Получи документы

Методические рекомендации для специалистов по подготовке ребенка к школе

Никанорова Светлана
Методические рекомендации для специалистов по подготовке ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации для специалистов

по подготовке ребенка к школе

Никанорова С. Н., учитель-логопед

МБОУДО ЦППМСП «Семья» г. Уфы

Подготовка ребенка к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу. Это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. Готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может привести к проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками и усвоении новых знаний.

Публикация «Методические рекомендации для специалистов по подготовке ребенка к школе» размещена в разделах

Можно выделить отдельные стороны готовности к школе :

мотивационную готовность к обучению в школе, т. е. желание учиться и познавать мир;

познавательную готовность, т. е. иметь определенные знания и умения;

интеллектуальную готовность, т. е. умение рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности;

коммуникативную готовность, т. е. умение устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками и просить помощи у взрослого;

волевую готовность, т. е. умение преодолевать трудности;

физическую и физиологическую готовность, т. е. оптимальное состояние здоровья.

Рассмотрим некоторые и них более подробно.

Психологическая готовность ребенка к школе определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой : ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

Физиологическая готовность ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные дети даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

Познавательная готовность ребенка к школе означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Будущий первоклассник должен уметь отвечать на ряд вопросов о себе, а именно:

Назови свою фамилию, имя, отчество.

Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

Сколько тебе лет? Когда ты родился?

Как называется город, в котором ты живешь?

Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

Кем работают твои родители?

У тебя есть сестра, брат?

Как зовут твоих друзей?

В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?

Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?

Назови дни недели, времена года.

Какое сейчас время года?

Чем отличается зима от лета?

В какое время года на деревьях появляются листья?

Как называется планета, на которой мы живем?

Как называется спутник Земли?

Каких домашних животных ты знаешь?

Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т. п. ?

Чем отличается город от деревни?

Чем отличаются дикие животные от домашних?

Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?

Ты хочешь учиться в школе?

Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?

Зачем надо учиться?

Какие профессии ты знаешь?

Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т. п. ?

Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Также для успешного обучения важно, чтобы высшие психические функции находились на определенном уровне развития. Рассмотрим наиболее важные:

ВНИМАНИЕ – выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8-10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.

ПАМЯТЬ – запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

МЫШЛЕНИЕ – определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

РЕЧЬ – правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6-7 предложений; составлять предложения из 5-6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.

Также на этапе подготовки ребенка к школе серьезное внимание нужно уделять:

развитию мелкой моторики рук – свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;

формированию элементарных математических представлений и счета - знать цифры от 0 до 10; уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке; уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним; уметь обозначать количество предметов с помощью цифр;

развитию фонематического слуха и фонематического восприятия, которое необходимо для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте.

Подводя итог вышесказанному, отмечу, что для успешного обучения в школе к моменту поступления ребенок должен иметь определенный уровень физической, личностный, умственной и психологической зрелости. Чтобы обеспечить подготовленность ребенка к обучению в школе, педагог должен работать над развитием у ребенка тех знаний, навыков, умений, привычек, способностей и интересов, на которые сможет опереться учитель, продолжая работу над развитием поступивших в его класс учеников.

Список литературы:

1. Коваль А. Н., Малыгина А. Н., Наумова Т. В. О подготовке и готовности детей к обучению в школе : // Педагогические науки. 2016. № 7. URL : https://applied-research.ru/pdf/2016/7-4/9901.pdf ( Дата обращения: 27.07.2020).

2. Гусова А. Д. Особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста : // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8. № 6 - 2. URL :https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-poznavatelnyh-protsessov-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer ( Дата обращения: 27.07.2020).

3. Терещенко М. Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема: // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 9. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-rebenka-k-obucheniyu-v-shkole-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema/viewer ( Дата обращения: 27.07.2020).

Публикации по теме:

Достижения «Комиссуриков». Проект комплексного взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с ОВЗ Разрешите познакомить вас с нашим долгосрочным проектом"Комиссурики". Работая над проектом в течение двух лет мы постарались охватить, как.

Консультация для молодых специалистов на тему «Театр в жизни ребенка»Консультация для молодых специалистов на тему «Театр в жизни ребенка» Консультация для молодых специалистов на тему: "Театр в жизни ребенка"."Весь мир-театр, а люди в нем- актеры"-говорит классика. В жизни.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние.

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком»Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Методические рекомендации при разучивании песни «Машина» Методические рекомендации при разучивании песни" Машина", музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Диапазон песни :фа - си - бемоль Программное.

Методические рекомендации по созданию дидактических игр по подготовке детей к чтению на основе кругов ЛуллияМетодические рекомендации по созданию дидактических игр по подготовке детей к чтению на основе кругов Луллия Методические рекомендации для воспитателей Д. О. в создании дидактических игр по подготовке детей к чтению на основе кругов Луллия.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школеРекомендации родителям по подготовке детей к школе Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные.

Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Добрый день, дорогие коллеги. сейчас многие родители озабочены подготовкой к школе своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для специалистов по подготовке ребенка к школе
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 19:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для специалистов по подготовке ребенка к школе» (включая файлы) размещена пользователем Никанорова Светлана (УИ 1880327) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД