Папки-передвижки

Методические разработки по теме «Влияние невербальных средств общения на социально-эмоциональное развитие детей с ЗПР»

Елена Беушева
Методические разработки по теме «Влияние невербальных средств общения на социально-эмоциональное развитие детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние невербальных средств общения на социально-эмоциональное развитие детей с ЗПР

Мой педагогический опыт с детьми с ЗПР 11 лет. Успешно работаю по теме «Влияние невербальных средств общения на социально-эмоциональное развитие детей с задержкой психического развитие (ЗПР)». Актуальность этой темы прослеживается в том, что дети с ЗПР испытывают трудности в социальной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин, предшествующих развитию ребенка. Работа по данной теме ведется в тесном сотрудничестве со всеми специалистами МБДОУ.

Публикация «Методические разработки по теме „Влияние невербальных средств общения на социально-эмоциональное развитие детей с ЗПР“» размещена в разделах

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены:

дефицитом внимания; недоразвитием функций эмоцианально-волевой регуляции;

низким уровнем познавательной деятельности;

недоразвитием отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, недоразвитием речи, нарушение моторики);

недостаточной координацией движений;

двигательной расторможенностью;

низкой работоспособностью;

органическим запасом знаний и представлений об окружающем мире.

Детям с ЗПР трудно овладевать невербальными средствами общения без специального общения.

Выразительные средства у них ослаблены. Наблюдается смазанность, упрощенность мимики, жестов, пантомимики.

Получаемая детьми информация о выразительных движениях обеднена, фрагментарна.

Для развития внимания, воображения, умения создавать образы с помощью мимики, жестов, пластики использую в своей работе театрализованные игры.

Систематизировав практический материал, я разработала картотеку игр для театрализованной деятельности по лексическим темам для закрепления пройденной темы и для развития эмоциональной лабильности.

Картотека игр для театрализованной деятельности по лексическим темам

Домашние животные

«мокрые котята»

Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом

Ход: Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из 4 «лапок», с «головы» и хвостика, снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

Комнатные цветы

«кактус»

Учить детей владеть мышцами шеи, рук; ориентироваться в пространстве

Ход: По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу. По команде педагога «кактус» дети останавливаются принимают «позу кактуса» - ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях,подняты над головой,ладони тыльной стороной повернуты друг другу, пальцы растопырены, как колючки,все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «ива».Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят,как ветки «ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены,движение возобновляются,команды чередуются.

Игрушки

«насос и надувная кукла»

Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партером, тренировать три вида выдыхания,артикулировать звуки»с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом

Ход: Дети распределяются на пары. Один ребенок - надувная кукла, из которой выпущен воздух,он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй-«накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг»,он выдыхает воздух со звуком» с- с- с-«(второй вид выдыхания).при вдохе и выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется,руки раскинуты вперед и немного в стороны. Затем куклу сдувают,вытаскивают пробку,воздух выходит со звуком» ш- ш-ш -ш «(первый вид выдыхания,ребенок опускается на корточки,вновь расслабляя мышцы. Затем дети меняются ролями можно предложить надувать куклу быстро,подключая третий вид выдыхания: С_С_С_С!

Зима

«СНЕГОВИК»

Умение напрягать расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса

Ход: Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч,согнутые в локтях руки вытянуты вперед,округлены и направлены друг другу,все мышцы напряжены. Педагог: «Пригрело солнышко,под его теплыми весенними лучами снеговик медленно начал таять».Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняя руки,затем сгибаются пополам опускаются на корточки,падают на пол, полностью расслабляясь.

Семья

«Бабушка – Федула»

Развивать внимание, воображение, находчивость,умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. Ход:Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого- входящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Федулы у старушки, Жили в маленькой избушки Семь дочерей Семь сыновей,(идут по кругу и поют) Все без бровей!

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такой головой, (останавливается и с помощью мимики и жестов

С такой бородой…

Ничего не ели,(присаживаются на корточки и

одной рукой подпирает подбородок)

На него (нее) глядели. Делали вот так… (повторяют за ведущим

любой жест)

Человек. Части тела

«Шея есть. Шеи нет»

Развивать подвижность мышц плечевого пояса

Ход: Дети стоят в основной стойке и в соответствии со словами педагога выполняют действия.

ШЕЯ ЕСТЬ- стоять прямо, показывая длинную шею.

ШЕИ НЕТ- поднять плечи вверх,как бы «втянуть».(повторить несколько раз).

Рыбы

«Осьминог»

Развивать пластику рук, координацию движений

Ход: Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить 4 раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить 4 раза, чередуя положение рук.

Цветы

«Тюльпан»

Развивать пластику рук, координацию движений

Ход: Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.

1 УТРОМ ТЮЛЬПАН РАСКРЫВАЕТСЯ (соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить)

2. НА НОЧЬ ЗАКРЫВАЕТСЯ (соединяя ладони, опустить руки вниз)

3. ТЮЛЬПАНОВОЕ ДЕРЕВО (внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать над головой)

4. РАСКИДАВАЕТ СВОИ ВЕТВИ (руки сверху раскинуть в стороны ладони вверх)

5. И ОСЕНЬЮ ЛИСТИКИ ОПАДАЮТ (повернуть ладони вниз и мягко опускать вниз, чуть перебирая пальцами)

«садовник»

Развитие воображения, выразительности движений.

Воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнышку

Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.

Транспорт и насекомые

«Самолеты и бабочки»

Учить детей владеть мышцами шеи и рук

Ход: Дети двигаются в рассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде»самолеты»бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, дела руками плавные взмахи,голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок», кисти локти, плечи и шея зажаты.

Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

Дикие животные

«Ежик»

Развитие координации движений ловкости, чувства ритма

Ход: Дети ложатся на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.

1. ЕЖИК СЪЕЖИЛСЯ, СВЕРНУЛСЯ согнуть ноги в коленях,прижать к животу,обхватить их руками, нос в колени

2. РАЗВЕРНУЛСЯ… ПОТЯНУЛСЯ вернутся в исх. П. Поворот на живот через правое плечо

3. РАЗ, ДВА, ТРИ,ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ… поднять прямые руки и ноги вверх, потянуться за руками

4. ЕЖИК СЪЕЖИЛСЯ ОПЯТЬ! поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги, согнутые в коленях, нос в колени

«я и животное»

Развивать воображения, выразительности движений и речи.

Ход: Дети представляют, что рядом с ним названное воспитателем животное, и эмоционально реагирует на него. Это могут быть кошка, собака, змея, медведь,еж,крыса, хомяк и т. п.

Весна

«зернышко»

Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность

Ход : Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голову прижать к коленям и обхватить себя руками). В заданном ритме из зернышко пробивается расточек, он тянется к солнышку. выпускает листочки… Зрители пытаются определить,что за растение выросло из каждого зернышка.

Животные жарких стран

«Пантера»

Развивать гибкость, пластическую выразительность

Ход: Дети сидят на корточках, не касаясь коленями пола, руками («мягкими лапками») идут по окружности к своему «хвосту», не разворачивая по возможности корпус. И поочередно в разные стороны. В дальнейшем пантеры могут пластически и с помощью звуков общаться между собой.

«джунгли»

Развитие наблюдательности, выразительности движений, сплоченности.

Ход:Дети изображают стадо животных, которое живут в джунглях, выполняя различные действия. Животное гуляют по джунглям, едят, отдыхают, ухаживают за детенышами. ходят на водопой и. т. П. (2-й вариант)дети выбирают любое животное, которое живет в джунглях, и изображают его, гуляя по воображаемым джунглям. Затем дети рассказывают, какие животные им встретилось и как они догадались, что это именно животные, которых они назвали.

Посуда

«В магазине посуды»

Развивать воображение и фантазию,учить создавать образы с помощью выразительных движений

Ход: Дети распределяются на покупателей и посуду, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную посуду.

Животные холодных стран

«Кто на картинке»

Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений

Ход: Дети разбирают карточки с изображением животных. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать. Что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

Профессии

«Скульптор»

Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером

Ход: Дети распределятся на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой – роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать где оно живет, чем питается,как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.

Новый год

«Снежная королева»

Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения

Ход: Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога,правая нога, корпус, голова, соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращается в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца (Расслабляются шея, руки, корпус ноги, дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.

Овощи

«поймай овощи»

Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции

Ход: Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том чтобы среагировать на хлопок педагога и хлопнуть практически одновременно с ним. Педагог предлагает «поймать» только овощи.

Фрукты

«поймай фрукты»

Цель та же

Домашние птицы

«Цыплята»

Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность

Ход: Дети ложатся на ковер, прижимают колени к груди, голову к коленям и обхватывают себя раками («яйцо»). Сначала приподнимается голова, цыплята клювиками разбивают скорлупу,расправляют крылышки,пытаются встать на ножки, начинают двигаться, знакомиться с окружающим миром, пробуют клевать зернышки.

Библиотека

«Закрыть книжку, раскрыть»

Развивать подвижность мышц плечевого пояса

Ход: Закрыть книжку плечи вперед.

Раскрыть книжку - плечи отвести назад.

Повторить несколько раз.

Перелетные птицы

«Кто на картинке»

Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных средств

Ход: Дети разбирают карточки с изображением птиц. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать. Что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отменить лучшее исполнение.

Детский сад

«Как живешь?»

Ход:

-Как живешь? -Вот так! С настроением показать большой палец.

- А плывешь? - Вот так! Любым стилем

- Как бежишь?- Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами

-Вдаль глядишь? - Вот так! Руки «козырьком или «биноклем» к глазам.

- Ждешь обед? -Вот так! Поза ожидания, подпереть щеки рукой.

- Машет вслед? - Вот так! Жест понятен

- Утром спишь? - Вот так! Ручки под щечку

-А шалишь? - Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.

Развивать быстроту реакции,координацию движений, умение владеть жестами

Обувь

Развивать воображения, выразительности движений, чувства юмора.

Ход: Воспитатель называет обувь и предлагает кому - либо из детей «пройтись» в этой воображаемой обуви.

Обувь может быть разной : туфли на высоком каблуке, валенки, балетные тапочки, калоши большого размера и. т. П.

2-й вариант. Воспитатель называет обувь, и дети все вместе демонстрируют ее.

3-й вариант. Воспитатель раздает детям карточки с изображением обуви (каждому свою) Каждый ребенок должен «пройтись» в той обуви, которая изображена на карточке, а остальное дети отгадать, что это за обувь.

Одежда

«волшебный карман»

Развивать воображения, выразительности движений, сообразительности, произвольности.

Ход: водящий достает из кармана воображаемый предмет и выполняет с ним какие – либо, характерные для этого предмета действия. Остальные дети отгадывают, какой это предмет, но только после того как водящий закончит все действия, Ребенок, которой назвал предмет правильно, становится водящим.

Продукты питания

«люблю - не люблю»

Развитие воображения и мимических движений

Ход: Воспитатель, затем дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

Рыбы

«на рыбалке»

Развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, произвольности

Ход: все дети изображают рыбаков, сосредоточенно глядя на воображаемый поплавок. Периодически дети вытаскивают и эмоционально реагируют на улов. Это может быть большая или маленькая рыбка, которой дети распоряжаются по своему усмотрению (кладут в ведро, отпускают на свободу.

Сказки

«хоровод сказочных героев»

Развитие выразительности движений раскованности, групповой сплоченности

Ход: Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, которой находится в центре и изображает какого- либо сказочного героя, выбранного им по собственному желанию или по подсказке педагога.

Деревья

Развитие выразительности движений, наблюдательности, воображения.

Ход: дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя:

Лето. Берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками. Осень. Облетают листья на берёзах. Всё чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.

Зима. Веточки на берёзах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки.

Публикации по теме:

Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Самоанализ создания условий для развития социальной уверенности у детейСамоанализ создания условий для развития социальной уверенности у детей амоанализ создания условий для развития социальной уверенности у детей старшей логопедической группы «Фантазеры» Дети нашей группы имеют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические разработки по теме «Влияние невербальных средств общения на социально-эмоциональное развитие детей с ЗПР»
Опубликовано: 24 февраля 2013 в 13:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические разработки по теме «Влияние невербальных средств общения на социально-эмоциональное развитие детей с ЗПР»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Беушева (УИ 74701) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД