ИРИНА ЛИННИК
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по лексической теме «Продукты питания»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия
по лексической теме «Продукты питания»
Линник Ирина Владимировна,
учитель-логопед,
МБДОУ МО ДС № 214,
г. Краснодар
Группа компенсирующей направленности «Особый ребёнок» для детей с ОВЗ.
Форма проведения: индивидуальная.
Публикация «Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по лексической теме „Продукты питания“» размещена в разделах
Категория: ребёнок с расстройством аутистического спектра, безречевой, 6 лет.
Цель: учить пользоваться карточками PECS, как одним из способов коммуникации на основе картинок, для возможности выражать свои желания, понять, чего от него ждут; для успешного взаимодействования с другими людьми.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
1. Учить понимать вербальные инструкции на ситуативном уровне с опорой на картинки. Дифференцировать инструкции «Дай…», «Покажи…» (с опорой на парную картинку).
2. Учить различать картинки с изображением продуктов питания. Стимулировать речевое подражание, копируя звуки (слова) произносимые ребёнком.
3. Расширять понятийный словарь:
• за счё т существительных: продукты, холодильник, масло, молоко, сыр, колбаса, сосиски, рыба, мясо, хлеб, баранки, сухари, овощи, фрукты, сахар, соль, макароны, торт;
• за счёт употребление глаголов, обозначающих действия: есть, пьёт.
4. Учить составлять предложение, используя технику «обратной цепочки»;
5. Продолжать формировать невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице педагога.
Коррекционно-развивающие:
6. Закреплять навык - имитация действий «сделай, как я»
7. Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие.
Воспитательная :
8. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: магнитная доска, картинка с изображением Винни - Пуха, набор картинок с изображением продуктов питания; аудиозапись неречевых звуков; сюжетная картинка с изображением кухни из пособия «Лото - ситуативные звуки»; коммуникационное поле, на которое ребёнок будет выкладывать карточки; презентация «Продукты питания» (пальчиковая гимнастика).
Предшествующая работа: рассматривание карточек с изображением продуктов питания.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие. Педагог приветствует ребёнка, берет за руку, заглядывает в глаза. (Отработка сравнительного устойчивого зрительного контакта. Формируем у ребёнка устойчивый учебный навык).
- Сегодня мы в гостях у Винни - Пуха. Винни - Пух приготовил нам обед.
- Саша, Посмотри на меня.
Педагог выкладывает на доску по одной карточке с изображением продуктов, четко произнося слова «молоко», «баранки» «сыр», «колбаса» (любимые продукты ребёнка).
- Покажи, молоко. (Показывая парную картинку). - Покажи, баранки и т. д.
- Саша, Посмотри на меня.
-Дай мне молоко. (если ребенок дает карточку правильно, то карточку выкладываем на коммуникативное поле).
-Дай, мне баранки и т. д. (в порядке выполнения инструкции все карточки выкладываем на коммуникативное поле).
Логопед, четко произносит слова, после каждого правильного показа ребенком карточки (для провоцирования ребёнка на непроизвольные словесные реакции).
II. Пальчиковая игра «Продукты питания» (ИКТ).
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)
А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)
Всё мы испечем в печи. (Гладят животы.)
III. Игровое упражнение «Звуковое лото». Произношение изолированного звука и характеристика по акустическим признакам.
1 этап. Прослушивание звуков в аудиозаписи из пособия «Лото - ситуативные звуки». Ребенок накрывает фишками предметы, изображенные на сюжетной картинке «Кухня».
2 этап. Какой звук слышится? Давай его произнесём. (вначале произносит педагог, затем педагог просит ребёнка повторить.)
Варится каша - «Пых-пых! Пых-пых!». Вариться суп- «Буль-буль-буль! Буль-буль-буль!». Жарятся пирожки – Скр-скр-скр! Скр-скр-скр!». Чайник кипит - «Пых! Пых!». Режем овощи – «Чак-чак-чак! Чак-чак-чак!»
IV. Игра «Соберем продукты в холодильник». Педагог предлагает ребёнку собрать вместе с ним продукты (карточки с изображением продуктов) в холодильник. При необходимости оказывать направляющую и подсказывающую помощь. В конце игры педагог и ребенок радуются совместной игре, хлопают в ладоши.
V. Игра «Прикрепи нужные картинки» обучение составлять предложения из карточек. Учить ребенка составлять предложение "дай мне (предмет)". Использовать технику «обратной цепочки» и карточки для обозначения действий мини-бытовых событий («Мишка ест кашу. Мишка пьёт сок». В задании дифференцируются по два глагола).
VI. Итог. Прощание. Педагог обнимает ребенка (если он позволяет, прощается с ним.
Список литературы:
1. Гускова А. А. Развитие речедвигательной координации детей. «ТЦ Сфера», 2014 - с. 29-30.
2. Ковалец И. В. Основные направления работы с аутичными детьми// Дефектология 1998. №2. с. 63-73.; №9. с. 45.; №1. с. 76
3. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. Москва, «Теревинф», 2003.