Шулепова Марина Ивановна
Конспект занятия по речевому развитию с опорой на мнемотаблицы для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию с опорой на мнемотаблицы для детей подготовительной группы
АННОТАЦИЯ
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи. В настоящее время проблема развития связной речи становится особенно актуальной. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для свободного общения и выражения своих мыслей. Учитывая, что данный процесс обучения должен быть интересным, занимательным, развивающим.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию с опорой на мнемотаблицы для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника известна с давних времен. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые - психологи: А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко.
Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное - нужно передать условнонаглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Мы считаем, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп. Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом. В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. Все, что требуется для работы - это листок бумаги, фломастеры и немного фантазии.
Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа рассказа «Как муравьишко домой спешил» с наглядной опорой на мнемосхему, отображающую последовательность событий.
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Познавательное развитие :
- закреплять и расширять представления детей о жизни диких животных в природе;
- развивать познавательные, психические процессы: мышление, внимание, память, зрительное восприятие, воображение;
- учить самостоятельно делать выводы и умозаключения.
Речевое развитие :
- развивать монологическую, связную речь детей - последовательно, без пропусков, повторений. Грамматически правильно передавать содержание текста, с опорой на мнемотаблицы;
- упражнять в образовании однокоренных слов (медведь - медведица – медвежонок, медвежья);
- обогащать и активизировать словарь новыми словами; - учить слушать внимательно, осмысленно понимать и использовать словарь и обороты авторского текста.
Социально-коммуникативная:
- способствовать формированию готовности детей к совместной деятельности, развивать умение работать в коллективе, договариваться, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Физическое развитие :
- способствовать формированию у детей потребности в двигательной активности.
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
- способствовать снятию физического и психологического напряжения.
Словарная работа: неуклюжий, изогнулся, далеконько.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы советских писателей, рассматривание иллюстраций в книгах, пересказ произведений по мнемотаблицам, рассматривание изображений насекомых, отгадывание загадок о насекомых, презентация по теме «Насекомые» (игра «Четвертый лишний»).
Оборудование:
- ИКТ (презентация, книги В. Бианки, мнемосхема к рассказу «Как муравьишко спешил домой», магнитная доска, цветные картинки о насекомых к рассказу.
Планируемый результат:
- совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы по содержанию рассказа и уметь его пересказать, с опорой на мнемотаблицу.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Воспитатель: Все в сборе, можно начинать, но для начала, нужно «Здравствуйте» сказать.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, маленький цветок!
Здравствуй, утро, здравствуй, день!
Нам здороваться не лень.
Воспитатель: Ребята, я очень люблю путешествовать. А вы любите путешествовать? Оказывается, не только мы можем и любим путешествовать, но и маленький муравьишка тоже может путешествовать.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам познакомиться с интересной сказкой, которая называется «Как муравьишка домой спешил», а написал эту сказку замечательный автор Виталий Валентинович Бианки. (на доске портрет автора). В сказке говорится о потерявшемся муравьишке, который смог попасть в родной муравейник лишь благодаря взаимовыручке других насекомых.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Все красиво мы сидим, за осанкой следим. Приготовьтесь внимательно слушать.
2. Чтение рассказа (воспитатель читает, используя презентацию по сказке)
Мы с вами прочитали рассказ писателя Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз
Повторяем каждый раз:
Влево, вправо, вверх и вниз
Делать это не ленись
3. Беседа по содержанию:
Воспитатель:
1. Где жил муравьишка?
2. Для чего он залез на вершину березы?
3. Почему муравей оказался далеко от своего дома?
4. Кого увидел Муравьишка около камня? О чем попросил землемера? Как передвигалась гусеница?
5. Кого увидел Муравьишка, попрощавшись с Землемером? Кого он попросил о помощи?
6. С кем встретился Муравьишка, поблагодарив за помощь Паука – Сенокосца? Почему Жужелица посоветовала ему сменить помощника?
7. Кого увидел Муравьишка, попрощавшись с Водомером? Как готовится к полету майский жук.
8. Куда доставил Муравьишку Жук – Хрущ? Почему он не опустил его на муравейник
9. Что увидел Муравьишка с ветки березы? К кому он обратился за помощью?
10. Что помогло Муравьишке «уговорить» гусеницу? Почему листовертка не упала с Муравьишкой на землю?
11. Почему Муравьишка так торопился домой?
12. Как называется жилище муравьёв?
Что вас заинтересовало в рассказе?
Какие моменты понравились?
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно выправляем!
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
4. Игра «По дороге домой»
На столе лежат картинка березы и конверт, в котором находятся картинки с насекомыми из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Ребятам необходимо как можно быстрее разложить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома.
Гусеница-землемер = паук-сенокосец = жужелица = жучок-блошачок = кузнечик = водомерка = майский жук = гусеница-листоверка
5. Игра «Угадай по описанию»
«Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат» (Паук – сенокосец.)
«Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (Водомерка-клоп.)
«На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху – дёрг! И закачался он на шё лковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница.)
6. Пересказ рассказа по графической схеме (мнемотаблица).
(Во время пересказа помогать наводящими вопросами.)
9. Итог занятия :
Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? Кто автор рассказа?
Что вам больше всего запомнилось из сказки?
Легко ли вам было пересказывать по опорной схеме? В чем она вам помогла?
Посмотрите, сколько насекомых помогли муравью, не оставили его в беде. Оказывается, взаимопомощь, дружеские взаимоотношения, помощь в трудной ситуации существует и у маленьких насекомых. Что могло случиться с Муравьишкой, если бы ему никто не помог?
Каждое насекомое помогало как могло, и в беде муравья не оставили. А как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?
А понравилось вам, ребята, пересказывать по схеме?
Воспитатель: Все сегодня занимались хорошо. Все молодцы! Всем спасибо!
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, самостоятельно попробовать зарисовать мнетаблицу к сказке «Как Муравьишка торопился домой».
А также Муравьишка оставил вам свои раскраски на память. На столе вас ждут карандаши– можете сейчас присесть и начать раскрашивать все вместе.