Куликова Анна
Методические рекомендации по ознакомлению с произведениями художественной литературы в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература – очень важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство нравственного воспитания. Произведения литературы способствуют формированию отношения ребенка к окружающему миру, обобщая самые реальные жизненные факторы, помогают им познавать жизнь, мир взаимоотношений и человеческих чувств.
Публикация «Методические рекомендации по ознакомлению с произведениями художественной литературы в средней группе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
В средней группе у детей развивается интерес и любовь к художественной литературе. Их начинают учить отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать поступки текста всех героев, характеризовать нравственные качества (смелый, добрый, трудолюбивый); четко и выразительно читать потешки и небольшие стихотворения.
С новыми сказками детей начинают знакомить 2-3 раза в месяц. Сама беседа по содержанию прочитанной сказки занимает больше времени, чем в младших группах. Все это должно помочь ребенку понять содержание произведения, понять поступки героев. Все наводящие вопросы должны направить саму мысль ребенка на поиски информации и поступки героев. В самом начале года, когда педагог начинает задавать вопросы, предлагает детям набор слов, которые могут использоваться при ответе («Какие в этом сказке звери: добрые, злые, гостеприимные»). С каждым разом необходимо приучать детей самостоятельнее находить главные характеристики. К концу второго полугодия дети обязаны находить для характеристики персонажей хотя бы 4-5 определения, выбирая наиболее точные.
Пятый год жизни хорошо благоприятен для хорошего развития языкового чутья. Очень большую роль в этом развитии играет доступный анализ произведений.
Во время самого чтения произведения воспитателю необходимо выделять самые яркие слова и фразы. Все - таки для того, чтобы они стали главным в детской речи, нужно дать ребенку возможность их многократного повторения. Педагог должен приучать воспитанников не только следить за ходом событий, но и вовремя замечать новые слова в разговоре.
После чтения разных произведений дети находятся под огромным впечатлением и часто просят чтоб им почитали еще. Но из за нехватка времени воспитатель всегда ограничивается чтением отрывков из различных произведений.
Очень важна беседа по прочитанному. Она помогает ребенку хорошо запомнить и осмыслить последовательность всех событий, их взаимосвязь между собой, почувствовать всю красоту поэтического языка.
Именно в беседа педагогу следует предусмотреть то, как следует ему читать те или иные строчки из произведения и упражнении детей в их выразительном чтении. Очень много времени занимает анализ стихотворения в сочетании с упражнениями на запоминание и выразительном чтении. Но именно эта работа дает возможность повысить умственную и речевую активность у ребенка. Беседа завершается чтением воспитателя. Педагог должен обратить большое внимание воспитанников на то, как звучат в исполнении самого педагога те или иные строки, в выразительном чтении которых дети уже упражнялись – как индивидуально так и хором.
Во время самостоятельной декламанации дети очень часто утрачивают ту интонацию, которая была при чтении отрывков. Это естественно, так как малыш вынужден одновременно решать несколько задач: произносить слова, не искажая их; читать четко и выразительно. Поэтому дети должны повторять это стихотворение на других занятиях и во внеучебное время.
Когда ребенок читает стихотворение самостоятельно, он очень часто нуждается в помощи воспитателя. Ему нужно давать подсказки очень тихо, чтобы было слышно только рассказчику. Тогда для слушателей чтение его будет плавным. Нужно учить их читать плавно, не напрягая свой голос, с естественной интонацией.
Чтобы детям не наскучило слушать различные произведения, что читают им сверстники, педагог должен использовать игровые приемы. К примеру имена в тексе можно заменить на имена своего товарища. Очень эффективен прием эстафетного чтения. В некоторых случаях очень целесообразны драмматизации.
Занятия по заучиванию различных стихотворений нужно заканчивать чтением воспитателя. Очень полезно детям читать вместе с воспитателем вслух. Такое чтение позволяет ребенку четко и ясно произносить слова, совершенствуется дикция.
Весь пройденный материал нужно регулярно повторять. Здесь следует использовать любую возможность повторения целиком произведение или же какой то его отрывок.