Ася Паунежева
Рассматривание сюжетных картинка как эффективное средство развития связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматривание сюжетных картин- эффективное средство развития связной речи.
Картинки, обогащая и уточняя представления детей об окружающем мире, способствуют развитию образного восприятия; обогащают словарь за счет точных емких характеристик предметов и явлений; помогают увидеть красоту форм, линий, цвета; способствуют воспитанию добрых чувств. Ученые, изучавшие вопросы восприятия детьми сюжетных картин, определили, что характер ответов дошкольников на вопросы воспитателя зависит от содержания картины, его близости опыту детей, умения рассматривать изображенное.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Сюжеты картин для младших дошкольников должны быть просты и понятны, так как сложные для детского понимания события выходят за рамки их восприятия.
Восприятию картин детей надо учить. С помощью специально продуманных вопросов, заданий педагог обучает детей сосредоточенности, произвольному вниманию, пониманию простейших связей, развивает способность к правильным суждениям, их речевому оформлению.
Примерные планы бесед с детьми.
Цель беседы: формировать у детей умение целенаправленно, в определенной последовательности рассматривать картину; совершенствовать речь дошкольников: побуждать их к инициативным высказываниям, обогащать словарь, помогать правильно (по содержанию и построению речевого высказывания) отвечать на вопросы.
В песочнице.
Воспитатель рассказывает о том, что все дети любят играть с песком, что песок можно насыпать в ведерки, делать из него куличики, горки и т. д.
«Хотите, покажу вам детей, которые с удовольствием играют в песочнице?»- продолжает разговор педагог, демонстрируя картинку. Воспитатель дает детям возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями.
Видите, какая большая песочница. Какие широкие у нее бортики,- говорит педагог. - Песочница…. (большая, бортики у нее…. (широкие).
А сколько песка в песочнице? (Много. Целая гора.) Какого цвета песок? (Желтого.)
Целая гора песка, а на вершине горы стоит…. (полосатая машина). Чья эта машина, как вы думаете? (Ответы детей.) Я тоже думаю, что это машина черноволосого мальчика с синим совком в руке. Черноволосый мальчик разговаривает …. (с мальчиком, который играет с зеленой машиной). Интересно, о чем они договариваются. (Воспитатель выслушивает ответы детей. Соглашается, что мальчики собираются прорыть в горе туннель.)
А что делает в песочнице девочка в красном платьице? Она не только куличи делает. Она украсила уголок песочницы…. (маленькими игрушками).
Нравится детям играть в песочнице? Они довольны? Вы это видите? (Да, дети улыбаются.)»
Работу по картине можно закончить следующим рассказом : «Хорошо играть в песочнице, интересно. Песочница очень большая, с широкими бортами, с чистым желтым песком. Песка в песочнице много, целая гора. Мальчики с машинами расположились по разные стороны песочной горы. Они договариваются прорыть туннель, чтобы ездить друг к другу в гости. Хорошенькая девчушка в красном платьице украсила уголок песочницы игрушками и печет куличики. Она приглашает и вас угоститься куличами».
Друзья
«Мне очень нравится, как радуется (воспитатель называет имя ребенка, когда в детский сад приходит (имя ребенка). Это дети – друзья.
Про таких друзей, как наши, вот такую картинку нарисовал художник».
Воспитатель демонстрирует картину, дети рассматривают ее.
«Кто стоит рядом с дверью? – спрашивает педагог. (Девочка с книжкой и мальчик. Они держатся за руки.)
А кто бежит встречать детей? (Мальчик в теплой кофточке, на которой нарисована желтенькая машина.)
Покажите, как мальчик раскинул руки. Он приготовился обнять друзей.
Кто еще встречает детей? Как вы думаете, это добрая, ласковая воспитательница? А почему вы решили, что добрая, ласковая? (Улыбается, гладит девочку по голове.)
На шкафчике сидит….(коричневый медвежонок). Медвежонок смотрит на детей. Ему нравится эти ребята.
Давайте и мы будем учиться встречать друг друга утром с распростертыми объятиями. А медвежонок расскажет мне, кто как кого встречал и обнимал».