Валентина Храпункова
Формы организации совместной деятельности взрослых и детей в образовательном процессе
▼ Скачать
Подготовила: воспитатель Храпункова Валентина Николаевна
21.12.2020
Актуальность работы:. ФГОС ДО предполагает инновационный подход – это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста.
Современным детям необходимы такие качества, как самостоятельность, инициативность, творчество, саморегуляция, стремление к познанию нового. Именно эти качества позволят ребенку в будущем критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, быть успешным членом общества.
Публикация «Формы организации совместной деятельности взрослых и детей в образовательном процессе» размещена в разделах
В настоящее время образование испытывает дефицит современных технологий, развивающих социальные навыки у детей дошкольного возраста.
Качественная реализация Стандарта ДО предполагает, что детский сад должен стать уникальным местом, где дети смогут проявлять свою самостоятельность, инициативу, индивидуальность и научаться взаимодействовать с детьми разного возраста в различных видах деятельности. Это требует использования новых форм работы, педагогических технологий, развивающих произвольность поведения, которые сместят акценты с ЗУН на развитие личности ребенка.
Цели:
1. Создание условий для проявления инициативы и самостоятельности детей при организации конкретных дел.
2. Способствование развитию речи, как средству общения.
1. Организация совместной деятельности и взаимодействие детей друг с другом.
2. Формы организации самостоятельной деятельности и детских культурных практик.
.
Сезон – зима
Тема «Зимующие птицы»
Группа – 2 младшая
I. «Утренний (тематический, рефлексивный) круг»
У разных авторов встречаются свои названия. Л. Свирская
отмечает, что утренний круг не имеет четкой структуры.
Задач может быть несколько, педагог выбирает те, которые актуальны для конкретного утреннего круга:
1. Сплотить детский коллектив.
2. Содействовать развитию умения слушать и понимать друг друга.
3. Способствовать формированию общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе
4. Создавать условия для развития умения: обсуждать планы, выбирать наиболее значимые события, внимательно слушать, выражать свои чувства и переживания публично, вступать в контакт, вести себя толерантно, делиться эмоциональным состоянием, налаживать коммуникацию на день, овладевать мимикой, жестом, интонацией.
5. Содействовать совершенствованию речевого аппарата, способности слышать друг друга.
6. Расширять сведения о мире, пробуждать мысль, рождать идеи.
7. Способствовать развитию эмпатии, навыков культурного общения.
8. Содействовать развитию умения планировать день в рамках темы.
В младшем дошкольном возрасте прежде всего:
Создать условия для объяснения словами своего эмоционального состояния, развивать умения: делать выбор, различать и называть признаки предметов, устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми.
Методические приё мы:
1. Сбор по сигналу, согласованному с детьми (у нас – колокольчик)
2. Рассаживание по желанию детей на ковер, дети берут подушки - «ромашки», круг проводится в одном и том же месте, чтобы дети в дальнейшем без присутствия воспитателя находили это место и обсуждали свои проблемы. Воспитатель садится вместе с детьми.
3. Приветствие (1 минута) :
Все на месте? Все ли тут?
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись (хлопаем в ладоши).
4. Игра «Танец снежинок» (2 минуты)
Создает психологический настрой (медиативная музыка, желательно одна и та же).
Воспитатель ставит в центр ковра поднос со снежинками и включает музыку, садится на «ромашку» и производит движения (порхающие снежинки, желающие дети повторяют.
Музыка заканчивается, воспитатель кладет снежинки на ковер, желающие дети повторяют.
Воспитатель читает стихотворение:
Гуляет русская зима.
Останови ее, попробуй!
Махнет рукой – бела земля,
Махнет другой – растут сугробы.
Белит деревья и дома,
Морозит, устали не зная.
Гуляет русская зима
Морозная, не злая!
5. Обмен новостями? (2 минуты)
- И на ковре получилась зима. Вы заметили, на улице лежит снег. А что вы еще видели, когда шли утром в детский сад? О чем хотите рассказать? Что у вас интересного? (Ответы детей.)
Нужно обязательно похвалить за все высказывания.
6. Выбор темы (5 минут)
- Вам нравится наш ковер? Из чего он получился? Как называется время года, когда падает снег? Что вам нравится зимой? А что доброго сделала зима для вас? Какое настроение вызывает у вас зима? (Ответы.)
Похвалить за все высказывания.
- А оказывается, не все рады зиме. Я сегодня шла на работу и видела, как печально пищат бедные птички. Корм у них занесло снегом, скрылись жучки и паучки, которыми питались птицы. Голодно и холодно зимой птицам.
- А как вы думаете, мы можем помочь птицам? А как? (Посыпать хлеб, зернышки.)
Да, это правильно, но сыпать корм на снег нельзя, его может занести снегом и т. д. А куда лучше насыпать корм? Правильно, в кормушки. А где же нам их взять? Да, надо сделать кормушки. А как их сделать? (взять пилу, молоток). А мы можем сами сделать кормушки? Это довольно трудно, но вы мне поможете? Давайте попробуем прямо сегодня.
II. Мастер-класс «Птичья столовая»
Задачи:
1. Познакомить детей с изготовлением кормушки из пластиковой бутылки.
2. Создать условия для: развития самостоятельности, свободы выбора между различными деятельностями и их содержанием.
3. Содействовать развитию творческих способностей.
4. Создать условия для осознания и выбора каждым ребенком способа и материалов деятельности.
Методы и приемы:
1. Совместное обсуждение проблемы (на утреннем круге) : попробовать сделать кормушки простых конструкций в детском саду.
2. Совместное обсуждение способа организации деятельности.
3. Выбор каждым участником рабочего места за общим столом, подготовки инструментов, материалов.
4. Самостоятельная работа всех участников мастерской по реализации поставленной общей цели.
5. Совместное обсуждение общего результата.
6. Использование общего продукта в соответствии с мотивом деятельности.
Оборудование и материалы: бутылка пластиковая 5л, скотч, кусок веревки, ножницы, клей, цветная бумага.
III. Рефлексивный круг (проводится вечером для подведения итогов дня)
Цели и задачи те же, плюс привлечение родителей к жизни детей в ДОО, структура та же, но обмениваемся новостями, произошедшими за день.
- Мы свами сегодня гуляли, вы обратили внимание какой у нас большой участок? И деревьев на нем много. Правда? А кормушку мы сделали всего одну. Как же нам быть? Может быть, попросим кого-нибудь нам помочь?
- А кого мы можем попросить помочь? Конечно, наших пап и дедушек! А как мы попросим? Да, у нас же есть почтовый ящик. Давайте мы напишем (нарисуем) им письмо (пишет воспитатель от имени детей) и устроим День добрых дел для птиц, пусть папы и дедушки сделают кормушки, а вы им поможете. А потом развесим их на своем участке!
Форма работы «К родителям через детей» (дети дома задают вопросы и обмениваются информацией по теме прошедшего круга). Практические методические советы педагогам
Обсуждение правил для детей (для старших дошкольников) : говорит тот, у кого в руках мячик, не хочешь говорить - пропусти очередь, не повторяй то, что уже сказали, не уходи из круга, пока он не закончится.
Для воспитателя: не давать оценку высказываниям детей, интонацией подчеркнуть то или иное высказывание, стараться комментировать каждое высказывание детей, побуждая рассуждать дальше, начинать с детей, которые могу что-то сказать самостоятельно.
Привлечение внимания детей : привлекать внимание куклой, надетой на руку, говорить от ее лица, перед началом круга взяться за руки, произнести «речевку», садиться на индивидуальные коврики (как в нашем случае).
Вопросы для утреннего круга:
1. По теме недели. (Чем мы сегодня будем заниматься)
2. Вопросы морального характера. (Кого мы можем назвать добрым, заботливым)
3. Вопросы проблемного характера и правила развивающего общения. ( Вопросы: почему? зачем? что делать? что делать, если хочется подраться)
Практические советы педагогам:
1. Утренний круг не должен быть долгим (младший возраст 5-10 минут).
2. С младшими детьми утренний круг лучше проводить подгруппой.
3. Располагаться подальше от игрушек (чтобы не отвлекаться).
4. Установить два главных правила:
- Мы внимательно слушаем друг друга.
- Говорим по очереди.
Если ребенок перебивает – первый раз не обращать внимания, второй раз сказать – «подожди, я закончу говорить и скажешь ты».
5. Не превращать «круг» в образовательную деятельность, это не занятие – участие в нем добровольное.
6. Воспитателю нужно тщательно готовиться к утреннему кругу (при необходимости заменить игру и т. д.).
7. Непоседливых детей посадить к себе на колени.
8. Сосредоточиться на «говорящих» детях, а не на шалунах.
9. Использовать жесты для привлечения внимания.
10. Не бояться провести неэффективный «круг» (умение приходит с опытом).
11. Обсуждать проблемы в альтернативной, общей форме, не переходя на личности.
12. КАЖДЫЙ ребенок на «круге» должен чувствовать себя защищенным!
IV. Ситуация общения «Почта» (находится в раздевалке)
Задачи:
1. Вовлечь родителей в жизнь детского сада.
2. Донести до родителей информацию о планируемом мероприятии -акции «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
Этапы:
1. Подготовительный (мотивация)
2. Основной (презентация на родительском собрании)
3. Заключительный (сбор и анализ информации)
Воспитатель пишет письмо родителям с просьбой сделать кормушки, дети опускают его в почтовый ящик.
V. «Социальная акция»
Задачи:
1. Включить родителей в жизнь детского сада, придерживаться принципа добровольности, получить удовлетворение от проведения акции.
2. Содействовать развитию у детей таких чувств, как сострадание, милосердие.
3. Развесить кормушки с кормом.
Этапы:
1. Обсуждение проблемы (на рефлексивном круге)
2. Практический - родители в течение недели изготовляют и приносят в детский сад кормушки.
3. Итоговый - дети презентуют свои кормушки, акция объявляется для оставшихся групп детского сада.
VI. «Художественная студия» (в рамках НОД)
Коллективная работа «Кормушка» (аппликация)
Задачи:
1. Создать условия для: развития самостоятельности, свободы выбора между различными деятельностями и их содержанием.
2. Содействовать развитию творческих способностей.
3. Создать условия для осознания и выбора каждым ребенком способа и материалов деятельности.
VII. Культурная практика - коллекционирование
Задачи:
1. Создание условий для воспитания аккуратности, усидчивости, любознательности, навыков исследовательской деятельности.
2. Способствовать формированию представления о разнообразии мира птиц.
Этапы:
1. Мотивация.
2. Собирание вырезок – картинок с изображением птиц.
3. Оформление в альбом.
Примечание. В старшем дошкольном возрасте можно использовать такую форму работы, как экспериментальная лаборатория «У кого какие клювы» и выставка скульптур малой формы и декоративно-прикладного искусства (фигуры птиц).
VIII. «Литературный клуб»
Задачи:
Содействовать развитию мышления, памяти, внимания, восприятия.
Этапы:
1. Мотивация
2. Чтение любимых произведений про птиц
3. Рассматривание иллюстраций (фото)
Итоговое мероприятие
Физкультурный досуг «Птичий переполох» (фото)
Работа с родителями
Информация в родительском уголке:
«Сделайте вместе с детьми».
«Чем кормить птиц».
ППРС Предметы – провокаторы по теме, размещенные в пространствах активности детей (схемы постройки кормушек, счетный материал «Птицы», трафареты, пооперационные карты для рисования, тематические альбомы, энциклопедии, журналы, макеты, настольно-печатные игры, плакаты, природный материал: пух, перья, семена, шишки, бросовый материал, аудиозаписи голосов птиц, песенки, сказки, альбом загадок, скороговорок, картинки, детские презентации, мультфильмы, картотека игр, схемы физических упражнений, костюмы для переодевания и полифункциональные вещи (маски, шапочки, разные виды театров, фланелеграф).
Список литературы:
1. «Детские культурные практики в образовательной деятельности ДОО» Коллектив авторов Киров 2016г.
2. Л. Свирская «Утро радостных встреч» М; ЛИНКА-ПРЕСС 2010г.
3. Н. М. Метенова «Взрослым о детях» Ярославль 2016г.
4. Н. М. Метенова «День открытий» Ярославль 2016г.
5. «Создание развивающей образовательной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» Коллектив авторов Киров,2017г.
6. «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет : сис