МААМ-картинки

Конспект занятия с учащимися младших классов в ЦТТ по теме «Символы нашего государства»

Алексей Пономарёв
Конспект занятия с учащимися младших классов в ЦТТ по теме «Символы нашего государства»
▼ Скачать + Заказать документы

Департамент образования администрации города Липецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НОВОЛИПЕЦКИЙ» г. ЛИПЕЦКА

Методическая разработка занятия по теме :

«Символы нашего государства»

Выполнил: Пономарёв Алексей Серафимович

Липецк, 2021

Тема беседы: «Символы нашего государства».

Публикация «Конспект занятия с учащимися младших классов в ЦТТ по теме „Символы нашего государства“» размещена в разделах

Описание работы: беседа с учащимися младших классов, посвященный расширению представлений о символах России.

Форма проведения: беседа.

Методы и приемы: диалогические, монологические.

Цели: сформировать представление о традиционных символах государства, познакомиться с историей их возникновения, проанализировать роль символики в жизни общества; воспитывать чувство гордости, патриотизма, значимости символики для нашего государства.

Педагогические цели:

• дать понятие о символах, их роли в нашей жизни;

• рассказать детям о главных символах государства;

• познакомить детей с гербом, флагом и гимном России, историей их создания.

Задачи:

1. Обучающие:

• расширить представление обучающихся о понятиях «флаг», «герб», «гимн»;

• обобщить знания обучающихся об истории создания гимна, герба и флага России.

2. Развивающие:

• развить умения обучающихся использовать материал при анализе новых явлений и процессов;

• развить коммуникативные умения и навыки обучающихся (высказывать свою точку зрения, прислушиваясь к мнению других);

• привить обучающимся потребность в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий.

3. Воспитательные:

• воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране;

• сформировать патриотическое сознание молодежи на основе усвоения исторических, национальных, духовно-нравственных ценностей и стремление её воплощать их в повседневной практической деятельности.

Оборудование:

- герб России, гимн России (текст, запись, флаг России, карта России с изображёнными на ней символами государства

Ход беседы

-Здравствуйте ребята! Как называется страна в которой мы живём? (Россия)

Вступление

Государственные символы России — установленные федеральными конституционными законами особые отличительные знаки России, олицетворяющие её национальный суверенитет и самобытность, несущие определённый идеологический смысл. Таковыми символами являются : государственный флаг, герб и гимн.

Все государственные символы – гербы, флаги и гимны – исполняют одну и ту же функцию: они обозначают государство, которому принадлежат. В принципе, герб, флаг и гимн играют ту же роль, что и название страны – их задача сообщать, какая именно страна ими владеет. Можно сказать, что название страны, ее государственные герб, флаг и гимн есть одно и то же.

Из значения государственных символов, как способов обозначения стран, и происходит то уважение, которое испытывают люди к своим гербам, флагам и гимнам. Воздавать почести государственным символам – значит воздавать почести владеющей ими стране.

Рассказ учителя и учеников о символах государства.

Рассказ учителя с элементами беседы.

- Сегодня мы поговорим о символах нашей Родины.

- А что такое символ?

- С символами мы встречаемся в жизни постоянно.

Символ — это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это условное обозначение какого-нибудь понятия.

Символом может стать любой предмет. Поэтому все символы распределили на несколько групп:

Всемирные — которые понятны людям любой национальности.

- Например, символом чего будет являться белый голубь с оливковой ветвью?

(Показывается рисунок).

- Символом мира.

- Красный крест? (Показывается рисунок).

Символ медицинской помощи.

Национальные символы. Они представляют одну страну.

- Например символ Испании – чёрный бык, т. к. Испания – родина боя быков – корриды.

- Символ Голландии – ветряные мельницы.

- А как вы думаете, что является символом России?

- У всех стран, в том числе и у России, есть свои символы. Самыми главными являются: герб, гимн, флаг.

Пожалуй, не найдётся в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля («поле, русское поле.», леса («берёзы, берёзы.», кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрёшки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях - знаках царской власти: скипетре, короне, державе, шапке Мономаха - и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного, храм Христа Спасителя.

• Что входит в состав государственных символов?

Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Эти символы - общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции.

• Почему государство должно иметь государственные символы?

Для того, чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.

• Когда возникли символы государства?

С XIX века символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Однако это совсем не означает, что, скажем, государственных гербов не существовало ранее. Так же, как во многих странах Европы, в России эмблемы, позднее вошедшие в государственный герб, возникли в Средневековье.

И уже в начальный период существования единого русского государства они сыграли важную роль в борьбе за его упрочение. Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и отображавших способ мышления наших предков, вполне конкретных изображений не был случайным. С одной стороны, эмблемы в наглядной форме выражали основные идеи государственной политики, принявшего их великого князя московского Ивана III, воплощая в себе определённую его ориентацию, внутригосударственные устремления, внешнеполитические замыслы. А с другой - по своей форме эти знаки оказались привычны и понятны жителю Средневековой Руси.

• Что отображают символы государства?

Государственный гимн.

Гимн — это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна обычно встают.

Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях. В положении о Государственном гимне РФ в Конституции РФ записано, что он исполняется во время торжественных церемоний и других мероприятий, проводимых государственными органами, например при поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным президентом, при открытии памятников и памятных знаков, при вручении государственных наград, при встречи и проводах глав государств и правительств зарубежных стран. Государственный гимн транслируется телекомпаниями: в новогоднюю ночь, в дни государственных праздников.

(Рассказы учащихся о Гимне России. (Прослушивание мелодии гимна.) Наряду с государственным флагом гимн является официальным символом государства.

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

• Что такое гимн?

Гимн - торжественная песнь на стихи программного характера. Государственный гимн существует во всех современных государствах. На протяжении многих лет гимны России претерпевали изменения. Это был и «Боже, царя храни» А. Ф. Львова, на слова В. А. Жуковского, и «Интернационал» Эжена Потье, и гимн А. В. Александрова, на стихи С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана «Союз нерушимых республик свободных». Современный гимн утверждён президентом России 27 декабря 2000 года, а его мелодия была написана ещё в прошлом веке советским композитором А. В. Александровым. Слова гимна сочинил известный вам поэт – Сергей Михалков.

Флаг — отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность.

В нашей стране празднуется День Государственного флага – 22 августа.

В этот день на всей территории Российской Федерации чествуют наш Государственный флаг.

(Рассказы учащихся о цветах флага (их истории). Флаг Российской империи, его цвета определились гораздо позднее первых гербовых эмблем - через 200 лет после появления последних на государственной печати. Бело-сине-красный флаг «подарил» России флот Петра I. (Однажды Петр I увидел рыцаря на белом коне, в синем плаще, который скакал по земле, залитой кровью). В борьбе за звание «государственного» флага ему пришлось на протяжении почти двух столетий «конкурировать» с чёрно-жёлто-белым императорским стягом.

• Какое толкование имели цвета флага изначально?

Раньше цвета толковались так: белый означал духовенство, синий-дворянство, красный - трудовой народ.

• Опишите Флаг РФ.

«Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя - синего цвета и нижняя - алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2.

• Что, по вашему мнению, в наши дни символизируют цвета флага?

В наше время цвета флага истолковываются по-другому: белый выражает чистоту устремлений, синий обозначает волю к миру, красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Почему именно эти цвета вошли в российский флаг?

Символом России является – Государственный герб.

Государственный герб России красив и величественен. На золотом фоне герба изображён двуглавый орёл, увенчанный сверху большой короной, обвитой лентами. На голове орла малые короны. В лапах он держит символы власти – скипетр (жезл) (справа) и державу (золотой шар с крестом) (слева). На груди орла (в центре) герб России.

- Где мы можем видеть герб?

Государственный герб РФ мы можем видеть на бланках федеральных законов и распоряжений Президента Российской Федерации, на зданиях палат Правительства, Конституционного суда, Прокуратуры, Центрального банка, на гербовых печатях, на знамёнах и флагах, орденах, медалях, паспортах граждан РФ.

Что представляет собой Государственный герб Российской Федерации? Четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой -держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства -государственный герб. Подбор эмблем государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции высшей государственной власти. Государственный герб являлся важной частью института внешнего оформления верховной власти.

• Какова история российского герба?

Гербов было много, и все они были разные (показ гербов СССР и настоящего Герба России и сравнение их)

Более четырёх столетий на гербе Российского государства изображался двуглавый орёл. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. С этого момента его изображения проникают во все сферы прикладного и изобразительного искусства, особенно на государственные регалии, предметы царского обихода и в архитектуру.

• Когда правительство РСФСР приняло постановление о разработке государственного герба?

5 ноября 1990 года для организации этой работы была создана

Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать правительству герб - золотого двуглавого орла на красном поле.

• Что олицетворяет восстановление двуглавого орла как Государственного герба России?

Неразрывность и преемственность отечественной истории.

Сегодняшний Герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии. (Рассказы учащихся о Гербе России и его истории.)

В некоторых государствах существуют законодательно закреплённые официальные слоганы страны. При этом их употребление так же важно, как и употребление герба, гимна, флага. Во Франции: «Свобода, Равенство и Братство»; в США: «При разнообразии - едины»; в Канаде: «От моря и до моря»; в Камеруне: «Мир, труд, Родина», в СССР: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Официального девиза в Российской Федерации нет.

• Какой бы вы предложили слоган нашей Родине?

Подведение итогов.

Итак, сегодня мы говорили с вами о символах нашего государства. Все они означают его независимость, подчеркивают особенности самые значимые традиции нашего государства. Каждый из символов имеет свое толкование, поскольку многие символы имеют глубокие исторические корни.

Государственные символы есть не что иное, как связь между прошлым и будущим. И возможно, именно нынешние символы, которые включают в себя элементы предыдущего опыта, сплотят россиян, воодушевят нас на созидательную деятельность во имя процветания России - нашей Родины.

- Перечислите три основных государственных символа.

- Что такое гимн государства?

- В каком году царь Пётр 1 издал указ о введении государственного флага России.

- Перечислите цвета Российского флага.

- Где мы можем видеть герб?

Государственные символы достались россиянам в наследство от предков. Именно поэтому их должен знать и уважать каждый из нас, ведь воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества.

Библиографический список

1. Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе : метод. реком. / сот. М. К. Антошин. – М. : Айрис-Пресс, 2004. – 73 с. – (Методика).

2. Государственная символика Российской Федерации: Конституция РФ, Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, Государственный гимн РФ. - М. : Экзамен, 2007. - 63 с.

3. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн : (В помощь учителям начальных классов) : материалы для проведения уроков, посвящённых государственной символике России/ сост. Т. В. Шепелева. - Волгоград : Учитель, 2007. - 69 с. : рис.

4. Голованова М. И. Герб, флаг, гимн России. – М. : Росмэн, 2005. – 47 с.

5. Государственные символы России : справ. для детей / М. Голованов, В. Шергин. – М. : Росмэн, 2005. – 159 с.

6. Лебедев В. Державный орёл России. – М. : Родина, 1995. – 239 с.

7. Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика России» (Гимн, Герб, Флаг). – М. : ВАКО, 2004. – 190 с.

8. Соболева Н. А. Символы России / Н. А. Соболева, В. А. Артамонов. – М. : Панорама, 1993. – 208 с.

9. Пчелов Е. В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн : учеб. пособие. – М. : Рус. слово, 2002. – 135 с.

10. Символы российской государственности / авт. -сост. Н. В. Бугаев, С. Г. Макаров. – Иркутск : ОГУ «ЦСИУМ», 2001. – 74 с.

11. Флаги. Знамёна. Гербы. Вымпелы / У. Крэмптон ; пер. с англ. А. Мосолова. – М. : Астрель ; АСТ, 2001. – 43 с. – (Детская энциклопедия).

12. Чиркин В. Е. Государствоведение : учебник. – М. : Юристъ, 1999. – 398 с.

Публикации по теме:

«Символы года». Подборка мастер-классов и творческих идей«Символы года». Подборка мастер-классов и творческих идей Мы привыкли встречать Новый год в соответствии с символом года по восточному (китайскому) календарю. Предлагаю Вашему вниманию подборку мастер.

Фотоотчет об экскурсии в Центральный музей ВВС с учащимися 5 классов школы-интерната 4 видаФотоотчет об экскурсии в Центральный музей ВВС с учащимися 5 классов школы-интерната 4 вида .

Классный час для учащихся 5–6 классов на тему «Государственные символы России: история и современность» Цель: знакомство с историей развития государственных символов России- герба, флага и гимна. Задачи: - сформировать у учащихся патриотизм.

Конспект занятия ко Дню России «Государственные символы Российской Федерации» для обучающихся 10–17 лет с ОВЗ Цель занятия: прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма. Задачи. 1. Познакомить с праздником «Днем России». Помочь ребенку.

Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ «Символы нашего города» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Расширять представления детей о родном городе. 2. Уточнять.

Конспект занятия тьютора по аппликации из цветной бумаги на День матери «Цветы в ладошке» с учащимися школы 8 видаКонспект занятия тьютора по аппликации из цветной бумаги на День матери «Цветы в ладошке» с учащимися школы 8 вида Разработала: тьютор Сергеева Н. А. Место работы: МКОУ «Шаховская коррекционная школа – интернат 8 вида» Тема: Аппликация «Цветы в ладошке».

Сценарий интегрированного занятия для подготовительной группы «Российский флаг — символ государства»Сценарий интегрированного занятия для подготовительной группы «Российский флаг — символ государства» ДЕНЬ РОССИЙСКОГО ФЛАГА «Российский флаг – символ государства» (интегрированное занятие для подготовительной группы) Под муз. Струве «Моя.

Сценарий праздника для школьников младших классов «Твори добро» Сценарий праздника для школьников младших классов «Твори Добро» 8.06.2018. Ведущие 1. – Шакирова Алевтина - Школьница. 2. - Андрей Долгомиров.

Создание проектов на внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» учащимися 3 классовСоздание проектов на внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» учащимися 3 классов Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний.

Творческое сотрудничество с Центральной библиотекой нашего поселка учащихся 8–10 классов школы-интерната 4 видаТворческое сотрудничество с Центральной библиотекой нашего поселка учащихся 8–10 классов школы-интерната 4 вида Уважаемые коллеги! Мы с ребятами очень тесно сотрудничаем с Центральной библиотекой нашего поселка. Каждый месяц мы посещаем ее с целью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с учащимися младших классов в ЦТТ по теме «Символы нашего государства»
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 20:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с учащимися младших классов в ЦТТ по теме «Символы нашего государства»» (включая файлы) размещена пользователем Алексей Пономарёв (УИ 821277) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД