Мария Владимирова
Конспект занятия «Узоры якутского народа» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей 4–5 лет
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что обучающиеся знакомятся с узорами народа Саха через рисование с трафаретами.
Тема занятия : «Узоры якутского народа».
Предмет (направленность) : художественное
Возраст детей : 4-5 лет. Количество -10 детей.
Тип занятия : изучение нового материала.
Цель занятия : создание условий для знакомства детей с характерными элементами якутского орнамента.
Задачи.
Публикация «Конспект занятия „Узоры якутского народа“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- познакомить детей характерными элементами якутского орнамента; учитьприемам рисования узоров по мотивам якутского орнамента на бумаге-заготовке.
-формировать умение детей рисовать с помощью трафарета;
- воспитывать уважение и интерес к культуре народа Саха.
Планируемые результаты:
Интегративные качества: эмоционально-отзывчивый, любознательный, активный; соблюдающий элементарные общепринятые правила.
Предпосылки УУД:
коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность; участвовать в совместной деятельности;
познавательные - умение работать по заданному алгоритму; понимает пространственные отношения;
регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
личностные – умение оценивать собственную деятельность и свои возможности.
Учебно-материальное оснащение:
- Компьютер;
- мультимедиапроектор;
- экран;
- web-камера.
Материально-дидактическое оснащение:
Литературный ряд: стихотворение
Зрительный ряд: презентация «Узоры якутского народа», видеоролик «Танец «Узоры»
Художественные материалы: для обучающихся: альбом, восковые карандаши, акварель, кисточки, трафареты якутских орнаментов.
Игра «Собери узор»
Методы обучения: игровой метод; наглядный метод (демонстрация приемов рисования, показ слайдов презентации по теме); самостоятельная работа обучающихся.
Используемые педагогические технологии:
• личностно-ориентированные;
• технология развивающего обучения;
• игровые технологии;
• здоровьесберегающие технологии;
• информационно-коммуникационные технологии
Межпредметные связи: окружающий мир, художественное чтение.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент
Регулятивные УУД:
Умение мобилизоваться, настраиваться на рабочий процесс
- Здравствуете! Я снова рада видеть вас таких красивых, добрых, любознательных с хорошим настроением!
Здравствуй, Небо голубое! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце золотое! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, матушка Земля! Плавно опустить руки на пол
Здравствуйте, мои друзья!
Здравствуй, Родина моя!
2. Актуализация.
Личностные УУД: смыслообразование
Регулятивные УУД: умение целеполагать
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
- Ребята, что такое Родина? Ответы детей
- Да молодцы.
-Родина-это самые близкие и родные слова для любого человека. Это - твой дом, в котором ты чувствуешь себя комфортно, где рядом с тобой близкие люди, друзья и родители. Родина-это страна, где ты растёшь. И люди,которые живут в этой стране.
Видеоролик. Якутский танец «Узоры».
- Ребята, скажите, пожалуйста, что мы увидели на экране? Ответы детей.
- Да, ребята, это якутский танец, который называется «Узоры».
- Ребята, а кто знает, что такое узор?Ответы детей.
- Узор - это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий
- Ребята, как выдумаете, что будем выполнять сегодня на занятии?Ответы детей (рисовать узоры)
- Да, сегодня мы будем рисовать якутские узоры.
3. Изучение нового материала.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации;
- Любой народ использовал различные узоры. Якуты испокон веков украшали свои дома, посуду, свою одежду. Для каждого предмета использовались узоры различного содержания.
Дети подходят к выставке.
Для украшения одежды использовались растительные узоры, выполнялись посредством вышивки.
- Халадаай – традиционное якутское платье, надеваемое на главный летний праздник – Ысыах. Платье можно дополнить жилетом.
- Торбоса – это зимняя обувь из натуральной кожи, утепленная подкладом. Они отделаны вышитым билэ, натуральным мехом. Различаются рисунком билэ, цветом нити, бисером.
– Посмотрите, какие национальные украшения делают якутские умельцы. В прошлые века серебряных дел мастера производили много украшений, общий вес у женщин мог достигать 10 кг! Нагрудное украшение «илинкэбиhэр» одевалось в торжественных случаях, в остальное время оно служило настенным украшением. Женское украшение колье – «бастынга» якутские женщины в прошлые времена носили постоянно. Бастынга на голове со свисающими по бокам узорами смотрится очень красиво на любой девушке, так же носят браслеты, кольца, даже косы завязывают косоплеткой из серебра, а якутские серьги стали воистину нашим брендом.
Для бытовых изделий, деревянной посуды употреблялись геометрические узоры (более упрощенные). Деревянные чорооны украшают красивыми якутскими орнаментами в виде ярусов. Чорооны используют для питья кумыса. Такие сосуды есть только у народа Саха. Если в старину посуду делали из дерева, то сейчас такую же посуду делают из стекла и украшают очень красиво
- Ребята, а теперь посмотрите на все эти вещи внимательно и назовите мне элементы узоров, которые используют якутские умельцы в украшении своих изделий (точки, волнистые линии, прямые линии, зубчики, завитки, квадраты).
Проведение физкультминутки.
Регулятивные УУД: умение расслабляться, мобилизовать свои силы
Танец «Узоры»
- Молодцы, сейчас тихо все сели за столы.
5. Самостоятельная работа.
Регулятивные УУД: планирование, способность к самоконтролю
Мы с вами посмотрели выставку, а теперь представим, что вы якутские народные умельцы.
- Сегодня мы будем рисовать варежки с якутским узором при помощи трафарета.
А затем из ваших работ мы тоже сделаем выставку.
Трафарет — приспособление, использующееся для нанесения на разные поверхности различные изображения.
План работы:
1. Выбрать трафарет для узора.
2. Перевести узор нарисунок варежки.
3. Узор обвести восковыми карандашами.
4. Раскрасить варежку акварельными красками.
- Напоминаю вам, что работы должны быть красочными, яркими, аккуратными.
- Не забывайте о правилах технике безопасности при работе. Помните от беспорядка на столе – беспорядок в голове, от беспорядка в голове –беспорядок в руках, а от беспорядка в руках – беспорядок в работе.
- Итак, приступаем к работе.
Практическая работа детьми выполняется согласно составленному алгоритму. Педагог оказывает индивидуальная помощь сильным и слабым учащимся. За 5 минут до конца занятия работы вывешиваются на доску рядом друг с другом
5. Закрепление пройденного материала. Игра «Собери узор».
Познавательные УУД: умение анализировать, выделять существенные признаки, синтез — составление целого из частей
Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать друг с другом
Руководство игрой:
• Создаем орнамент по образцу.
Подведение итогов.
Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли в монологической и диалогической речи.
Личностные УУД: понимание ценности знания.
- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
-Где и для чего используются орнаменты?
Ответы детей.
- Каждый из Вас сегодня был мастером, создателем, художником.
- Пусть ваши рукавички никогда не теряются и согревают ваши руки в самый лютый мороз
8. Рефлексия.
Регулятивные УУД: умение оценивать результат своей деятельности
- У кого сейчас хорошее настроение? Почему?
Ответы детей.
Выберите солнышко, который отображает ваше настроение и чувства.
- Ребята сейчас каждый уберет свое рабочее место. Всем спасибо. Занятие окончено.
Литература.
1. https://travel-ykt.ru
2. Архив мастерицы Семеновой Л. Р.
3. Архив семьи Платоновых.
4. Архив семьи Рожиных.