Папки-передвижки

Методические рекомендации для родителей детей раннего возраста по организации досуга в период вынужденной самоизоляции

Надежда Ежова
Методические рекомендации для родителей детей раннего возраста по организации досуга в период вынужденной самоизоляции
▼ Скачать + Заказать документы

Важным вопросом в жизни каждой семьи оказался вопрос организации досуговой деятельности детей в условиях вынужденной самоизоляции. Поскольку кроме собственной удаленной работы, родителям приходится планировать и деятельность с ребенком. Нагрузка на семьи возрастает и, безусловно, им нужна поддержка в подборе игр и методических рекомендаций.

Досуг, как время свободного препровождения сосредотачивает в себе ресурсы для творческого развития ребенка. Досуг предполагает свободное участие родителей и детей в совместной деятельности. Соответственно, важной задачей взрослого для организации досуга, является организация пространства и деятельности таким образом, чтобы было интересно и самому взрослому, и ребенку. Поскольку мы думаем о совместной внутрисемейной деятельности с ребенком раннего возраста, то наилучшим вариантом являются игры.

Публикация «Методические рекомендации для родителей детей раннего возраста по организации досуга в период вынужденной самоизоляции» размещена в разделах

Самыми замечательными играми для детей в раннем возрасте можно считать игры с сенсорными материалами. Именно такие игры способствуют расширению опыта творческих экспериментов, развитию устойчивого интереса к совместной деятельности, развитию эмоционально-положительного отношения к новым видам деятельности. «Увлекая ребенка, увлекайтесь сами!» - вот лозунг, подходящий для совместной творческой игры. Интерес, увлеченность взрослого передаются ребенку. Важно, чтобы образы, которые будут отображаться в творчестве, были связаны с приятными впечатлениями: мягкая ткань, теплая водичка, яркий лучик. В сочетании с целенаправленной деятельностью и ярким положительным эмоциональным отношением взрослого, предложенные игры будут способствовать гармонизации развития ребенка.

Игры с тканью

Для самых маленьких детей, большим удовольствием будут любые спонтанные игры с тряпочками: доставать и перебирать их, исследуя фактуру ткани, а для детей постарше — можно уже давать задания. Ткань можно использовать как самостоятельный элемент в структуре игры (занавеска, скатерть для стола в игре с куклами).

Использование ткани в сюжетной игре

• Гладить тряпочки «утюгом».

• Развешивать тряпочки на сушилку, фиксируя прищепками.

• Делать одежду для игрушек, чтобы тряпочки держались — фиксируем их синельной проволокой. Что может быть одеждой? Косынки на головы игрушкам, шарфики, юбочки, платья.

• Можно использовать как скатерть, простыни, одеяла для игрушек.

• Заворачивать в тряпочки игрушки – пеленание.

Игры с фонариком

Игры с фонариком обычно очаровывают всех детей. Для игры вам понадобится именно фонарь, а не лазерная указка. Лучше, если это будет небольшой фонарик с батарейками, не ручной с динамозарядкой. Тогда время игры будет более продолжительным и ваша рука не устанет. Играть можно в дневное время, если на окнах есть рольставни или в домике из одеял; в вечернее время при выключенном свете.

Знакомство с такими играми лучше начинать в дневное время, чтобы ребенок всегда мог поднять одеяло и убедиться, что пространство безопасное, а темноту он может создавать сам (трансформировать пространство) – опуская и поднимая одеяло. На этапе знакомства с фонариком ребенку можно предложить найти свои ножки и ручки. Как раз и схема тела вспомнится. Можно найти лицо мамы, ее руки и ноги. Можно найти кровать, дверь в комнату и т. д.

«Охотник»

Поставьте рядом два-три стула или журнальный стол. Накройте конструкцию большим плотным одеялом – это дом. В дом не должен попадать дневной свет. Посадите в доме несколько любимых игрушек – они спрятались. Далее вы показываете ребенку фонарик, показываете, как он включается и выключается, даете возможность ребенку самостоятельно выполнить манипуляции с его включением и выключением. А потом показываете на дом и предлагаете найти игрушку. Вместе с ребенком располагаетесь в доме с включенным фонариком, и направляете луч фонаря в разные стороны. При спонтанном перемещении луча можно найти какую-нибудь игрушку. Радуетесь вместе с ребенком находке и ищите еще одну игрушку. В дальнейшем, ребенка можно просить найти конкретную игрушку (называете ее).

«Театр теней»

Покажите ребенку, как при помощи рук можно создавать на стене тени животных. На начальном этапе игры это просто демонстрация животных, их озвучивание (имитирующие звуки) и называние. А в дальнейшем можно играть в догонялки, можно угадывать животное (с очередностью ведущего). Можно придумывать истории про животных или использовать готовые сюжетные игрушки и рассказывать простые сказки. Привычные сказки обретут новую силу и интерес, если их начать показывать другим способом, например, с использованием театра теней.

«Кто в домике?»

Очень интересная игра с карточками и фонариком. Картинки должны быть одного размера. Сюжетный персонаж должен быть чуть меньше домика. Взрослый заранее готовит цветные картинки: домик и зайчик; домик и лисичка; домик и котик. Эти пары картинок накладываются друг на друга так, чтобы домик всегда был верхним. Не показываем ребенку эти картинки заранее. Между собой картинки можно скрепить скрепками. Далее, выключаем свет. Берем одну пару картинок и с обратной стороны подсвечиваем ее, направляем на нее луч света. И вот он сюрприз – без луча света домик был пустым, а с лучом – в домике зайчик. И таким образом можно работать с разными картинками. Можно даже обыграть сказку «Заюшкина избушка». На обратную сторону двух картинок с домиками поместить зайца и лису, и дальше обыграть по сюжету сказки. Очень необычное оформление сказки получится.

Можно сразу заламинировать две картинки, а можно использовать прозрачные кармашки от файлов из фотоальбомов. Просто размещать нужные картинки заранее. Базовые (верхние) картинки тоже можно использовать разные. Это могут быть банки («Что в банке?»); забор («Кто за забором»); машинка («Кто в машине?») и т. д. Если ребенку нравится играть с буквами или цифрами, и так получилось, что он уже их знает, то вместо сюжетных персонажей можно использовать буквы и цифры. Только вопрос в игре уже меняется. Например, верхние картинки пусть будут корзинки, а нижние – буквы или цифры. Но лучше ориентировать ребенка на игру с сюжетными персонажами.

Вот такие прекрасные игры можно организовать с детьми, используя обычный фонарик.

Игры с водой

Возня с водой, переливание и брызганье особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только купаясь, но при любой возможности: сунуть пальчик в бьющую струю фонтана и посмотреть, что получится; заглянуть в лужу на асфальте и попробовать разглядеть в ней свое отражение, облака, ветки; бросать камушки в пруд и наблюдать, как расходятся по воде круги. Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку.

Переливание воды

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь — полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.

Фонтан

Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился — ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами.

Эксперимент «Плавает – тонет»

Можно познакомить ребенка со свойствами предметов в воде. Предложите ребенку бросать в воду различные предметы и наблюдать – тонут они или плывут.

Эксперимент «Большой и маленький водопады»

Предложите ребенку поролоновые губки разного цвета, формы и размера. Пусть ребенок опускает их поочередно в воду, затем достает и отжимает. Отжимаемые губки можно поднимать то выше, то ниже. Взрослому необходимо комментировать большой или маленький водопады.

Игры со льдом.

«Ледяные яйца»

Предварительная работа. Для игры понадобятся маленькие воздушные шарики и фигурки животных или насекомых. Помещаем игрушку в шарик, наливаем в него воду (примерно до размеров с гусиное яйцо, завязываем и убираем в морозилку, примерно на сутки. Далее достаем шарик, отрезаем хвостик.

Приступаем с ребенком к разморозке: поливаем водичкой, греем феном, кладем на батарею. Ледяное яйцо тает и из него появляется какое-нибудь животное или насекомое. Если таких замороженных яиц сделать много, хотя бы штук 10, то ребенок и взрослый получат массу удовольствия от наблюдения и за игрушками, и за льдом. Чтоб не путать ребенка, на начальных этапах можно использовать только фигурки птиц.

«Кораблики»

Предварительная работа. Для игры используем формочки для льда, заливаем их водой и в каждую формочку опускаем какую-нибудь сюжетную игрушку. Голова фигурки должна оставаться над поверхностью воды. Помещаем все в морозильную камеру. Когда вода в формах замерзнет, достаем все из камеры.

Просим ребенка взять за фигурку получившиеся кораблики и пустить их плавать в море (например, в тазу или ванной). Можно дуть на кораблики и наблюдать за тем, чей кораблик быстрее приплывет к берегу или чей кораблик позже растает. Кораблики можно делать цветными (изначально надо подкрасить воду красками).

Рисование льдом

Предварительная работа. Берем форму для льда, заполняем ячейки водой. Далее подкрашиваем воду в каждой ячейке какой-нибудь яркой краской. Далее, аккуратно заворачиваем полностью всю форму пищевой пленкой. Следите, чтоб форма не переворачивалась и краски не смешивались. Далее, берем маленькие деревянные шпатели (палочки от мороженого) и вставляем их по одному в каждую ячейку. За счет пленки шпатели не будут наклоняться, будут устойчивыми. Далее помещаем всю конструкцию в морозильную камеру и ждем, когда все заморозится. После заморозки аккуратно снимаем пленку и достаем за палочку ледяные краски.

Предлагаем ребенку рисовать льдом.

Как сделать так, чтобы игра была интересной?

Иногда происходят ситуации, когда и подготовка к игре отличная, и настроение замечательное, и хочется вместе с ребенком разделить ожидание игры, хочется, чтобы он тоже смеялся и получал удовольствие от совместного досуга, но завладеть его вниманием не получается. Такое может случиться, когда игра уже знакома и ребенку не хватает доли новизны, чтоб удержаться в сюжете игры.

Прежде всего, подумайте о вариативности поверхности. Возможно, прежние игры проводились за столом или на полу. Можно предложить ребенку расположиться для игры на кресле, на диване, возможно у вас есть удобные мягкие подушки, которые можно разложить на полу, а возможно вы перейдете играть в другую комнату и это уже будет то самое изменение привычного сценария в игре, которое позволит ребенку посмотреть на игру по-другому. Привычная игра может отличаться от новой расположением игрушек, с которыми ребенку надо действовать. Если раньше он спокойно сидел на одном месте в окружении игрушек, то чтобы остаться интересным для ребенка, предложите ему подвигаться. Если раньше гараж и машинка располагались друг от друга на расстоянии вытянутой руки, то для новизны в игре, это расстояние можно чуть увеличить. Пусть для того, чтобы спрятать машинку в гараж, ребенку придется повернуться, встать на коленки и сделать два шага. Это доступные изменения в игре, ребенок принимает их и продолжает играть вместе со взрослым. Ему надо совсем чуть-чуть изменить положение тела и совершить один или два шага. Такое постепенное изменение в движениях в рамках сюжета позволит учиться принимать новую информацию и чуть быстрее адаптироваться к новой ситуации в будущем. Что благоприятно отразится на его развитии в дальнейшем.

Первичные целевые ориентиры в организации досуга с детьми: зрительный контакт взрослого и ребенка; ожидание ответных действий или слов от ребенка; очередность в деятельности – взрослый и ребенок равноправные партнеры; целенаправленность в деятельности с предметами. Даже если это эксперименты с различными сенсорными материалами, взрослый уделяет время тому, чтобы ребенок насладился процессом, а затем организует завершение деятельности и отмечает результат. Особое внимание уделяйте собственным положительным эмоциональным реакциям.

Очень надеемся, что представленные методические рекомендации и игры будут полезны для семей, воспитывающих детей раннего возраста и помогут расширить спектр семейных игр для организации досуга семьи.

Публикации по теме:

Аппликация «Дом моей семьи». МК для детей младшего дошкольного возраста и их родителей в период самоизоляцииАппликация «Дом моей семьи». МК для детей младшего дошкольного возраста и их родителей в период самоизоляции Задачи: формировать представления о семье и её членах. Формировать умение составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по подготовке танца «Матрешки» для детей второй группы раннего возраста Всегда приятно порадовать родителей хорошим музыкальным поздравлением. Хочу поделиться, как это можно сделать с воспитанниками 2 группы.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Рекомендации для родителей средней группы по теме «Весна» в период самоизоляцииРекомендации для родителей средней группы по теме «Весна» в период самоизоляции 1. Попросите ребенка вспомнить и назвать времена года. Уточните последовательность смены времен года. Отгадай, какое сейчас время года? Если.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Советы родителям «Вместе стать дружнее» (рекомендации в период самоизоляции для родителей и детей)Советы родителям «Вместе стать дружнее» (рекомендации в период самоизоляции для родителей и детей) Бешеный ритм современной жизни, не оставляет нам шансов на осмысленное существование, ведь в современном мире много сложностей для людей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для родителей детей раннего возраста по организации досуга в период вынужденной самоизоляции
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 11:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для родителей детей раннего возраста по организации досуга в период вынужденной самоизоляции» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Ежова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД