Осипенко Инна Анатольевна
Рекомендации по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно – развивающей работе педагога – психолога дошкольной образовательной организации
Введение
На всём пути своего развития отечественная педагогическая наука уделяла пристальное внимание вопросам дошкольного воспитания детей.
Публикация «Рекомендации по использованию игрового набора „Дары Фрёбеля“ в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Дошкольное детство— важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех высших психических процессов.
В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей.
Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, ребенок должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия высших психических процессов человеческая деятельность невозможна.
Более того, оказывается, что высшие психические процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности.
Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в детском саду, в школе обычно переходит в разряд неуспевающих.
Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития высших психических процессов дошкольников особенно актуальной.
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей жизни. Поэтому сегодня педагогам дошкольного образования предоставлены широкие возможности для творческих инициатив использования инноваций с учетом специфики, уровней притязаний дошкольников.
Современная психология находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей.
В связи с этим в системе современного образования педагогу – психологу необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать и применять в своей коррекционной работе, практической профессиональной деятельности помимо традиционных коррекционных методик, современные инновационные коррекционные технологии и методики.
Актуальность методических рекомендаций заключается в том, что, проблема высших психических процессов – одна из наиболее обширных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
В связи с этим, возникла необходимость обратиться к педагогическим идеям немецкого педагога XIX века Фридриха Фребеля – создателя идеи понятие «Детский сад».
Цель: показать значимость игрового набора «Дары Фребеля» в коррекционно – развивающей работе педагога – психолога дошкольной образовательной организации.
Данные методические рекомендации направлены на решение следующих задач:
- познакомить педагогов – психологов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
- познакомить с теоретическими основами игрового набора «Дары Фребеля»;
- оказать помощь педагогам - психологам дошкольных образованных организаций в понимании использования «Даров Фрёбеля» для развития высших психических процессов у детей дошкольного возраста;
- сориентировать педагогов - психологов дошкольного образования на формирование способности осваивать новые способы деятельности в процессе обучения детей и реализовывать инновационные подходы в сфере дошкольного образования.
- составить картотеку игр на развитие высших психических процессов у дошкольников при помощи «Даров Фребеля».
Новизна методических рекомендаций заключается в подборе, систематизации и интеграции имеющегося теоретического и практического материала, направленного на развитие высших психических процессов у дошкольников при помощи игрового набора «Дары Фребеля».
Данные методические рекомендации будут полезны : педагогам – психологам, воспитателям, логопедам дошкольных образовательных организаций.
Пояснительная записка
Первые дошкольные группы и сады возникли в России в последней трети XIX века. Они создавались по инициативе частных лиц, но с 1917 года эта сфера образования стала объектом государственной политики.
Известно, что родоначальником возникновения детского сада считается немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фрёбель.
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852гг, немецкий педагог, теоретик и, по сути, основоположник общественного дошкольного воспитания.
Благодаря его трудам, дошкольная педагогика, была выделена в самостоятельную область знания. Фрёбель создал целостную систему общественного дошкольного воспитания, под названием детский сад (Kindergarten, которая была оснащена практическими пособиями, где детально прописана методика дошкольной воспитания.
Он рассматривал воспитание как двусторонний, затрагивающий ученика и учителя процесс, в котором учитель, руководствуясь педагогическими принципами, воздействует на развитие личности главным образом с помощью множества различных видов деятельности, процесс, подводящий и обучаемого, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самих себя. Настоящий педагог всегда в состоянии одновременно «давать и воспринимать, объединять и разделять, предписывать и проявлять терпение, быть строгим и снисходительным, твердым и гибким».
Фрёбель считал, что в основу деятельности детского сада следует положить игры-занятия.
Поэтому, главной задачей педагога было развить в ребенке все, что заложено природой, по средствам правильно направленной игры. При этом абсолютно не требуется какого-либо принуждения, достаточно побудить ребенка сделать то, что он сам бы сделал, если бы понимал себя.
Фрёбель определил главный принцип воспитания в детском саду: не мешать ребенку, а помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа.
Роль взрослого в игре, по мнению Ф. Фрёбеля, заключается в сопровождении действий ребенка словами: рядом, вверх, вниз. То есть, указывать ребенку на пространственные соотношения. Если действия ребенка не воспроизводят пространственные соотношения, то занятия эти нужно сопровождать песенкой с изменением высоты тона.
Таким образом, педагог придает большое значение самостоятельному исследованию ребенком предмета игры.
Идеи Фридриха Фрёбеля в контексте современных
психолого-педагогических знаний.
Ф. Фрёбель чувствовал интуитивно то, что подтверждено на сегодняшний день психолого-педагогическими исследованиями. Развитие тех или иных способностей, видов деятельности детей зависит от времени обучения - сенситивного периода – период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к, определенного рода, взаимодействиям среды и оказывается как физиологически, так и психологически готов к усвоению новых форм поведения и знаний.
В системе воспитания Фрёбеля исходным являлось представление о деятельной природе ребенка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности и любознательности.
Фрёбель подчеркивал важность эмоционального взаимодействия с ребенком с самого рождения, приобщения его к родной культуре. Для этого он использовал музыку, пение и танцы. Игры, экспериментирование, проектирование, наблюдение и изучение природы сопровождали стихотворные тексты.
Педагогическая прозорливость и научное предвидение Ф. Фрёбеля позволили ему выстроить определенную систему, созданную с учетом психического развития детей.
В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.
Соотношение принципов ФГОС и педагогики Ф. Фрёбеля в решении задач системы дошкольного образования.
Принципы дошкольного
образования
в соответствии
с ФГОС ДО Принципы
педагогики Ф. Фрёбеля Реализация принципов
обеспечивает решение задач
ФГОС ДО
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития. - Признание уникальности каждого ребенка;
- признание целостности детства в его проявлениях. - Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования). - Выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и
социум);
- создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. - Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создание благоприятных условий развития детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечение вариативности и
разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- сотрудничество Организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным и нормами, традициям семьи, общества и государства. - Признание ребенка как
части семьи и общества. - Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах
деятельности. - Целостный взгляд на развитие каждого ребенка. - Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития); учёт этнокультурной ситуации развития детей. - Единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе ребенка, его внутренним законам. - Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС ДО возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.
Основные характеристики игрового набора «Дары Фрёбеля»
По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фрёбеля».
Педагогические принципы Ф. Фрёбеля лежат в основе его подхода к выбору предметов – посредников, приобщающих ребёнка к познанию окружающего мира. Фрёбель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «Дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Всего Фрёбель разработал шесть «даров». Первый «дар» – цветные мячики – помогает ребёнку различать цвета и осваивать пространственные представления. Второй «дар» – шар, куб и цилиндр – знакомит с геометрическими телами. Остальные четыре «дара» - куб, разделённый на мелкие части, дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования.
Игрушки Фрёбеля – это самый обыденный материал, который можно найти в любой ситуации. Он исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. Чем игрушка определённее и сложнее, тем меньше она дает простора для собственного творчества ребенка. Чем проще игрушка, тем больший простор остается для самодеятельности ребенка. Фрёбелевские игрушки отличаются не только простотой, но и разнообразием. Они отвечают самым различным особенностям детского ума и творчества, а также индивидуальным склонностям отдельных детей. С ними можно производить разные действия: строить, клеить, лепить, рисовать, вырезать и т. д. Разные игрушки предусматривались для детей разного возраста: самым маленьким детям предлагались простые предметы, с которыми нетрудно справиться; детям постарше – игрушки, требующие большей самостоятельности и умелости.
Однако жизнь не стоит на месте, и идеи Фрёбеля – педагогики получили своё развитие в различных авторских педагогических системах (М. Монтессори, Р. Штейнера (Вальдорфская педагогика, С. Френе, Л. Малагуцци, развивающей системе Никитиных, теории развивающего обучения Б. Д. Эльконина – В. В. Давыдова). Последователи идей Фрёбеля по всему миру развивали и продолжают развивать систему элементов его «даров». Если во время педагогической деятельности Фрёбеля в практике детских садов использовались всего шесть «даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет систему из 14 модулей.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет собой комплект, состоящий из 14 модулей и 6 методических пособий (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек и одно общее методическое пособие).
Все эти предметы используются для коррекционно – развивающей работы с детьми в проведении как индивидуальных, самостоятельных, так и подгрупповых игр, конструирования, творческой деятельности, двигательной активности.
Набор Фрёбеля – это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Постепенно от объектов реального мира, ребенок переходит к абстракциям и погружается в мир науки.
Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Ф. Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию, где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.
Использование «Даров Фребеля»
в коррекционно – развивающей работе педагога –психолога
Согласно данным статистики, за последние годы наблюдается увеличение числа дошкольников, имеющих отклонения в развитии. Данная проблема и привела к необходимости использования в коррекционно – развивающей работе педагога - психолога игрового набора «Дары Фребеля», и послужило в необходимости разработки картотеки игр направленных на развитие высших психических процессов при помощи игрового набора «Дары Фребеля».
Цель данных игр: развивать высшие психические процессы у дошкольников при помощи игрового набора «Дары Фребеля».
Игровой набор «Дары Фрёбеля» и разработанная картотека игр (Приложение 1) к ним используется в работе педагога – психолога и решает следующие поставленные задачи:
- развивать социальные и коммуникативные умения;
- развивать высшие психические процессы (память, мышление, воображение, внимание и т. д. ;)
- развивать сенсомоторные навыки;
- развивать мелкую моторику рук;
-развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность;
- формировать элементарные математические представления;
- развивать логические способности;
- развивать потребность взаимодействия с окружающим миром;
- развивать эмоциональную сферу детей.
Набор легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта - дерево, что безопасно для реализации и применения ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Используя игровой набор «Дары Фрёбеля» с детьми ОВЗ как педагог - психолог, большое внимание уделяю активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности, потому что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности. Все действия детей во время занятий соединяем со словом. Так как слово позволяет ребенку осознать и закрепить опыт. Так же в работе с детьми дошкольного возраста, я учитываю не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка в частности и желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка.
Таким образом, увеличение числа дошкольников, имеющих отклонения в развитии привело к необходимости использования в работе игрового набора «Дары Фребеля» и разработке картотеки дидактических игр, что является эффективной технологией в работе с детьми с ОВЗ по развитию высших психических процессов.
Литература, источники
1. Артемова, Л. B. Мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/ - М. : Наука, 2002 - 96 с. ;
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: Метод. рекомендации /; Под. общ. ред. В. В. Кожевниковой. – М. : ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014. – 20 с. ;
4. Сост. : М. В. Иерусалимова, О. А. Казакова, Л. A. Иванова, Т. В. Калинина, А. О. Алексина. Опыт использования игрового набора «Дары Фрёбеля» для организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении: сборник методических материалов по итогам работы городской педагогической мастерской «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля"» - Самара, 2020. - 52 с. ;
5. Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей / Пер. с нем., сост. и предисл. Л. М. Волобуевой. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 248 с.