Никанорова Светлана
Методические рекомендации для специалистов по подготовке ребенка к школе
Методические рекомендации для специалистов
по подготовке ребенка к школе
Никанорова С. Н., учитель-логопед
МБОУДО ЦППМСП «Семья» г. Уфы
Подготовка ребенка к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу. Это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. Готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может привести к проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками и усвоении новых знаний.
Публикация «Методические рекомендации для специалистов по подготовке ребенка к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Можно выделить отдельные стороны готовности к школе :
мотивационную готовность к обучению в школе, т. е. желание учиться и познавать мир;
познавательную готовность, т. е. иметь определенные знания и умения;
интеллектуальную готовность, т. е. умение рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности;
коммуникативную готовность, т. е. умение устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками и просить помощи у взрослого;
волевую готовность, т. е. умение преодолевать трудности;
физическую и физиологическую готовность, т. е. оптимальное состояние здоровья.
Рассмотрим некоторые и них более подробно.
Психологическая готовность ребенка к школе определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой : ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.
Физиологическая готовность ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные дети даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
Познавательная готовность ребенка к школе означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Будущий первоклассник должен уметь отвечать на ряд вопросов о себе, а именно:
Назови свою фамилию, имя, отчество.
Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
Сколько тебе лет? Когда ты родился?
Как называется город, в котором ты живешь?
Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
Кем работают твои родители?
У тебя есть сестра, брат?
Как зовут твоих друзей?
В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
Назови дни недели, времена года.
Какое сейчас время года?
Чем отличается зима от лета?
В какое время года на деревьях появляются листья?
Как называется планета, на которой мы живем?
Как называется спутник Земли?
Каких домашних животных ты знаешь?
Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т. п. ?
Чем отличается город от деревни?
Чем отличаются дикие животные от домашних?
Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
Ты хочешь учиться в школе?
Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
Зачем надо учиться?
Какие профессии ты знаешь?
Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т. п. ?
Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?
Также для успешного обучения важно, чтобы высшие психические функции находились на определенном уровне развития. Рассмотрим наиболее важные:
ВНИМАНИЕ – выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8-10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
ПАМЯТЬ – запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
МЫШЛЕНИЕ – определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
РЕЧЬ – правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6-7 предложений; составлять предложения из 5-6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.
Также на этапе подготовки ребенка к школе серьезное внимание нужно уделять:
развитию мелкой моторики рук – свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;
формированию элементарных математических представлений и счета - знать цифры от 0 до 10; уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке; уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним; уметь обозначать количество предметов с помощью цифр;
развитию фонематического слуха и фонематического восприятия, которое необходимо для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте.
Подводя итог вышесказанному, отмечу, что для успешного обучения в школе к моменту поступления ребенок должен иметь определенный уровень физической, личностный, умственной и психологической зрелости. Чтобы обеспечить подготовленность ребенка к обучению в школе, педагог должен работать над развитием у ребенка тех знаний, навыков, умений, привычек, способностей и интересов, на которые сможет опереться учитель, продолжая работу над развитием поступивших в его класс учеников.
Список литературы:
1. Коваль А. Н., Малыгина А. Н., Наумова Т. В. О подготовке и готовности детей к обучению в школе : // Педагогические науки. 2016. № 7. URL : https://applied-research.ru/pdf/2016/7-4/9901.pdf ( Дата обращения: 27.07.2020).
2. Гусова А. Д. Особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста : // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8. № 6 - 2. URL :https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-poznavatelnyh-protsessov-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer ( Дата обращения: 27.07.2020).
3. Терещенко М. Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема: // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 9. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-rebenka-k-obucheniyu-v-shkole-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema/viewer ( Дата обращения: 27.07.2020).