Поплавская Алла Петровна
План самообразования «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста в режимных моментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
План предназначен для систематизации работы по самообразованию, повышению квалификации и профессиональной компетенции педагога в вопросах воспитания и развития дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
Цель плана саморазвития: Совершенствование профессионального мастерства, развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии.
Задачи плана саморазвития:
Публикация «План самообразования „Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста в режимных моментах“» размещена в разделах
- Здоровьесберагающие технологии. Самообразование
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Режимные моменты в детском саду
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
1. Изучить и систематизировать достижения педагогической науки по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в режимных моментах».
2. Повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы, новинок программно-методического обеспечения, Интернет-ресурсов по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в режимных моментах
3. Знакомиться с докладами передового педагогического опыта.
4. Разработать научно-практические методы внедрения.
5. Внедрить эффективных формы и методы работы с детьми по вопросу здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в режимных моментах.
6. Поиск и внедрение инновационных форм работы с родителями с целью формирования их компетентности по воспитанию здоровьесберегающих технологий у детей.
7. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей
здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
8. Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по педагогической проблематике.
Основные направления реализации план саморазвития.
1. Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы.
2. Знакомство с передовым педагогическим опытом.
3. Работа с детьми
4. Работа с семьей, социумом
5. Участие в методической работе (педсоветы, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, выставки, стенды)
6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
7. Повышение педагогической и психологической компетентности.
Изучаемая литература по проблеме
1. Полтавцева Н. В. «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
2. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. «Здоровьесберегающая система дошкольной образовательной организации» Волгоград, 2016
3. Е. С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и педагогов. Москва, 2020
4. Н. А. Деева «Игровые здоровьесберегающие технологиии: упражнения, гимнастики, сказки-пьесы в стихах» Занятия с детьми 3-7 лет. Волгоград
5. Н. А. Деева «Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкульминутки. Волгоград
6. Н. Г. Коновалова «Зрительная гимнастикадля занятий с детьми дошкольного и младшего возраста. Волгоград, издательство «Учитель»
7. Красикова И. С. Дыхательная гимнастика для детей. Санкт- Петербург, 2004.
8. Прохорова Г. А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. Москва
Ожидаемые результаты
1. Оформление собственных методических наработок.
2. Повышение собственной творческой самооценки.
3. Реализация системы работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в режимных моментах.
4. Повышение квалификации.
5. Систематизация и представление в педагогическом сообществе опыта работы в использовании здоровьесберегающих технологий в режимных моментов.
План индивидуальной работы по саморазвитию.
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в режимных моментах»
Актуальность
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии здоровье детей это - одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста. Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья.
В работе дошкольного учреждения активно внедряются такие здоровьесберегающие технологии как:
• технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика, дорожки здоровья, гимнастика
для глаз, фитбол, ритмика, стретчинг, динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры и т. д. ;
• коррекционные технологии: арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, психогимнастика, и т. д.
В домашних условиях можно использовать следующие здоровьесберегающие технологии:
1) Валеологические песенки – распевки (несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению)
2) Дыхательная гимнастика (занятия включают упражнения дыхательной гимнастики). В результате проведения дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления детей.
3)Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Задачи артикуляционной гимнастики на занятиях:
• Развивать певческие способности детей.
• Формировать артикуляцию различных звуков.
• Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.
• Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ.
• Развивать музыкальную память, запоминания текста песен, внимание.
• Учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз.
4) Пальчиковая гимнастика, проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
5) Динамические паузы
6) Самомассаж
7) Физкультминутки
8) Мимическая гимнастика
9) Гимнастика для глаз, один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами
10) Гимнастика после сна, хождение по массажным коврикам, проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей используют – ортопедические коврики. Дети с удовольствием ходят по ним после дневного сна. Коврики прекрасно массажируют ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
11) Утренняя гимнастика
12) Сказкотерапия, используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читают, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используют кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
13) Музыкотерапия – важная составляющая музыкально– оздоровительной работы не только ДОУ, но и родителей. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Предлагаемый список музыкальных произведений, рекомендованных для проведения музыкотерапии можно попросить у музыкального руководителя детского сада. Внедряя в домашний быт комплексное сочетание этих технологий, мы пришли к выводу что:
1. У детей повышается интерес.
2. Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
3. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
4. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
5. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
Домашние занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Результатами использования в повседневной жизни дошкольника здоровьесберегающих технологий работы являются:
• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; • стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка; • повышение уровня речевого развития; • снижение уровня заболеваемости; • стабильность физической и умственной работоспособности.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи:
1. Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни;
2. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;
3. Создавать психологически комфортную среду в группе;
4. Систематизировать знания педагогов о здоровьесберегающих технологиях с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни и их применении в режимных моментах;
5. Повысить грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей;
6. Создать условия здоровьесберегающего пространства для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении.
Этапы реализации план:
№ Формы работы Содержание работы Срок реализации Результат деятельности, продукт
1. I этап - Организационно – ознакомительный
1.1. Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы. В течение года Знание основных нормативных документов, связанных с ФГОС ДО
1.2. Знакомство с передовым педагогическим опытом Знакомство с опытом работы коллег В течение года
Посещение занятий педагогов ОО высшей квалификационной категории В течение года
1.3. Подбор художественной литературы, иллюстрированного материала. Сентябрь
Декабрь
1.4. Создание картотек -утренней гимнастики,
-дыхательной гимнастики
- гимнастики после дневного сна
-гимнастики для глаз
-подвижных игр
-закаливающих процедур
-тематических бесед о здоровьесбережении В течение учебного года
1.5. Поиск форм и методов работы с детьми по формированию здоровьесберегающих технологий в режимных моментах В течение учебного года
1.6. Составление перспективного плана работы с детьми по здоровьесберегающих технологий в режимных моментах Октябрь
1.7. Разработка плана социального партнерства с семьей по проблеме формирования здоровьесберегающих технологий в режимных моментах Ноябрь
2. II этап - Основной
2.1.
Работа с детьми
Диагностика детей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в режимных моментах». Сентябрь
Реализация проекта «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в режимных моментах», подбор новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами В течение года
Развлечения, соревнования, досуги и др. мероприятия с детьми; В течение года
Проведение утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, пальчиковых игр, динамических пауз, физминуток, игры релаксации, т. д. Ежедневно в течение года
Чтение художественной литературы
Неделя здоровья В течение года
Создание и реализация совместного проека с детьми «Здоровая Радуга»
2.2. Работа с семьей, социумом Анкетирование родителей по вопросам здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в режимных моментах сентябрь
Консультации / памятки/папки передвижки Ежемесячно
Консультация для родителей «Значение режима дня в жизни дошкольника» Ноябрь
Посещение музеев, библиотек, кинотеатра В течение года
Спортивное развлечение для детей и родителей апрель
Конкурсы В течение года
Выставки детского творчества совместно с родителями В течение года
Участие родителей в подготовке видеороликов В течение года
Итоговое родительское собрание май
2.3.
Участие в методической работе
Участие в педагогическом совете ОО с выступлением по теме самообразования По плану ДОУ
Презентация для воспитателей ДОУ «Здоровьесберегающие технологии для детей в режимных моментах» февраль
Изготовление картотек В течение года
Изготовление дидактических игр В течение года
3. III этап - Заключительный
3.1. Обобщение и систематизация материалов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в режимных моментах Сентябрь - ноябрь
3.2. Подведение итогов саморазвития педагога май Анализ результатов деятельности
Результаты саморазвития
Ожидаемые результаты:
-снижение уровня заболеваемости детей
-повышение физического и психического развития детей
-повышение уровня знаний и представлений детей о здоровом образе жизни
-усовершенствование предметно-пространственной развивающей среды в группе (атрибуты, массажные дорожки, пособия для дыхательной, пальчиковой гимнастики, картотека физкультминуток и подвижных игр, гимнастика после сна, использование музыки в режимных моментах.
Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.