людмила поваляева
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель методической разработки: Закрепить правильное произношение звука (с) в слогах, словах и предложениях.
Аннотация.
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов и учителей-дефектологов. Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает эмоционально- волевая, познавательная, двигательная сферы. Использование физминуток, возможность двигаться во время занятия, различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, артикуляционная,- всё это способствует укреплению здоровья детей, что в свою очередь повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.
Публикация «Конспект логопедического занятия по лексической теме „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Содержание занятия :
1. Организационный момент
2. Развитие мелкой моторики.
3. Уточнение представлений об осени.
4. Развитие чувства ритма.
5. Развитие дыхания и голоса.
6. Уточнение артикуляции звука (с). Характеристика.
7. Игра «Исправь ошибки»
8. Физминутка
9. Игра «Магазин»
10. Игра «Ну-ка кто мне повторит то что Квака говорит»
11. Итог занятия.
Введение.
Детям с ОНР характерна отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, поэтому для них особенно важно разнообразие занятий и форм их проведения, что позволит поддерживать стойкий интерес к учебной деятельности. Поэтому занятие в увлекательной форме способно решать коррекционные задачи в совокупности с задачами основных разделов дошкольного обучения.
Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников старшей группы.
«Автоматизация звука (с) в слогах, словах и предложениях» Лексическая тема»Осень».
Оразовательная область «Речевое развитие»
Материал для занятия : кукла «Квака», картинки, муляжи, листья, зеркала.
Цель: Закрепить правильное произношение звука (с) в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
-коррекционно-обучающие: уточнить артикуляцию и характиристику звука
-формировать навыки согласования слов в предложении
-формировать навыки согласования прилагательного с существительным в мужском, женском, среднем роде
-закрепить представления об осени
Коррекционно-развивающие:
-развивать целостное восприятие, слухо-речевую память, внимание, фонематический слух;
-развивать грамматический строй речи;
-развивать общую моторику, координацию движений;
-развивать дыхание и голос;
Коррекционно - воспитательные:
-способствовать формированию положительных эмоций;
-содействовать формированию самооценки;
-умение контролировать собственную речь.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Дети, сегодня на занятие пришёл гость. Я расскажу о нём, а вы попробуйте отгадать кто это?
Он зелёный, без хвоста
Любит мокрые места.
Глаза на макушке.
Кто это? (лягушка) Я горжусь красой своей
Ртом, конечно, до ушей
Длинным красным язычком
И зелёным пиджачком.
Знают все мои друзья:
Добрый и весёлый я,
Не ворчун, не забияка
И зовусь, красиво Квака.
Дети, нравится вам наш гость? Как он о себе говорит?
Ну что же, мы оставим его на занятии и посмотрим, действительно ли он такой хороший. Вы запомнили его имя? Как вы думаете, почему лягушку так зовут?
2. Развитие мелкой моторики.
Давайте расскажем Кваке о том, какие дружные ребята в нашей группе. А ты Квака смотри какие движения делают дети и выполняй вместе с нами.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы сейчас подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять!
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
3. Уточнение представлений об осени.
- Какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы. Какой месяц идёт сейчас? Назовите признаки осени.
Квака говорит, что есть один признак осени, который ему нравится. Он предлагает о нём загадку.
Он идёт, а мы бежим.
Он догонит всё равно.
В дом укрыться мы спешим,
Будет он стучать в окно
И по крыше- тук да тук.
Нет, не пустим, милый друг. (дождь)
4. Развитие чувства ритма.
Квака предлагает поиграть в дождь. Он читает стихотворение, дети повторяют ритм, который он задаёт ударами пальца об стол, имитируя падение капель дождя.
Капля раз, капля два
Капли не спешат сперва;
Кап, кап, кап!
Стали капельки бежать
Капля каплю догонять;
Кап, кап, кап!
5. Развитие дыхания и голоса.
Осенью часто идёт дождь и часто дует ветер. Давайте покажем, как может дуть ветер. Дети дуют на кленовые листочки тихо, сильно, плавно, порывисто.
Затем дети дуют на свои ладони.
Ветер можно почувствовать своей кожей, можно увидеть, как он колышит листья деревьев, а можно и услышать как гудит ветер.
Ветер может не только гудеть, но и свистеть. Чтобы изобразить как свистит ветер, нужно вспомнить, как произносится звук (с). Дети уточняют артикуляцию звука (с, дают характеристику.
6. Игра «Исправь Квакины ошибки»
Квака говорит, что он знает в каких словах есть звук (с). Он принёс с собой картинки, в названии которых есть звук (с). Дети называют картинки, находят ошибки, определяют место звука в слове.
Дети, что изображено на всех этих картинках? (транспорт). Квака говорит, что очень любит кататься на самокате и предложил детям покататься вместе с ним.
7. Физминутка
Самокат, самокат!
Самокату очень рад!
Сам качу, сам качу,
Сам качу куда хочу.
8. Игра «Магазин»
В магазине Квака предлагает купить продукты для обеда. Квака продавец. На витрине картинки: сыр, свёкла, сахар, соль, сосиски, капуста, рис, сметана, фасоль. Дети выбирают продукты, Квака выдаёт муляжи и спрашивает, что будет готовить ребёнок. Дети строят предложения.
9. Игра «Ну ка, кто мне повторит то, что Квака говорит»
Ес-ес-ес- едем мы в лес.
Су-су-су- тихо осенью в лесу.
Ес-ес-ес- опустел осенний лес.
Су-су-су- грибы берём в лесу.
Ес-ес-ес- листву роняет лес.
Был Квака головастиком,
Своим хвостом играл.
А когда он вырос,
То хвост свой потерял.
Итог занятия.
Над каким звуком мы сегодня работали?
Какие слова вы запомнили?
На прощание Квака загадывает загадку.
Кто пришёл к ребятам в сад?
Кто ребятам очень рад?
С длинным красным язычком
И зелёным пиджачком.
Кто не бука и не бяка
Кто же это, дети?.
Предлагаемый речевой материал поможет педагогам и родителям организовать занятия с ребёнком для закрепления уже сформированных звукопроизносительных навыков, для отработки дикции, для развития языкового чутья и вообще развития речи. Слоговые цепочки и рифмованные строчки способствуют также развитию слухового внимания, речевого слуха, памяти.
Список используемых источников: Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал/ авт,- сост. А. Ф. Рыбина. - Изд. 2-е. -Волгоград: Учитель. -110 с.
Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приё мы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика/ авт. - сост. С. И. Токарева. - Волгоград: Учитель. – 171 с.