурсии и пешеходные прогулки. Мы побывали с детьми:
- у памятника Грязнова.
- у памятника Тыл Фронту.
-Организовали экскурсию «Путешествие на трамвае».
Вместе с детьми посещали Краеведческий музей.
В своей работе мы активно использовали дидактические игры, которые помогают не только закрепить полученные знания о городе, но и узнать много нового. Серьёзное внимание уделялось созданию развивающей среды в группе, которая способствует познавательному развитию ребёнка, обогащению и закреплению его знаний о родном городе :
- в книжном уголке – размещены коллекции открыток об Магнитогорске, книжки-самоделки – “Улицы нашего города”, “Памятные места Магнитогорска”, литература о городе и тематические альбомы
- в уголке художественного творчества – размещён обширный материал магнитогорских художников (Надеенко, Каминский, Поляков,
- в игровом уголке имеются необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевые игр, многообразие настольно-печатных и дидактических игр по ознакомлению с родным городом.
Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводилась в тесном сотрудничестве с родителями. Нами был разработан план работы с родителями, с использованием разнообразных формы (родительские собрания с использованием презентаций, беседы, консультации, анкетирование, совместные викторины, конкурсы поделок и рисунков и т. д., были оформлены папки-раскладушки и консультации с историческими сведениями об улицах города, памятных местах, трудовых буднях горожан, истории создания герба и флага Магнитогорска, подобрана библиотека познавательной литературы для родителей об истории и культурных ценностях города. Совместно с родителями была организована фотовыставка «Мы – Магнитогорцы», проведена совместная викторина «Знатоки родного города», а также выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: “Мой любимый город”, “Город глазами ребёнка”.
Благодаря целенаправленной работе по ознакомления дошкольников с родным городом, у детей расширились представления о родном городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях Магнитогорска и трудовых буднях жителей города, о чём свидетельствуют результаты диагностики: высокий уровень – 54 %, средний уровень – 36%, низкий уровень - 10%.
Магнитогорск – наш город. Его история уходит в далёкое прошлое. И очень важно, чтобы дети знали историю своей маленькой Родины, гордились её прошлым и настоящим.
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом.
Дата, тема Содержание работы
Сентябрь
Наша родина в России
Цель: Уточнить знания детей о том, что у нашего города есть имя; как оно появилось; прививать чувство гордости за него. - беседа "Имя города".
- чтение стихов об Магнитогорске,
- рассматривание географической карты Челябинской области
Октябрь
История города
Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него. - Беседа «История города».
- рассматривание открыток «Магнитогорск»
Ноябрь
Достопримечательности города
Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город. - Экскурсия по городу «Достопримечательности города».
- дидактическая игра «Достопримечательности города Магнитогорска»
Декабрь
Символика города
Цель: познакомить с символикой Магнитогорска и Челябинской области. - Знакомство с гербом города
- знакомство с символикой Челябинской области
- дидактическая игра «Символика Челябинской области»
Январь
Известные люди города
Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Магнитогорска, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков. - Беседа «Знаменитые земляки: Борис Ручьев (писатель, Надеенко (художник)».
- рассматривание репродукций художников – Магнитогорска
Февраль
Предприятия родного города
Цель: познакомить с предприятиями Магнитогорска, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессия - дидактическая игра «Чей логотип»,
- дидактическая игра «Предприятия Магнитогорска»
Март
Транспорт Магнитогорска
Цель: дать представление о транспорте - дидактическая игра «Транспорт родного города»,
Апрель
Вот моя улица
Цель: продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, улице, жилым домам; закреплять знания домашнего адреса, дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города. - прогулка по микрорайону
- Викторина «Знатоки родного города»
Май
Боевая слава города
Цель: Познакомить с памятными местами города Магнитогорска; воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к родному городу. - Экскурсия к памятнику Тыл и Фронт, к памятнику Грязнова - Изготовление экспозиции Великой Отечественной войны
Картотека игр по ознакомлению с родным городом
Название Цель игры Материал
«Заколдованный город» Закрепить у детей знания о достопримечательностях родного города; способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.
Карты с силуэтным изображением архитектурных зданий и памятников Магнитогорска, цветные изображения этих достопримечательностей
«Достопримечательности Магнитогорска» Вызвать у детей интерес к истории исторических памятников города, прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города Магнитогорска. Цветные изображения исторических памятников Магнитогорска.
«Узнай и назови герб Магнитогорска» Закреплять знания детей о гербе г. Магнитогорска, его отличительных особенностях; закреплять умение находить общее и отличное в многообразии гербов гербы городов и районов Челябинской области
«Символика Магнитогорска и Челябинской области» Познакомить детей с символикой Магнитогорска и Челябинской области (флаг и герб); помочь детям запомнить символические изображения на гербе и флаге г. Магнитогорска, районов Магнитогорска области их расположение, значение. Карточки с изображением флагов и гербов Челябинской области.
«Транспорт родного города» Закрепить представления о транспорте. Картинки с изображением транспорта города.
«Предприятия города Магнитогорска» Познакомить с предприятиями Магнитогорска, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям. Карточки с изображением продукции различных предприятий города. ММК-градообразующие предприятие.
«Хоккейная команда Металлург» Познакомить с логотипами команды; воспитывать у детей чувство уважения и гордости за свои город. Музей хоккейной команды металлург.