Алла Болгова
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
1. Введение.
Речь - это одна из важнейших психических функций человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Правильная и развитая речь ребенка дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающий мир, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей. Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Выдающиеся ученые Л. С. Выготский, Л. С. Волкова, Е. И. Исенина, М. М. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают приёмы по развитию моторики у детей. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе проведенных исследований была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастает в связи с тем, что у большинства детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью: либо ребенок совсем не разговаривает, либо разговаривает очень плохо, поэтому развивать мелкую моторику детей необходимо с раннего возраста. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего возраста нашла свое отражение в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». В целевых ориентирах прописано на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают огромное влияние на процесс обучения ребенка. Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и обуви — липучки вместо пуговиц или шнурков, на играх - кнопочки. Мало кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает маме перебирать крупу, вытирать пыль, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с детьми. Работая над развитием мелкой моторики рук у детей можно добиться определённых результатов. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников могут справляться с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
Работу по развитию у детей мелкой моторики важно выстраивать на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с окружающим и предметным миром, использованием нетрадиционных методов изобразительной деятельности, физкультминутками, массажем, пальчиковыми и игровыми упражнениями. Это обеспечивает саморазвитие ребенка, который выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.
При подборе игр и игровых упражнений желательно придерживаться следующих принципов: – наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей, подбираемый дидактический материал должен быть интересен, понятен и доступен каждому ребенку, – развивающий характер обучения; – систематичность и последовательность, наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность. Развивающая предметно-пространственная среда – это необходимое условие для развития ребенка, важно иметь разнообразные игры и пособия, направленные на решение задач по развитию мелкой моторики. В работе с дошкольниками можно использовать комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики рук : составление фигур из счетных палочек. С помощью палочек развивается ручная умелость, ловкость, координация, речь, мышление, воображение, сообразительность; закрепляется представление о геометрических фигурах. В процессе выполнения задания объясняется ребенку, как называется та или иная фигура или предмет и как сложить.
Использование прищепок - система заданий делает упражнения с прищепками интересными и познавательными. В играх с прищепками ребёнок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие, а также в играх с прищепками развиваются творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия. Можно предложить детям прищепки разного цвета, различные фигуры из картона, например, желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля; фигура ежика без иголок, дерево без листьев и др., на которых ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что угодно: пуговицы, бусы, рожки, сушки. В младшей группе можно использовать шарики и колечки от пирамидок, и толстый шнурок. С детьми постарше - шнурок берется потоньше и предметы меньшие по размеру.
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается речь и моторика. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Уникальным средством, позволяющим развивать речь в повседневной жизни дошкольника – является пальчиковая гимнастика. В работе воспитателя пальчиковая гимнастика может использоваться в различных режимных моментах: в утренние часы перед завтраком, во второй половине дня после сна, а так же как составная часть в ходе коммуникативной деятельности. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
• Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность.
• Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
• Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
• Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
• У детей развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории.
• В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость.
Правила проведения пальчиковой гимнастики.
1) Во время проведения гимнастики следить за правильным положением осанки.
2) На начальном этапе все упражнения следует выполнять вместе с ребёнком, в медленном темпе, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
3) Подбирайте упражнения, которые окажутся по силам ребёнку. Если они пока слишком сложны – упростите их и, наоборот, при необходимости — усложняйте.
4) Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
5) Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
6) Если гимнастика сопровождается словами, то все движения выполняются в соответствии с ритмом стихотворения.
7) Сопровождая игры стихами, побуждайте ребёнка повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.
8) Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
9) Упражнения сначала можно отрабатывать одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой рукой, после этого – двумя одновременно.
10) Заниматься нужно ежедневно, каждый день не менее 5 минут.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов : семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.
Игрушки-шнуровки.
В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.
Конструкторы, пазлы, мозаики.
Различные конструкторы развивают мелкую моторику, способствуют конструированию, что развивает ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве. Собирая красочные картинки – пазлы, малыш развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук. С помощью кубов – сортёров, ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами. Мозаика способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
В образовательной деятельности для развития мелкой моторики рекомендую :
- лепку из пластилина, при помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи;
- рисование и раскрашивание. Детям очень нравится рисовать не только кистью, но и пальцем, ладошкой, зубной щеткой, ватной палочкой;
- изготовление поделок из бумаги, например вырезание, самостоятельное ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем;
- изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
- конструирование из бумаги или оригами – это древнее японское искусство складывания бумаги. Оно имеет большое значение для развития ребенка : учит детей различным приемам работы с бумагой (сгибание, складывание, надрезание, склеивание); развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера, учит концентрации внимания, так как заставляет сосредотачиваться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления и способы складывания, развивает пространственное воображение, происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами (угол, сторона, вершина); развивает художественный вкус и творческие способности детей; способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей. При выполнении поделок из бумаги, необходимо руководствоваться принципом: от простого- к сложному.
В подготовительной группе я рекомендую индивидуальные и групповые занятия по развитию графических навыков. Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Для развития мелкой моторики хорошо подойдет работа со штриховками. Штриховать можно параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, по диагонали; круговыми линиями, полуовалами; волнистыми линиями, петлями.