Юлия Вертинская
Особенности развития речи ребенка до года
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ДО ГОДА
Довербальный (доречевой) период продолжается от 0 до 8 месяцев жизни. В это время происходит формирование психофизиологической основы речи. В определенной последовательности вступают в действие двигательный, слуховой и зрительный анализаторы. По мере их созревания происходит их взаимодействие, которое обеспечивает подготовку речевого восприятия и воспроизведения. На этом этапе ребенок чрезвычайно чуток к языку, издает короткие или певучие звуки, открывает для себя возможность вступать в общение со взрослыми через звуки и жесты. Уже в момент рождения мозг ребенка и его органы чувств подготовлены к усвоению языка. Крик здорового новорожденного, извещающий о его появлении на свет, продолжительный, характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом, голос звонкий. Ко 2—3-му месяцу жизни крик ребенка интонационно значительно обогащается, при крике отмечается усиление некоординированных движений рук и ног. С этого возраста ребенок начинает реагировать криком на прекращение общения с ним, удаление ярких предметов из поля зрения и т. п.
Публикация «Особенности развития речи ребенка до года» размещена в разделах
Нередко дети реагируют криком на перевозбуждение, особенно перед засыпанием. Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться функция общения. Период интенсивного интонационного обогащения крика совпадает с определенным этапом развития моторики. Ребенок начинает держать голову вертикально, разжимать и сжимать кисти, удерживать вложенный в руку предмет. В это же время он начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источник звука, поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на лице, губах взрослого.
В возрасте около 2 месяцев ребенок начинает произносить звуки с участием губ и языка, а главное, становится заметно, что ребенок сам получает от них удовольствие. Эти звуковые голосовые реакции, к которым относятся также кряхтение и радостное повизгивание, называются гулением. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка, однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э, наиболее легкие для артикулирования, губные согласные (п, м, б, обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х, связанные с физиологическим актом глотания.
В период гуления, помимо сигналов неудовольствия, выражаемых криком, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия ребенка, которая время от времени начинает приобретать характер выражения радости. Ребенок пристально смотрит в лицо говорящего человека. Если в этот момент мимика и интонация взрослого радостны, то ребенок отчетливо повторяет мимические движения (эхопраксия) и подражает голосовым реакциям (эхолалия). Обычно к 3-месячному возрасту гуление достигает своего максимума. Его характер и длительность зависят от реакции на него матери.
Если она реагирует на издаваемые ребенком звуки, улыбается в ответ, повторяет их, гуление усиливается, приобретает все более эмоциональный характер. Это первые «диалоги» матери и ребенка, первый опыт общения. Одновременно происходит процесс развития понимания -речи.
Прежде всего ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия. Примерно на 4—5-м месяце жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка — лепет. Это непроизвольная физиологическая реакция, свидетельствующая о комфортном состоянии ребенка, его хорошем настроении. Сначала ребенок издает короткие звуки, напоминающие сочетания «согласный — гласный».
Постепенно лепет усложняется, и усложнение идет по нескольким линиям. Во-первых, возникают все новые и новые сочетания звуков. Во-вторых, удлиняются звуковые последовательности: если вначале ребенок произносил один слог, то вскоре возникают цепочки слогов, включающие 3, 4 и более одинаковых слога.
Постепенно слоговые цепочки становятся все белее разнообразными, в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги. Этот период совпадает с формированием у ребенка функции сидения.
Первоначально ребенок пытается присаживаться. Затем у него развивается способность удерживать свое туловище в положении сидя, что окончательно формируется к полугодовалому возрасту. В лепете 6—7-месячного ребенка уже можно уловить некое подобие интонации, причем все более определенно слышатся зачатки интонационных конструкций, свойственных именно родному языку. Замечено, что ле-печут и глухие дети, но постепенно их лепет затухает и прекращается. После 8 месяцев звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка, начинают постепенно угасать. Часть лепетных звуков, которые не соответствуют фонемам слышимой ребенком речи, утрачивается, появляются новые речевые звуки, сходные с фонемами речевого окружения.
Выделяют и третий этап в развитии лепета, когда ребенок начинает произносить слова, образованные повторением одного и того же
слога. Этот этап лепета обычно бывает коротким, и ребенок вскоре, уже к концу первого года жизни, начинает говорить первые слова. Этот период совпадает с новым этапом развития психомоторики. Ребенок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная деятельность рук. В захватывании предметов кистью начинают участвовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев.
Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов («ма—ма», «па—па», «дя—дя» и т. д.). Более сложные слова могут быть фонетически искаженными при сохранении части слова -корня, начального или ударного слога.
По мере роста словаря фонетическое искажение проступает все заметней. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики. Произнесение ребенком слов сопровождается, как правило, жестами и мимикой.
Сроки и темп развития понимания речи окружающих расходятся со сроками и темпом формирования устной речи. Уже в 7—8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Например, ребенок поворачивает голову и глаза, когда слышит: «Где баба?», «Где мама?» и т. п.
Иными словами, в это время начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом в конкретной ситуации. При многократном повторении взрослыми слов в сочетании с показом предмета в сознании ребенка постепенно запечатлевается связь между зрительным образом предмета и звучащим словом. Таким образом, понимание слышимого слова устанавливается задолго до того, как ребенок может его произнести.
Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что у девочек слова появляются на 8—9-м месяце жизни, а у мальчиков — на 11 —12-м месяце.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
Наиболее бурно развивается понимание речи на втором году жизни. Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполняет простые поручения. Постепенно у него развивается понимание имен окружающих его людей, названий предметов. Он смотрит в направлении указывающего жеста взрослого, выбирает по его просьбе («Дай куклу», «Дай собачку») предмет из ряда других. Ребенок воспринимает целые фразы и дает ответную реакцию -например, на вопрос «Где часы?» или «Куда ушла мама?» следует указывающий жест с произнесением слова, — понимает речь, обращенную не только к нему, но и к другим. Двухгодовалый ребенок интересуется действиями других детей, общается с ними эмоционально, проявляет сочувствие, по просьбе взрослого отдает другому ребенку игрушку или выказывает протест — двигательный, словесный, эмоциональный. У ребенка под влиянием взрослых формируется положительное отношение к другим детям: взрослый привлекает внимание детей друг к другу, дает посильные поручения, учит детей выражать положительное отношение друг к другу в действиях и в речи : «Не плачь», «Он к маме хочет».
Появляется понимание изображения отдельных предметов, действий по картинке как реакция на вопросы «Где мячик, покажи?», «Что делает девочка на картинке?» и т. д. Развивается активный интерес к окружающему. Ребенок, следуя словесной инструкции, приносит предметы, выбирает нужный среди многих предметов, берет его у одного человека и передает другому, при выполнении словесных поручений взрослого эмоционально выражает согласие и отказ. Он любит рассматривать картинки, у него развивается понимание слов-названий и слов-действий, что способствует развитию изобразительной игры.
К 2 годам ребенок уже понимает несложный сюжет картинки, любит слушать сказки, песенки, стихи, хорошо дифференцирует слова, отличающиеся друг от друга только одной фонемой, например, показывает на картинке, где усы и уши. Он способен также понять речь о событиях, уже имевших место в его личном опыте, например: «Мы сегодня пойдем к Мише, помнишь, у него есть большая машина». К концу второго года ребенок в основном овладевает умением выделять и различать фонемы родного языка, понимает рассказ без сопровождения его иллюстрациями (например, сказку) и может отвечать на вопросы, связанные с его содержанием, хорошо понимает речь окружающих.
Во втором полугодии второго года жизни происходит качественный скачок в развитии активной речи. В это время появляются попытки связывать слова во фразы, используя формы множественного числа. Ребенок не только овладевает произнесением слов, но и существенно пополняет свой словарный запас — словарь детей этого возраста насчитывает, как минимум, 50 слов.
Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающих требование («Мама, дай», «Папа, иди»). Для фраз конца второго года жизни характерны особый порядок слов, при котором главное слово стоит на первом месте, и то, что они большей частью произносятся в утвердительной форме.
В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. Речь становится основным средством общения со взрослыми, а язык жестов и мимики постепенно угасает. Во втором полугодии второго года жизни ребенка на первое место выступают разнообразная самостоятельная деятельность, направляемая родителями, и тесно связанная с этим восприимчивость малыша к речевым импульсам.
В совместных занятиях со взрослыми, которые по ходу дела дают пояснения и показывают ребенку окружающий его мир, малыш все лучше и лучше начинает понимать речь. Одновременно растет и целенаправленность его действий, развиваются мотивация, сосредоточенность и внимание.
Во второй половине второго года жизни ребенок начинает задавать вопросы: «Что это? А<это что?». Некоторые дети очень рано начинают строить многосложные предложения, другие в 2 года имеют обширный пассивный словарный запас, однако сами едва произносят слова.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ 3 ЛЕТ
В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству.
У 3-летнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простых двухсловных фраз ребенок переходит к употреблению сложных фраз с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Словарный запас составляет уже 250-700 слов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи куклу в кроватку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложениях простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Он правильно использует в речи местоимения я, ты, мне, повторяет два числа в правильной последовательности, имеет понятие «один», «раз». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («Покажи, кто сидит, кто спит», значение предлогов в привычной конкретной ситуации («На чем ты сидишь?», правильно произносит звуки [с], [з], [л]. Трехлетний ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.
К началу 3-го года у детей формируется грамматический строй речи. Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками является важнейшей задачей педагогики раннего возраста. Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи. Дети начи-нают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения. В этом возрасте их речь под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. Становится более точным и осмысленным восприятие ребенком предметов, явлений. Он пытается найти сходство между предметами, сравнивает их, устанавливает между ними простейшие связи. Такая способность к различению и обобщению постоянно совершенствуется. Ребенок этого возраста в разной обстановке узнает знакомые предметы, независимо от их цвета, формы и размера, что часто вызывает затруднения у детей второго года жизни. Рассматривая игрушки, картинки, иллюстрации, он безоши-бочно называет знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный взрослым, например: «Чашка — это посуда, из чашки пьют». Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Он легко запоминает и повторяет за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.
На третьем году жизни существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. В ряде случаев он улавливает неправильное произнесение слов сверстниками. Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Он все чаще пользуется словами более сложными по слоговой структуре, состоящими из 3 и более слогов, хотя при этом еще не всегда может сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, слово «велосипед» может произносить как «апипед», «весипед»). Уровень мышления ребенка отражает его речь : он употребляет распространенные и сложные предложения. К концу 3-го года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов. Развитие речи происходит дифференцированно по времени, поскольку в этом плане многое зависит от условий речевого общения в определенной семье и от условий, в которых ребенок живет. Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что непосредственно окружает его в повседневной жизни, касается его лично и связано с его переживаниями. Существенно изменяется и воспитательное значение речи. В этом возрасте использование речи как средства обучения и воспитания значительно возрастает.
На 3-м году жизни у ребенка появляются разнообразные формы общения. Во время игры он делится игрушками, впечатлениями, обращается с просьбой, выражает отношение к действиям другого, дает советы, помогает другим детям. В это же время у ребенка наблюдается избирательное отношение к детям — он предпочитает общаться только с одним ребенком или у него такого отношения не формируется. В течение первых 3 лет жизни как совершенствуется понимание речи ребенком, так и формируется его активная собственная речь, которая начинает включать в себя выражения отношение между людьми и предметами.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 4 ЛЕТ
После 3-летнего возраста интенсивно развиваются фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Считается, что звуковая сторона языка при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к 4—5 годам жизни.
Звуки русского языка появляются в речи ребенка в следующей последовательности: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позднее всего дети обычно начинают произносить дрожащий звук р. В речи 4-летнего ребенка уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Ребенок правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ], а также звук [ц], исчезает смягченное произношение согласных. Но не все дети в этом возрасте выговаривают звуки [р], [л], шипящие. Встречаются замена и пропуск трудных звуков, их перестановка.
Словарный запас состоит из 1500—2000 слов, включая и слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Активный словарный запас, которым располагает ребенок в 4 года, дает ему возможность свободно общаться с окружающими, но он нередко испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо описать событие, участником которого был он сам. У ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Нередко дети начинают употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она «копатка» и т. д.).
Одновременно с обогащением словаря ребенок более интенсивно овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из 4 и более слов. В его речи преобладают простые распространенные члены, существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в их речи появляются краткие причастия. Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими, однако такие изменения могут быть не всегда удачными. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки — неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными, неправильно употребляют падежные окончания. При образовании ро-дительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания —ов, —ев на другие склонения (дом — домов, ручка — ручков вместо ручек, наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на пальте пуговица оторвалась», неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов.
В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносит такие трудные для усвоения звуки, как ы], э], х], приближает к норме и более четко произносит свистящие звуки, у них появляется звук ц]. У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза ([ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р], но, как правило, большинство малышей еще не произносит шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими, например звук [ш] звуком [с] (суба вместо шуба) и т. д.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЯТОМ ГОДУ ЖИЗНИ
К 5 годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500—3000. Он активно употребляет обобщающие слова (одежда, транспорт, овощи,домашние животные, дикие животные и т. п., называет множество предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречается пропусков, перестановки звуков и слогов; исключение со-ставляют только некоторые трудные и незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно произносит их в речи. Он уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов. В этом возрасте дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок.
Ребенок 5 лет от роду начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи. К 5 годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, в 5—6 лет овладевает типами склонений и спряжений. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов. К концу 5-го года жизни ребенок начинает овла-девать контекстной речью и самостоятельно создавать текстовые сообщения. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексико-логической и фонетической характеристикам. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов. На 5-м году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Он начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова с заданным звуком.
Все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие. Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, он может и сам довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому. У ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3—7 секунд, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче (от 2 до 5 секунд). К концу 5-го года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, но некоторые из них все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук [р].