Елена Додонова
Рекомендации для педагогов «Маршрут выходного дня» как способ эффективного взаимодействия семьи и ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимодействие с родителями. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с родителями воспитанников для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников. Одним из эффективных способов работы является разработка «маршрутов выходного дня».
Публикация «Рекомендации для педагогов „Маршрут выходного дня“ как способ эффективного взаимодействия семьи и ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
«Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута.
Каждая семья имеет свои традиции и свой опыт проведения выходных. Многие семьи выбирают совместный отдых в развлекательных центрах, в парках культуры и отдыха, походы в театр, кинотеатр, цирк. Однако такой вариант семейного досуга могут позволить себе те, кто живет в городской местности, или семьи, имеющие определенный материальный достаток, обеспечивающий возможность организации поездки всей семей в областной центр или столицу нашей республики.
Поэтому альтернативой для организации совместного семейного досуга может стать ближайшее природное и социальное окружение. Общение с природой, знакомство с интересными социальными и историческими объектами в том населенном пункте, где проживает семья, позволит организовать не менее интересный семейный досуг. Совместные прогулки будут способствовать развитию детского познавательного интереса и наблюдательности, формированию основ экономической и экологической культуры детей, знакомству детей и самих родителей с историей своей малой родины, воспитанию позитивного отношения к месту, где родились и живут. Правильная организация прогулок на луг, водоем, в лес, в поле, к памятнику на площади, по улицам родного города (агрогородка, деревни) обеспечит условия для укрепления здоровья и гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях.
При этом важна психолого-педагогическая поддержка со стороны педагогов, направленная на информирование родителей об алгоритме проведения совместной прогулки, об особенностях выбора объектов природного и социального окружения для наблюдения с детьми, об организации разнообразных видов детской деятельности в условиях прогулки. Все это определяет актуальность областного проекта «Весёлая прогулка ВМЕСТЕ», организацию деятельности педагогов дошкольного образования по разработке «маршрутов выходного дня».
Цель разработки «маршрута выходного дня» :
Воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, духовной культуры человека через взаимодействие и сотрудничество педагогов с родителями.
Непосредственная разработка самого маршрута включает в себя :
- определение логистики маршрута;
- отбор и обработка познавательного материала, составление перечня вопросов для беседы родителей с ребенком;
- подбор в помощь родителям литературных произведений для чтения и заучивания с ребенком;
- определение видов детской деятельности, возможность организации которых обусловлена спецификой маршрута (задания для детей и родителей во время прогулки и после прогулки);
- оформление «маршрута выходного дня».
Внедрение в практику учреждения дошкольного образования «маршрутов выходного дня» как формы работы с родителями предполагает:
- информирование родителей о «маршрутах выходного дня» посредством наглядно-информационных материалов и информационно-коммуникационных форм работы;
- получение обратной связи в процессе общения с детьми ( организация утреннего сбора в группе в понедельник: обмен впечатлениями, показ детьми программок, фотографий, буклетов с места посещения; мини-сообщения детей о месте посещения с опорой на модель или наглядный материал);
в процессе вовлечения детей и родителей в создание тематической выставочной экспозиции «Веселые выходные» («Папа, мама, я – отдыхающая семья», «Семейные выходные», «Как мы провели выходные») : оформление фотоотчетов, стенгазет, книжек-малышек, выставок поделок, вернисажей рисунков «Мой выходной день»;
- трансляцию эффективного опыта семейного воспитания на родительских собраниях, выпуск стенгазет, оформление персональных выставок, публикации в средствах массовой информации и т. п.
При разработке «маршрута выходного дня» педагогам рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
1. Определение логистики маршрута, выбор темы
Каждый маршрут должен иметь свою четко сформулированную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты маршрута в единое целое, определяет выбор игровых заданий и художественных произведений для детей. Логистика маршрута определяется с учетом его вида (пеший, велосипедный). Рекомендуемая положительность пешего маршрута для ребенка дошкольного возраста по времени – 1-3 часа, общее расстояние – от 1 до 5 км.
Примерная тематика «маршрутов выходного дня» :
- «Времена года в городском парке», «Парк птиц», «Зоопарк» и др. ;
- «Краеведческий музей», «Музей сказки», «Музей техники» и др. музеи;
- «Маршрут по улицам города», «Самые красивые места нашего агрогородка», «Архитектура города», «Детский парк» и др. ;
- «Боевая Слава нашей малой родины», «Профессия моих родителей», «История моего края», «Чем славиться моя малая родина» и др.
2. Отбор и изучение объектов
В качестве объектов могут быть выбраны: памятные места, связанные с историческими событиями; здания и сооружения, мемориальные памятники; природные объекты; экспозиции музеев, галерей, выставок; памятники архитектуры, искусства и др.
Критерии оценки объектов для включения в маршрут : познавательная ценность, известность объекта, необычность (экзотичность) объекта, выразительность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, доступность и безопасность.
3. Подготовка познавательной информации об объектах маршрута
Необходимо разработать небольшие памятки, брошюры, буклеты с познавательной информацией об объектах на маршруте. Данную информацию также можно разместить на сайте учреждения дошкольного образования, предоставив ссылку на нее посредством размещения QR-кодов на информационных стендах и других наглядно-информационных материалах.
Требования к тексту: краткость, четкость, содержательность, соответствие содержания возрастным особенностям детей дошкольного возраста, объективная оценка показываемых объектов, сформулированная точка зрения на события и факты.
4. Отбор литературных произведений
Литературные произведения, малые формы фольклора выбираются исходя из тематики прогулки и в соответствии с возрастом детей. Для непосредственного чтения родителями, заучивания с детьми во время прогулки следует отдать предпочтение стихам, загадкам, потешкам. Для чтения после прогулки можно рекомендовать рассказы, сказки.
5. Подбор игровых заданий
Осуществляется исходя из темы и логистики маршрута прогулки, с учетом возраста детей. Предпочтение следует отдавать словесным игровым упражнениям, игровым упражнениям с природным материалом, подвижным играм с участием 2-4 человек.
6. Подбор заданий для организации деятельности ребенка (совместной деятельности детей и родителей) после прогулки
Выбор вида продуктивной деятельности осуществляется исходя из темы прогулки и наблюдаемых объектов, с учетом возраста детей.
7. Оформление «маршрута выходного дня»
«Маршрут выходного дня» должен быть оформлен в виде раздаточного наглядно-информационно материала (памятки, буклеты, и т. п., содержать описание маршрута, информацию об объектах для наблюдения, текст литературного произведения, описание заданий для выполнения на маршруте прогулки, после прогулки. Приветствуется наличие фотографий, схем, рисунков, облегчающих восприятие описания «маршрута выходного дня». Все «маршруты выходного дня» рекомендуется оформлять в едином стиле. Стиль оформления должен быть ярким, красочным; информация – легко читаемой. Распечатанные маршруты следует размещать в уголках для родителей.
Электронный вариант «маршрута выходного дня» размещается на сайте учреждения образования в целях обеспечения возможности скачивания родителями.
Алгоритм разработки маршрута :
— Сбор сведений о месте посещения, предстоящем культурном событии в жизни города через Интернет, телефонную связь, личное посещение.
— Сбор информации о необходимом снаряжении, условиях посещения.
— Разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка. Составление бюллетеня для родителей.
— Презентация бюллетеня для родителей и детей.
Получение обратной связи:
— Организация утреннего сбора в группе в понедельник, обмен впечатлениями, показ детьми программок, фотографий, буклетов с места посещения.
— Выслушивание мини-сообщений детей о месте посещения с опорой на модель.
— Оформление результатов посещения в виде фотоотчетов, выставок, презентаций.
Результат:
Мотивация родителей на предстоящую совместную деятельность, дальнейшее сотрудничество с детским садом. Расширение представлений детей о родном городе и крае. Расширение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи. Насыщение предметно-пространственной среды материалами краеведения: альбомами, фотовыставками, вернисажами рисунков, созданными детьми совместно с родителями, презентациями о городе и крае.
Примерная структура экскурсий в природу
1. Предварительная беседа перед экскурсией.
2. Дорога к объекту; закрепление правил поведения в общественном месте, основ безопасности жизнедеятельности; решение задач на освоение ориентировочных действий.
3. Познавательная часть экскурсии. Рассматривание внешнего вида объекта. Рассказ педагога (история возникновения, описание, назначение). Беседа с детьми. Словарная работа.
4. Наблюдение. Проблемные вопросы и игровые ситуации. Детская исследовательская деятельность.
5. Игровая часть экскурсии. Подвижные игры, выразительное движение.
6. Рефлексивная часть экскурсии. Подведение итогов (получение обратной связи от детей – рисунки, рассказы, схемы, инициатива игровой деятельности и т. д.).
Алгоритм педагогических действий в ходе проведения экскурсии в природу
1. Воспитатель создает мотивационную ситуацию, вызывает у детей желание отправиться в путешествие.
2. Педагог рассказывает детям о размещении (расположении) объектов наблюдения, создает проблемные ситуации, использует приемы активизации умственной деятельности (вопросы, использование детского опыта, экспериментирование).
3. Педагог раскрывает смысл специальных терминов, вместе с детьми определяет назначение объектов наблюдения, учит детей правильно задавать вопросы, находить на них ответы в процессе детской исследовательской деятельности, строить логические предложения.
4. Педагог организует рефлексивное обсуждение после каждой экскурсии: рассказы детей о полученных впечатлениях, закрепление прочности усвоения знаний в беседе, изображении особенностей изученного нового объекта, отражение своего отношения к увиденному и узнанному в разных формах выразительной и творческой деятельности (рассказах, рисунках, аппликациях, танцах, в ходе развлечений, викторин, сюжетно-ролевых и дидактических игр).
В познавательной части экскурсии предполагается проводить определенную образовательную работу по разделам программы: определение состояния погоды, характерных сезонных признаков и изменений в природе.
Надеемся, что данный алгоритм поможет педагогу построить логическую систему работы по познавательному развитию дошкольников с учетом регионального компонента и решения образовательных задач базовой программы. На повторных экскурсиях (в «уголок леса») очередного цикла дети закрепляют представления, полученные на различных занятиях в каждый конкретный период. В конце года знание маршрута и освоенные действия позволяют детям ориентироваться на местности по плану, самостоятельно составлять и «читать» план, вносить в него изменения, соответствующие действительности.