Ольга Аксенова
Методическая разработка открытого занятия по опытно-экспериментированной деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа воспитателя средней группы ДОО
Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе
«Свойства воды»
Цель: сформировать представления о свойствах воды
Задачи по образовательным областям:
Развитие речи:
-развивать связную речь
- активизировать речь детей (жидкость, не имеет формы, не имеет
запаха, вкуса, цвета, является отличным растворителем)
Познавательное развитие:
- развивать любознательность, мышление
- формировать познавательный интерес к свойствам воды
Публикация «Методическая разработка открытого занятия по опытно-экспериментированной деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
- вызвать интерес к процессу выявления свойств воды
- сформировать представления о свойствах воды
Социально-коммуникативное развитие:
- уточнить значение воды для всего живого
-воспитывать бережное отношение к воде
Художественно – эстетическое развитие:
- учить слушать и отгадывать загадки
Оборудование:
картинки с изображением реки, моря, океана, символы обозначающие свойство воды, стаканы с водой и пустые стеклянные емкости разной формы, камешки, салфетки, стаканы с соком, с кофе, халаты.
Ход
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу и встают в круг
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)
А теперь давайте по приветствуем друг друга.
- Собрались все дети в круг. (дети стоят в кругу)
- Я твой друг и ты мой друг! (руки на груди и потом разводим в стороны)
- Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся! (берёмся за руки и улыбаемся)
- Ребята сегодня утром я шла на работу и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось. А он мне сказал, что в его стране друзья мало знают о свойствах воды. Я его успокоила и сказала, что мы ему поможем. Мы не только поможем, но и докажем, что довольно много знаем о воде.
-Поможем Незнайке.
Дети. Да.
- Ребята, а вы не хотели бы выяснить свойства воды и для чего она так нужна?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите, что изображено на них?
Дети: Река, море, океан.
А чтобы вам помочь я загадаю вам загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Дети: Вода.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите побывать в лаборатории? А кто знает, что такое лаборатория?
- Лаборатория - это такое место,где проводят различные опыты и исследования. Там всегда чисто и тепло, а главное тихо, потому что каждый работает над своим открытием!
Воспитатель: А как называют людей, которые работают в лаборатории?
-Правильно, лаборанты. А вы не хотели бы стать лаборантами?
2. Игра-перевоплощение
Цель: развить воображение детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, привлечь внимание. Педагог предлагает вспомнить волшебные заклинания.
1,2,3-повернись,
В лаборантов превратись!
Воспитатель: Ну вот мы и в лаборатории.
Опыт 1. «Вода – это жидкость»
Воспитатель: Ребята, чтобы доказать, что вода — это жидкость, нам необходимо из одного стакана перелить воду в другой. Посмотрите, как буду это делать я. (воспитатель переливает воду из одного стакана в другой). Попробуйте ребята повторить этот опыт.
(дети переливают воду из стакана в стакан)
Воспитатель: Вода легко переливается. А всё переливается, считается жидкостью. Вот мы и доказали, что вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какого цвета вода?
Дети: Прозрачная, бесцветная.
Опыт 2 «Какого цвета вода?»
Воспитатель: Давайте Вика положит камушек в стаканчик с молоком.
Посмотрите на дно таза и на стаканчик с молоком,где видно камушек?
Дети: В тазу.
Воспитатель: Почему в тазу видно, а в стаканчике нет?
Дети: Потому что молоко белое и камушка не видно,
А вода не белая и камушек видно.
Воспитатель: Молоко белого цвета, а вода какого цвета?
Дети: Она прозрачная.
Воспитатель: Верно, вода не имеет ни какого цвета.
Опыт 3. «Вода –не имеем форму».
Воспитатель: у меня на столе стоят емкости разной формы, ваза, стакан, банки разной формы и т. д., Давайте попробуем перелить воду в разные емкости. Какую форму приобретает вода?
Дети: Форму емкости.
Воспитатель: А теперь попробуем опустить в банку (стакан и т. д.) любую из фигур, которые я приготовила. (дети опускают кубики, маленькие шары и т. д. в емкости с водой.) Ребята, фигуры изменили свою форму?
Дети: Нет. Они остались прежней формы, не изменились.
Воспитатель: правильно, ребята. Вода приобретает форму той емкости, в которую мы её нальём, а твердые предметы не меняют свою форму. Значит, мы можем сделать вывод, что вода не имеет определённой формы. (Вывешивается символ на магнитной доске).
Воспитатель: А теперь немного отдохнем.
Физминутка.
Очень всем нужна вода,
Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили,
Влево-вправо поклонились.
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора!
Опыт 4 «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Ребята у меня в стакане налиты напитки, попробуйте угадать их. (В первом стакане кофе, во втором сок). (дети нюхают). Угадали?
Дети: Да. (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а теперь я вам предложу понюхать воду. Вода пахнет?
Дети: Нет.
Воспитатель: ещё один вывод можем сделать, вода не имеет запаха
Опыт 5 «Вода растворитель»
В один из стаканов с водой Владик насыпь сахар и размешай.
Воспитатель: Что произошло с сахаром? Куда сахар пропал?
Дети: (он растворился).
В другой насыпь, Оля, сахар и размешай.
Воспитатель: Что произошло с сахаром? Куда сахар пропал?
Вывод: «Вода является растворителем, она растворяет и смывает вещества»
Воспитатель: А, ребята, сделаем вывод: (с опорой на символы) :
- вода — это жидкость
-вода не имеет формы
-вода не имеет запаха
-вода не имеет цвета
- вода не имеет вкуса
- является хорошим растворителем
Воспитатель: мы сегодня, ребята, говорили о воде.
А теперь скажите, кому нужна вода? (ответы детей)
Воспитатель: правильно всему живому. Без воды мы не сможем прожить на Земле. Вода нужна всему живому. Воду нужно беречь! Не оставлять открытым кран, не засорять водоёмы.
Воспитатель: пришла пора нам, ребята, превратиться в обычных ребят и возвращаться в группу.
3. Рефлексия и подведение итогов:
-Ребята, а где мы сегодня были? (Ответы детей.)
- А что интересного вы узнали и что больше всего вам понравилось? (Ответы детей.)
-А теперь я все знания, которые мы получили сегодня,запишу и обязательно передам Незнайке. А он обо всём расскажет своим друзьям.
Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в средней группе
«Свойства воды»
Цель: сформировать представления о свойствах воды
Задачи по образовательным областям:
Развитие речи:
-развивать связную речь
- активизировать речь детей (жидкость, не имеет формы, не имеет
запаха, вкуса, цвета, является отличным растворителем)
Познавательное развитие:
- развивать любознательность, мышление
- формировать познавательный интерес к свойствам воды
- вызвать интерес к процессу выявления свойств воды
- сформировать представления о свойствах воды
Социально-коммуникативное развитие:
- уточнить значение воды для всего живого
-воспитывать бережное отношение к воде
Художественно – эстетическое развитие:
- учить слушать и отгадывать загадки
Оборудование:
картинки с изображением реки, моря, океана, символы обозначающие свойство воды, стаканы с водой и пустые стеклянные емкости разной формы, камешки, салфетки, стаканы с соком, с кофе, халаты.
Ход
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу и встают в круг
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)
А теперь давайте по приветствуем друг друга.
- Собрались все дети в круг. (дети стоят в кругу)
- Я твой друг и ты мой друг! (руки на груди и потом разводим в стороны)
- Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся! (берёмся за руки и улыбаемся)
- Ребята сегодня утром я шла на работу и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось. А он мне сказал, что в его стране друзья мало знают о свойствах воды. Я его успокоила и сказала, что мы ему поможем. Мы не только поможем, но и докажем, что довольно много знаем о воде.
-Поможем Незнайке.
Дети. Да.
- Ребята, а вы не хотели бы выяснить свойства воды и для чего она так нужна?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите, что изображено на них?
Дети: Река, море, океан.
А чтобы вам помочь я загадаю вам загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Дети: Вода.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите побывать в лаборатории? А кто знает, что такое лаборатория?
- Лаборатория - это такое место,где проводят различные опыты и исследования. Там всегда чисто и тепло, а главное тихо, потому что каждый работает над своим открытием!
Воспитатель: А как называют людей, которые работают в лаборатории?
-Правильно, лаборанты. А вы не хотели бы стать лаборантами?
2. Игра-перевоплощение
Цель: развить воображение детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, привлечь внимание. Педагог предлагает вспомнить волшебные заклинания.
1,2,3-повернись,
В лаборантов превратись!
Воспитатель: Ну вот мы и в лаборатории.
Опыт 1. «Вода – это жидкость»
Воспитатель: Ребята, чтобы доказать, что вода — это жидкость, нам необходимо из одного стакана перелить воду в другой. Посмотрите, как буду это делать я. (воспитатель переливает воду из одного стакана в другой). Попробуйте ребята повторить этот опыт.
(дети переливают воду из стакана в стакан)
Воспитатель: Вода легко переливается. А всё переливается, считается жидкостью. Вот мы и доказали, что вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какого цвета вода?
Дети: Прозрачная, бесцветная.
Опыт 2 «Какого цвета вода?»
Воспитатель: Давайте Вика положит камушек в стаканчик с молоком.
Посмотрите на дно таза и на стаканчик с молоком,где видно камушек?
Дети: В тазу.
Воспитатель: Почему в тазу видно, а в стаканчике нет?
Дети: Потому что молоко белое и камушка не видно,
А вода не белая и камушек видно.
Воспитатель: Молоко белого цвета, а вода какого цвета?
Дети: Она прозрачная.
Воспитатель: Верно, вода не имеет ни какого цвета.
Опыт 3. «Вода –не имеем форму».
Воспитатель: у меня на столе стоят емкости разной формы, ваза, стакан, банки разной формы и т. д., Давайте попробуем перелить воду в разные емкости. Какую форму приобретает вода?
Дети: Форму емкости.
Воспитатель: А теперь попробуем опустить в банку (стакан и т. д.) любую из фигур, которые я приготовила. (дети опускают кубики, маленькие шары и т. д. в емкости с водой.) Ребята, фигуры изменили свою форму?
Дети: Нет. Они остались прежней формы, не изменились.
Воспитатель: правильно, ребята. Вода приобретает форму той емкости, в которую мы её нальём, а твердые предметы не меняют свою форму. Значит, мы можем сделать вывод, что вода не имеет определённой формы. (Вывешивается символ на магнитной доске).
Воспитатель: А теперь немного отдохнем.
Физминутка.
Очень всем нужна вода,
Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили,
Влево-вправо поклонились.
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора!
Опыт 4 «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Ребята у меня в стакане налиты напитки, попробуйте угадать их. (В первом стакане кофе, во втором сок). (дети нюхают). Угадали?
Дети: Да. (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а теперь я вам предложу понюхать воду. Вода пахнет?
Дети: Нет.
Воспитатель: ещё один вывод можем сделать, вода не имеет запаха
Опыт 5 «Вода растворитель»
В один из стаканов с водой Владик насыпь сахар и размешай.
Воспитатель: Что произошло с сахаром? Куда сахар пропал?
Дети: (он растворился).
В другой насыпь, Оля, сахар и размешай.
Воспитатель: Что произошло с сахаром? Куда сахар пропал?
Вывод: «Вода является растворителем, она растворяет и смывает вещества»
Воспитатель: А, ребята, сделаем вывод: (с опорой на символы) :
- вода — это жидкость
-вода не имеет формы
-вода не имеет запаха
-вода не имеет цвета
- вода не имеет вкуса
- является хорошим растворителем
Воспитатель: мы сегодня, ребята, говорили о воде.
А теперь скажите, кому нужна вода? (ответы детей)
Воспитатель: правильно всему живому. Без воды мы не сможем прожить на Земле. Вода нужна всему живому. Воду нужно беречь! Не оставлять открытым кран, не засорять водоёмы.
Воспитатель: пришла пора нам, ребята, превратиться в обычных ребят и возвращаться в группу.
3. Рефлексия и подведение итогов:
-Ребята, а где мы сегодня были? (Ответы детей.)
- А что интересного вы узнали и что больше всего вам понравилось? (Ответы детей.)
-А теперь я все знания, которые мы получили сегодня,запишу и обязательно передам Незнайке. А он обо всём расскажет своим друзьям.