Элдепмаа Саая
Бумажная пластика в развитии творческих способностях и фантазии детей
Тема: «Бумажная пластика в развитии творческих способностях и фантазии ребенка»
Направление: Художественно – эстетическое воспитание дошкольника
Цель:
Обучение детей приемам и способам выполнения работ из бумаги;
Развитие ручной умелости и творческих способностей детей;
Воспитывать у детей чувство коллективизма во время работы.
Задачи:
Формировать умения передавать простейший образ предметов;
Публикация «Бумажная пластика в развитии творческих способностях и фантазии детей» размещена в разделах
- Бумагопластика, бумажная пластика
- Поделки из бумаги
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (сминание, скатывание в комок, разрезание и т. д.);
Развивать творческую фантазию, эстетического и цветового восприятия;, мелкую моторики, координации движений рук, глазомер;
Воспитывать к аккуратности при работе с бумагой, к коллективизме
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности : восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Программа воспитания в детском саду ставит перед педагогом дошкольного учреждения следующие задачи: учить детей видеть красивое в окружающем, формировать у детей изобразительные умения, развивать творческие способности. Наш детский сад работает по проблеме художественно-эстетическое воспитание дошкольника.
Поэтому я выделила основные цели своей работы:
Развитие эстетического восприятия художественного вкуса;
Развитие художественно-творческих способностей и творчества детей;
Обучение детей приемам и способам выполнения работ из бумаги;
Развитие воображения, мышления и творческой деятельности;
Успешное развитие детского творчества зависит от целого ряда условий. Главное я считаю – это целенаправленное обучающее воздействие педагога, организующего деятельность детей, систематическое и последовательное развитие восприятия, на основе которых формируется воображение; обучение детей умениям и навыкам по ручному труду. Этот вид деятельности содействуют развитию наглядно-образного мышления, эстетического восприятия - восприятию того, что красиво.
Я работаю над темой по ручному труду с бумагой «Бумажная пластика в развитии творческих способностях и фантазии ребенка» третий год. Основным содержанием моей педагогической деятельности является работа с бумагой – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления.
Техника бумажная пластика – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Динамика освоения воспитанниками
№ Учебные годы Группы Начале % Середине % Конце %
1. 2010-2011 Младшие
20% 40% 90%
2. 2012-2013 Старшие
30% 60% 95%
Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Если ребенку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага будет мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, упаковочная бумага, фантики от конфет и т. д.
Вот основные виды бумаг, которые часто используемые в моей работе.
В основном в своей работе использую следующих видов бумаг : для фона или паспарту, бумагу цветную, картон; для поделок: двухстороннюю цветную бумагу, офисную, салфетку, обои рекламные, туалетную.
Бумага получила свое название от водяного растения – папируса, из которого ещё в древнем Египте делали листы, используемые для письма. Из Китая искусство изготовления бумаги было перенесено в Японию и другие страны.
Сегодня бумагу производят из целлюлозы, получаемой из древесины лиственных и хвойных деревьев, из однолетних растений. Исходную массу дробят, перемалывают, чистят, моют. Потом варят, отбеливают, прессуют, сушат, и наконец, сматывают в рулоны. Все эти процессы выполняют самые современные машины.
Работая с бумагой, я учу своих детей сосредоточенности, вниманию, аккуратности и сообразительности, учу наблюдать, сравнивать и анализировать своих работ. В процессе работы у моих детей развивается мелкая моторика рук.
Как и в любой технологии изготовления поделок, требующей концентрации внимания и навыков, в работе сминания из бумаги индивидуально, учитывая склонности и предпочтения ребенка. Наши дети еще не растратили умение удивляться и самое главное – удивлять всех. Так, красоту можно творить, будучи счастливым. По мере овладения техникой работы, я усложняю практические задания, работа обретает творческий характер и стимулируя детей к созданию красоты. И каждый ребенок рад, что он постиг тайны листа бумаги и может передавать свой, хоть и скромный, опыт другим – родным, друзьям.
Существует разная техника работы с бумагой : сминание, разрывание, разрезание, сгибание, скручивание. Последние три техники являются более сложными и одновременно более распространенными в педагогической практике. А такую технику, как сминание, можно давать гораздо раньше – в три – четыре года. Я изучила эту технику, и использовала в практике. Это техника проста и доступна для детей младшего возраста. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные сюжетные фигурки для игр.
В младшей группе предлагала двухстороннюю цветную бумагу, и маленькими цветными комочками мы украшали шапочку кукле, сделали бусы для куклы Маши, способом сминания бумаги.
Во второй младшей группе я провела внутрисадиковское открытое интегрированное занятие по математике. Математика + ручной труд, детям я предлагала бумагу для выполнения поделок способом сминания бумаги. При этом ребенок узнавал не только свойства бумаги, но учился согласовывать свои действия и усилия. Предлагала тонкую, мягкую бумагу салфетку, наблюдала, как дети сминали ее в комочки, и играли игру «Снежки». С этими же детьми сделали разноцветные фантики для клоуна. Эти работы доставляли детям большую радость, они видели результат своей работы.
А в старших группах путем сминания бумаги создавали определенные формы: поделки – «Курица с цыплятами», «Грозди вишни», «Мыши», «Грибы», коллективная работа «Мимоза», «Сирени».
Но бумагу можно не только мять, ее можно разрезать на полоски разной длины и ширины, и выполнять различные композиции.
В этом году я начала работать, еще с одним видом работы с бумагой – скручивание бумаги. В дальнейшем планирую продолжать работу в этом же направлении – объемный квилинг с гофрокартоном.
Технология созидания маленьких деталей неимоверно проста, нужны лишь листы разного материала, кисточки, клей, ножницы, пальчики и ЖЕЛАНИЕ.
В заключение хочется сказать, что в своей сути профессия воспитателя является основополагающей в формировании личности. Очень важно время от времени рассматривать детские коллективные работы вместе с родителями. Это помогает родителям больше узнать о жизни детей в детском саду, об их интересах, о постепенном развитии детей.
Благодарю за внимание!