Козлова Алина
Проект «Жизнь дана на добрые дела».
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность детей по теме духовно-нравственного воспитания
«Жизнь дана на добрые дела»
На современном этапе освоения ФГОС основным является воспитание подрастающего поколения.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками. Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Публикация «Проект „Жизнь дана на добрые дела“,» размещена в разделах
Проблема, с нашей точки зрения, на данный момент - недостаточно сформированный уровень духовно - нравственных представлений у детей: материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости.
Средства массовой информации сейчас, в большей степени, захватили внимание как родителей, так и детей. К сожалению, на чтение художественной литературы, на просмотр классических сказок, произведений, отводиться минимум в общении, поэтому мы считаем, тему нашего проекта актуальной для ребенка и для воспитателя.
Актуальность: Работая над этим проектом, мы начали с художественной литературы. В основе художественных произведений и сказок лежат настоящие поступки и человеческие отношения, которые дают ответ, как нужно поступить в той или иной ситуации, и позволяют задумываться над своими поступками и поведением. Наш проект направлен на решение образовательных задач в сфере (социально—коммуникативное развитие, он способствует успешному развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников, что является одним из результатов освоения детьми образовательного содержания в соответствии ФГОС ДО.
Цель проекта : формирование нравственных умений у старших дошкольников посредством совершения добрых поступков.
Участники проекта : воспитатели, дети старшей и младшей группы, родители старшей группы
Сроки реализации: 2 недели
Тип проекта : краткосрочный, творческий, информационно-познавательный, игровой, исследовательский.
Задачи реализации проекта :
1. Способствовать развитию ценностных качеств дошкольников: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие
2. Обогатить опыт эмпатийного поведения через театрализованную деятельность
3. Формировать у детей самостоятельность и инициативность в творческой деятельности.
4. Развивать коммуникативные навыки через включение в творческую деятельность
Наш проект проходил в три этапа.
Первый этап – подготовительный
1. Подготовка методической литературы, книг, иллюстраций, демонстрационного материала
- Подготовка необходимого материала (игр) для реализации проекта;
- Подбор и изучение научной литературы по данному вопросу;
- Анкетирование родителей и детей на тему «Что я знаю о доброте?»
- Беседа «Добрый человек. Что это значит?»
2. Введение в проект детей. Оценивание.
Была проведена дидактическая игра «Добрый или злой» ( перед детьми ставилась задача: оценить поступок героя из мультфильма, сказки, литературные произведения);
Цель игры: Вызвать у детей желание совершать добрые поступки;
3. Работа с родителями
Сообщение темы о проведении проекта, обозначили их участие в проекте, провели консультацию «Нравственное воспитание дошкольников»;
Провели анкетирование «Что я знаю о доброте?»
Основной этап:
На этом этапе происходит знакомство детей с темой проекта через чтение, рассказывание, театрализации, беседы, сказки
В ходе ознакомления в дошкольном учреждении детей с художественной литературой, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Художественные произведения вызывают у детей интерес к поступкам героя. Герои произведений учат детей сопереживать другим. У детей просыпаются нравственные чувства, среди которых доброта и отвержение несправедливости.
Из всей литературы мы выделили три художественных произведения:
В. Осеевой «Хорошее», В. Катаев «Цветик-семицветик», В. Маяковский
«Что такое хорошо и что такое плохо»
В ходе обсуждения данных произведений, дети задумались: «А чем можно порадовать своих родных и близких?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что можно и что нельзя?»
Во время проведения проекта, с детьми проводились беседы по теме «Как и чем можно порадовать близких, малышей»,
«Наши добрые слова»
«Наши маленькие друзья»
Показ презентации «Наши добрые дела»
Экспериментирование «Настроение в беде, не найти его нигде», «Перепутались номерки»,
Поисковая деятельность «О чем нам скажет афиша?»
Использовали дидактические игры:
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
«Благородные поступки»
«Пожелания»
«Как я дома помогаю?»
«Цветок добрых дел»
Игра «Один день в театре без билета»
Обыгрывали проблемные ситуации.
В ходе подобных бесед, просмотра презентации, обыгрывания спорных ситуаций, дети учатся различать хорошее и плохое, добро и зло, делают выбор — а как бы я поступил или поступила в той, или иной ситуации? У детей развивается и обогащается опыт эмпатийного поведения.
В результате нашей деятельности дети задумались над вопросом «Что они сами сделали хорошее?» В итоге дети пришли к выводу, что в жизни нужно совершать добрые поступки. Это необходимо не только тому, кто нуждается в помощи, но и тому человеку, кто эту помощь оказывает.
Далее обсудили с детьми различные ситуации, участвовали в поиске “Кому и в чём нужно помочь?”, подобрали произведения о доброте, думали, как можно помочь малышам, и пришли к решению: показ сказки для детей младшего возраста.
Перед детьми встает новая проблемная ситуация, что нам сделать, чтобы показать сказку малышам? В ходе обсуждения мы выбираем название нашего театра, решаем, какую сказку будем показывать, распределяем роли, проводим репетицию, создаем художественную мастерскую. Дети получают возможность проявить свои художественные способности и выразить свое отношение к театру с помощью различных средств. Ребята самостоятельно изготавливают героев сказки «Заюшкина избушка»
Вся воспитательная работа строится на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. На этом этапе к нашему проекту присоединяются родители и помогают изготовить афишу нашего проекта.
Побуждение ребенка к положительным поступкам проходит не только через знакомство с художественной литературой, но и через игры, разыгрывание нравственных этюдов, проблемных ситуаций. Игры учат договариваться друг с другом, при этом находить нужные доводы и аргументы в спорных ситуациях. На приеме игры «Благородные поступки» мы воспитываем в детях желание совершать поступки ради других людей. Формируем понятие того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело, ради другого человека. Суть игры заключалась в том, что детям предлагалось перечислить благородные поступки по отношению к девочкам и мальчикам.
Заключительный этап проекта
Продукт проектной деятельности :
- Создание театрального уголка в группе: вывески с названием театра, афиши, театральной кассы;
- Показ сказки «Заюшкина избушка» детям младшей группы с вручением подарков – героев сказки, выполненных детьми своими руками;
- Обогащение эмпатийного поведения у детей
-На положительных этапах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Дети с удовольствием рассказывают о своих добрых делах. Так появилась идея создания альбома «Добрые дела» с фотографиями наших детей.
Результатом работы у детей в процессе духовно - нравственного воспитания:
- В группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Активное участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семей по нравственному воспитанию
- Обогащение опыта взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками через освоение средств выразительности
- Развитие эмпатийного поведения дошкольников
Дети активно участвовали во всех этапах проекта, радовались выполненным ими добрыми поступкам. Они не только сами с удовольствием принимали участие в играх, но и организовывали их друг для друга и для малышей.
Дети стали внимательнее относиться к окружающему, приходить на помощь, в отдельных случаях оказывать поддержку самостоятельно, не ждать когда их об этом попросят, помогать друг другу, пожилым людям, сопереживать. Завершить проект хочется высказыванием:
«Нам будет интереснее и приятнее жить на свете, если мы все будем делать что-то хорошее.» (Жизнь дана на добрые дела)