Надежда Кондакова
Конспект занятия по лепке в старшей группе «Красивые птички» по мотивам дымковских игрушек
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Красивые птички»
(По мотивам народных дымковских игрушек)
Задачи:
Развивать эстетическое восприятие. Развивать воображение. Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности птицы (клюв, хвост) пользуясь приемами оттягивания, сглаживания, прищипывания.
Словарная работа:
активизировать словарь: свистулька, дымковская игрушка, голова, хвост, овал, глаза, клюв, оттягивать, прищипывать, стека.
Публикация «Конспект занятия по лепке в старшей группе „Красивые птички“ по мотивам дымковских игрушек» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы, птички. Лепка, пластилин
- Старшая группа
- Темочки
Предварительна работа: наблюдение на прогулках, чтение художественной литературы о птицах, обследование скульптуры - птица, загадывание – разгадывание загадок о птицах, рассматривание картинок из серии «Птицы», рисование птиц.
Демонстрационный материал: коробка (посылка, письмо, дымковская игрушка (птичка, иллюстрация дымковской игрушки (птичка) .
Раздаточный материал (на каждого ребенка): пластилин, стека, тряпочка, доска для лепки.
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на коробку, которая стоит на одном из столов.
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришла посылка, посмотрите какая она большая. Вам интересно знать, кто прислал посылку? Как вы думаете, что в ней?
Варианты ответа детей: - Подарок, игрушки.
Воспитатель: - Давайте я прочитаю надпись, и узнаем от кого она.
(Воспитатель читает)
Воспитатель: - Отправитель мастер из села, Дымково. Хотите узнать, что внутри?
Варианты ответа детей: - Конечно, очень хотим.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько здесь красивых вылепленных игрушек.
(Воспитатель выставляет дымковские игрушки на стол)
Воспитатель: - Здесь еще письмо, оно адресовано нам ребята. Что с ним делать будем?
Варианты ответа детей: прочитаем.
Воспитатель: - Правильно, раз оно адресовано нам его надо прочитать.
(Воспитатель читает)
«Здравствуйте, дорогие ребята, пишет вам мастер из села Дымково. Вы наверно задаете вопрос: Почему оно так интересно называется? Расскажу, в старину - зимой, когда топились печи, и летом, когда туман окутывал село, казалось, что все как будь-то в дыму. Так и появилось название села – Дымково. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «Дымковская».
Вначале были свистульки. Всю осень и зиму местные жители Дымково лепили их для весенней ярмарки. Весной на многолюдной ярмарке торговали веселым товаром и радовали своими свистульками детишек. И в наше время мастера села Дымково лепят свистульки. Но вот беда, приболел я, теперь на ярмарке не смогу выставку устроить и детишек не порадую. Я знаю, что вы хорошо умеете лепить из пластилина. И обращаюсь к вам с просьбой помочь мне изготовить, украсить птичек из пластилина. Я устрою выставку на ярмарке из ваших поделок и порадую детишек и всех своих друзей».
Воспитатель: - Ребята от кого пришло это письмо?
Варианты ответа детей: - От мастера.
Воспитатель: - C какой просьбой к нам обращается? Как мы можем помочь?
Варианты ответа детей: - Вылепить птичек, помочь ему.
Воспитатель: - Ребята, поможем мастеру из села Дымково вылепить птичек?
Варианты ответа детей: - Поможем, вылепим.
Воспитатель: - Какого цвета вы хотите слепить птичку?
Варианты ответа детей: - Коричневую, желтую, зеленую.
Дети выбирают пластилин для лепки.
Основная часть.
Воспитатель: - Перед тем как мы будем лепить птичек, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
(Загибаются пальцы обеих рук)
Пой – кА, подпевай – ка,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – ласточка,
Эта птичка – скворушка,
Эта птичка – совушка,
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж,
Ну а это – злой орлан
Птички, птички, по домам!
(руки за спину)
Воспитатель: - Ребята, сначала мы с вами, рассмотрим птичку. Из каких частей состоит птичка?
Варианты ответа детей: - Голова, клюв, глаза, туловище, крылья, хвост, лапки.
Воспитатель: - Какая часть больше, голова или тело?
Варианты ответа детей: - Тело, оно больше, чем голова.
Воспитатель: - Какой формы тело у птицы?
Варианты ответа детей: - Тело у птицы овальной формы, продолговатое.
Воспитатель: - Какой формы голова у птицы?
Варианты ответа детей: - Голова у птицы круглая, как шар.
Воспитатель: - напомните ребята, пожалуйста, что надо сделать с пластилином перед тем, как начнем лепить?
Варианты ответа детей: - Перед тем как лепить из пластилина его надо «разогреть», перекладывая из одной ладони в другую, сжимая пластилин пальцами.
Воспитатель: - Молодцы, правильно. Пластилин станет мягче и им будет удобно лепить. Скажите, пожалуйста, как придать куску пластилина форму овала?
Варианты ответа детей: - Сначала надо из пластилина скатать шарик, а потом раскатывать прямыми движениями вперед – назад.
Воспитатель: - Правильно, прямыми движениями мы получим овал. А как придать куску пластилина шарообразную форму?
Варианты ответа детей: - Пластилин примет круглую форму, если его раскатывать кругообразными движениями.
Воспитатель: - Правильно, если кругообразными движениями раскатывать пластилин, то он примет форму шара.
Воспитатель: - Ребята, мы вспомнили, какими движениями рук мы можем получить овальную и круглую форму из куска пластилина. Теперь мы с вами начинаем лепить птичку для мастера из села Дымково.
Вам надо взять понравившийся кусок пластилина, «разогреть» его в ладонях. Затем разделить стекой пластилин на две части: большой кусок (для туловища) и маленький кусочек (для головы).
Воспитатель: - Продолжаем выполнять работу. Берем большой кусок пластилина, скатываем шар и прямыми движениями вперед – назад, придаем овал пластилину. Это будет туловище птички.
Дети берут самый большой кусок пластилина и лепят овал.
Воспитатель: - Молодцы, справились все. Теперь берем маленький кусочек пластилина и придаем кругообразными движениями ему форму шара. Это будет голова птички.
Дети берут маленький кусок пластилина и лепят шар.
Воспитатель: - Молодцы, все справились правильно. Предлагаю, вам ребятки немного подвигаться.
Физминутка.
Птички прыгают, летают (дети прыгают)
Крошки птички собирают («клюют»)
Перышки почистили, клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зернышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели («улетают» садятся).
Воспитатель: - Продолжаем ребята, выполнять работу для мастера из села Дымково.
Воспитатель: — Вот, ребята мы вылепили туловище и голову птички. Сергей, скажи, пожалуйста, что надо сделать с этими двумя вылепленными частями, чтобы получилась птичка?
Сергей: - Для того, чтобы получилась птичка, надо соединить голову и тело.
Воспитатель: - Совершенно согласна с тобой, Сергей. Чтобы получилась птичка, надо соединить все вылепленные части: голову и тело.
Воспитатель: - Берём вылепленные части, плотно прижимаем, сглаживаем места соединения пальцами. Сглаживаем аккуратно, чтобы птичка получилась гладкая, красивая.
Дети берут вылепленные части, прижимают, сглаживают места соединения пальцами, чтобы получилась птичка.
Воспитатель: - Ребята, чего не хватает нашей птичке?
Варианты ответа детей: - Нашей птичке не хватает клюва, хвоста и глаз.
Воспитатель: - Правильно сейчас мы будем «оживлять» нашу птичку.
Воспитатель: - Берём получившуюся птичку в руку и осторожно прищипываем шар впереди двумя пальцами сверху и снизу, а потом сбоку – получился клюв.
Дети берут получившуюся птичку в руку и прищипыванием делают клюв птички.
Воспитатель: - Молодцы, у всех получилась голова птички с клювом. Берем птичку и путем оттягивания придаем одному концу овала хвост птички.
Дети берут птичку и путем оттягивания придают одному концу овала хвост птички.
Воспитатель: — Вот, ребята мы вылепили туловище и голову птички, сделали клюв и хвост. Нашим птичкам не хватает глаз и крыльев. Подумайте и скажите, как мы сделаем глаза и крылья?
Варианты ответа детей: - Сделаем глаза и крылья с помощью стеки, нарисуем.
Воспитатель: - Правильно ребята, концом стеки нарисуем глаза с одной и другой стороны, а крылья, перышки другим концом стеки.
(Воспитатель показывает).
Дети берут птичку в руку и с помощью стеки рисуют глаза и крылья.
За пять минут до конца занятия предупреждает детей, что время до завершения работ осталось пять минут.
Воспитатель: - Ребята, мастер предложил вам, украсить птичек. Украшать птичек мы будем с помощью пластилина другого цвета.
Воспитатель: - Посмотрите я покажу вам как можно украсить птичку. Надо отщипнуть маленький кусочек пластилина, скатать его в шарик, придавить пальчиком, чтобы получился диск и приложить диск на тело птички. А можно скатать маленькую колбаску, соединить концы и приложить к телу птички, получившийся круг. Попробуйте придумать свой узор для нашей птички – свистульки.
Воспитатель советами помогает делать фигуру более выразительными.
Тем, кто закончит работу быстрее других, можно предложить сделать птичке зернышки (мелкие комочки желтого пластилина).
Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, теперь у каждого из вас появилась своя птичка. Вы молодцы.
Воспитатель: - Каких разных, красивых птичек вы слепили!
Мы с вами отлично поработали и помогли мастеру из села Дымково, сделали птичек –для ярмарки.
(Воспитатель собирает детей около себя)
- Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы сегодня лепили?
- Что было в лепке трудным для вас?
- Какие приемы для лепки птички вы использовали?
- Скажите, пожалуйста, ребята, чем отличаются птички?
Воспитатель: - Предлагаю вам. рассадить птичек на «лужок» (зеленый лист картона, пускай немного погостят у нас, а потом мы отправим их мастеру из села Дымково.
Дети ставят свои работы на «лужок» для демонстрации. дежурные убирают рабочие места.