Лучший педагог года

Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности «Золотая хохлома»

Попова Надежда
Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад п. Мариинский»

Методическая разработка занятия по

изобразительной деятельности.

Тема: «Золотая хохлома».

Выполнил: воспитатель Попова

Надежда Анатольевна

2018 год

Образовательные области: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Возраст: 5-6 лет

Вид: интегрированное.

Публикация «Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности „Золотая хохлома“» размещена в разделах

Цель: - расширение представления о разнообразии народных художественных промыслов.

Задачи:

обучающие: - обобщить и закрепить знания детей о хохломе как традиционном русском промысле; - ознакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок, украшая хохломские изделия; - учить детей создавать свой образ изделия, используя декоративные элементы; развивающие: - активизировать познавательную деятельность детей; - развивать психические процессы: память, мышление, внимание; - развивать эстетический вкус;

воспитательные: - вызывать у детей уважение к предметам быта как результатам деятельности человеческого труда; - воспитывать уважительное отношение к культуре, хохломскому промыслу; - побуждать проявлять чувство удовлетворения и радости от успешно выполненной работы.

Подготовительная работа: чтение стихотворения О. Волковой «Золотая хохлома», рассматривание иллюстраций и беседа хохломской росписи, выполнение элементов росписи.

Материал: выставка хохломских изделий; иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства; хохломские изделия; таблицы с изображением элементов хохломской росписи : «ресничек», «травинок», «усиков», «завитков», «капелек», «кустиков», бумажные силуэты тарелочки, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки.

Ход образовательной деятельности

Вступительная часть

Звучит музыка «Хоровод». Дети входят в группу.

Воспитатель. Ребята, я хотела бы узнать, кто из вас был в музее? Вы хотите побывать в музее? – Хорошо, сегодня мы с вами побываем в музее «Золотая хохлома». Чтобы попасть на выставку, отгадайте загадку. Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трёхпалым Земляника цветом алым Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава – как бахрома. Что же это? (Хохлома).

Основная часть – Ну, вот мы и попали в музей на выставку изделий хохломского промысла. Хохлома! – какое странное и весёлое слово. В нём и смех слышится, и восхищение, и теплота: ОХ! И восторженное АХ! Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Откуда же оно начиналось? Откуда пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте. (Приложение № 1)

Рассказ воспитателя. – Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и произошёл хохломской промысел. Большую часть Нижегородского края занимали дремучие леса, и особенно много древесины использовали для изготовления деревянной посуды – ложек, чашек, туесов, братин (туес – цилиндрический сосуд из бересты для хранения жидкости, сверху закрывается крышечкой с ручкой; братина – сосуд для напитков, выточенный из дерева, имеет округлую форму). В селе Хохлома проводили ярмарки по продаже золотистых расписных деревянных изделий. «Золочение» изделий из древесины было заимствовано у иконописцев. Деревянная посуда с древних времё н была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатых людей и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка (или ковш) считалось подарком. Из дерева (на токарном станке) вытачивали различные чашки, миски, но больше всего требовалось ложек. На стол можно было поставить одну чашку с кашей, но ложка требовалась каждому едоку. В отличии от мисок и чаш, поставец был индивидуальной посудой. Состоял он из двух одинаковых чаш: одна из них служила крышкой, а другая – туловом сосуда. Самой почётной посудой на столе была солоница, потому что хлеб и соль всегда рядом, и мастера старались украсить её очень красиво. Среди праздничной посуды выделялись сосуды, в которых подносились к столу напитки – ковшики, братины. Для изготовления посуды использовали древесину липы. Мастер может свободно из неё любые изделия. Затем эти изделия необходимо просушить, иначе дерево может дать трещину. Чтобы можно было налить жидкость и не бояться, что сосуд треснет, поры древесины надо закрыть глиняно-масляным грунтом. После сушки изделия очищают шкуркой и покрывают олифой два-три раза. Пока последний слой не высох, натирают изделие алюминиевым порошком, - таким оно поступает к художнику. В хохломской росписи художник использует масляные жаростойкие краски четырё х цветов: чёрную, красную, зелёную, жёлтую. Кисточку он делает сам из беличьего хвостика. Гибкими подвижными мазками создаёт «травный» орнамент. Прихотливо изгибаясь, травинки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стеблем, образуют «древко» - дерево жизни (по старинным преданиям, именно от такого дерева началась вся жизнь на земле). Часто травку дополняют цветами, ягодами, листьями. Это вид росписи называют растительно-травочным». Роспись «под фон» - это более трудоёмкий вид росписи. На поверхности изделия чёрной линией наносится рисунок, а затем всё свободное пространство закрашивают чёрным или красным цветом. Роспись «кудрина» отличается от других видов росписей своей ажурностью. Её формы напоминают завитки – кудри. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций и подлинных хохломских изделий). (Приложение № 2) – Ребята, давайте прослушаем стихотворение «Золотая хохлома».

Чтение стихотворения «Золотая хохлома»

1-ый ребёнок

Красотой своей неравной Вдохновляет Русь сама; Птицы, ягоды и травы – Золотая хохлома.

2-ой ребёнок

Спят цветы до зорьки ясной В лунном свете и росе Ночью тихой и прекрасной В среднерусской полосе.

3-ий ребёнок

Тот, кто Русь любил родную Всей широкою душой – И дневную, и ночную, Видно, мастер был большой;

4-ый ребёнок

И под кистью вдохновлённо Распустились вдруг цветы, Словно утром ранним сонно Проступив из темноты.

5-ый ребёнок

Блещут золотом росинки – Сводит золотом с ума Гордость вечная России – Золотая хохлома.

Изобразительная деятельность

– Ребята, как вы думаете, почему автор золотую хохлому называет гордостью России? – Ребята, предлагаю вам рассмотреть хохломские изделия. Посмотрите, какие в росписи элементы «травки». Обратите внимание на то, как располагается «травка». Давайте уточним каждый её элемент - «ресничка», «травинка», «усик», «завиток». Предлагаю вам показать способ выполнения элемента «реснички». Пишется «ресничка» очень легко, почти без нажима, вращая кисточку тремя пальцами. Я ресничка не простая, Словно пёрышко взлетая, Изогнувши спинку плавно, Я считаюсь чуть не главной. - Предлагаю вам попробовать нарисовать «ресничку». – Теперь давайте рассмотрим с вами «травинку». Этот элемент требует при рисовании лёгкого нажима кистью. Я травинка – просто чудо, А нажим – он очень нужен, Сверху вниз – и вот готов Кистью плавный переход. – Ребята, предлагаю вам выполнить этот элемент. – Обратите внимание на местоположение «усика» в узоре. Посмотрите на то, как он заворачивается в спираль (линия без нажима, одинаковой толщины). А я, усик, так горжусь Тонкостью своею! Вправо, влево закручусь – Это я умею. – Ребята, предлагаю вам выполнить этот элемент. – Следующий элемент очень похож на «усик», но делается с нажимом и называется «Завиток». Кисть плавно закручу Линию с нажимом. В завиток я превращусь, Словно я пружина. – Теперь выполним элемент «завиток». – Ребята, продолжаем знакомиться с элементами хохломской росписи. «Капелька» и «кустик» также являются элементами хохломской «травки». «Капельки» выполняют лёгким прикосновением кончиком кисти к бумаге. Меня капелькой зовут, Пишут очень просто. Кистью плавно примакнут, Словно бусы в россыпь. – Предлагаю вам выполнить элемент травки - «капельку». – После того как мы научились выполнять элементы «травки», объясняю способ выполнения «кустика». «Кустик» - это объединённые в ритмический рисунок «реснички», «усики», «завитки», «капельки». (Воспитатель показывает способ выполнения «кустика». Воспитатель Слева – завиток, Справа – завиток, Слева – ресничка, Справа – ресничка. Вот и получился «кустик».

– Ребята, предлагаю вам нарисовать «кустик». – Сейчас, ребята, покажу вам способ выполнения «растительно-травочного» орнамента. Прежде всего нужно выполнить ведущую линию, то есть главную. Для этого пишем слева на право, начиная снизу, и ведём вверх большой завиток. На том месте, где мы закручиваем, нужно прижать кисточку, чтобы получилось утолщение. Немного отступаем, делаем то же самое, но линию ведём сверху вниз, а затем поднимаем вверх и делаем завиток. Ведущая линия должна проходить по всей полосе, но не соприкасаться с краями, - для этого выдерживаем небольщое расстояние. Чем заканчивается ведущая линия? В «травном» орнаменте – «завитком», а в «растительном» - цветком или ягодкой. Цветок или ягодка находятся как бы на конце ведущей линии и словно продолжают завиток, а листик пишем на стыке завитков ведущей линии. Весь узор дополняем «травкой». Для того чтобы узор был более выразительным, делаем разживку. (Приложение № 3)

Физкультминутка. На лугу растут цветы Небывалой красоты. (Потягивания-руки в стороны) К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Подтягивания-руки вверх) Ветер дует иногда, Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер) Наклоняются цветочки, Опускаются листочки. (Наклоны) А потом опять встают И по-прежнему цветут! - Ребята, предлагаю вам придумать и выполнить узор на бумажном силуэте тарелочки. (Приложение № 4)

Итог

Воспитатель – Ребята, давайте с вами повторим. Кто мне скажет, какой цвет используют художник в хохломской росписи? Ответы детей: жёлтый, чёрный, красный, жёлтый. – Назовите элементы узора в хохломской росписи? Ответы детей: ресничка, травинка, усик, завиток, капелька, кустик. Молодцы ребята! Дети с воспитателем оформляют выставку своих работ, рассказывают, какие рисунки им больше всего понравились, какие элементы хохломской росписи получилось изобразить удачно. (Приложение № 5)

Воспитатель:

Здесь посуда знатная Складная да ладная Она повсюду славится, Она и вам понравится!

Литература:

- Журнал «Детский сад». Всё для воспитателя. № 1, 2017 год;

- А. А. Грибовская «Народное искусство и детское творчество» Москва «Просвещение» 2006 год;

- И. А. Лыкова «Золотая хохлома». Обучение искусству рисования. Издательство Карапуз, 2009 год;

- С. В. Погодина «Хохлома». Демонстрационный материал. Издательство Айрис-Пресс, 2015 год. (Приложение № 6)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Золотая хохлома» Тема: «Золотая Хохлома» Цели: закрепить представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома) Задачи: продолжать.

Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности «Дельфин-белобочка» (старший дошкольный возраст) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД№1 "РУЧЕЕК" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Вот на ярмарку пришла Золотая хохлома» «Вот на ярмарку пришла Золотая хохлома» (5-7 лет) Программное содержание: 1. Закрепить знания детей по народно-прикладному искусству в.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Цель ООД: - закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров - хохломской росписи и её особенностях;.

Методическая разработка «ННОД с детьми старшего возраста по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования» тема: “Волшебные цветы”. Занятие проводится в один этап. Задачи: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес.

Методическая разработка открытого занятия по опытно-экспериментированной деятельности в средней группе Рабочая программа воспитателя средней группы ДОО Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней.

Методическая разработка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники «восковой мелок + акварель»Методическая разработка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники «восковой мелок + акварель» Методическая разработка по изобразительной деятельности (рисование) с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства «Восковой.

Методическая разработка по оформлению музыкального зала «Осень золотая»Методическая разработка по оформлению музыкального зала «Осень золотая» Золотая осень, золотая! Осенняя пора, очей - очарованья, как много в этих словах сказано. Каждый раз осень преподносит нам свои краски.

Методическая разработка «Здравствуй, осень золотая» «Здравствуй, осень золотая!» сценарий осеннего праздник во 2 младшей группе В празднично украшенный зал под музыку входят дети и садятся.

Методическая разработка «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»Методическая разработка «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности» Татьяна Иванова Нетрадиционные техники изобразительной деятельности Система дошкольного образования изменяется и совершенствуется. На первый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности «Золотая хохлома»
Опубликовано: 29 января 2019 в 18:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности «Золотая хохлома»» (включая файлы) размещена пользователем Попова Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД