Ольга Тяпугина
Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Космос».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме : «Космос».
1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.
Упражнять в образовании новых слов.
Согласование существительных, прилагательных с числительными в единственном и множественном числах;
Публикация «Конспект логопедического занятия по лексической теме: „Космос“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Расширение тематического словаря: космос, космический, планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр, космодром, планетный, планетарий, инопланетяне
2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
Развитие фонематического восприятия;
3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Ход занятия:
Приветствие.
Логопед : Совсем недавно наша страна отметила праздник День космонавтики.
Это праздник всех людей, а особенно космонавтов и людей которые участвуют в создании космических ракет.
- Как называют людей летающих в космос? (космонавты, астронавты, летчики, инженеры)
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым)
- Ребята вы любите смотреть на небо ночью? (Да)
- Что можно увидеть на небе ночью? (Звезды, луну)
- Сколько звёзд на небе? (очень много)
Чтобы наблюдать за звёздами ученые придумали специальные приборы – телескопы. Ученые узнали, что в космосе много разных планет.
- Какие планеты вы знаете? (Земля, Луна, Солнце, Марс)
Первым человеком, который побывал в космосе был наш соотечественник Ю. А. Гагарин. 12 апреля 1961 года
В космической ракете,
С названием «Восток»
Он первый на планете
Подняться к звёздам смог!
- А вы бы хотели стать космонавтами? (да)
Тогда приглашаю вас в школу будущих космонавтов, где мы с вами пройдем специальную подготовку. Приглашаю вас в космический класс. Для начала скажем с вами главное правило экипажа.
Дети вместе с логопедом проговаривают :
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим.
Дети проходят и садятся за столы.
Л: Космонавты должны быть очень умными, согласны? Поэтому приступим к первому заданию.
Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны их угадать.
1. В черном небе до зари
Тускло светят фонари
Фонари – фонарики
Меньше, чем комарики. (звезды)
2. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (Солнце)
3. Блин в окошке виден нам
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел
Поделиться не хотел. (Луна)
4. Есть специальная труба,
В ней вселенная видна
Видно звёзд калейдоскоп
Что же это… (Телескоп)
5. Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя
И называется…. (Земля)
6. Специальный космический есть аппарат
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд
И как одинокий путник
Летит по орбите (спутник)
7. Кто смотрит всегда в телескоп,
Обнаруживает черные дыры,
Любуется созвездием Лиры? (астроном)
8. Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд. (ракета)
9. Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету
Дети кто скажите это? (космонавт)
Игра «Один – много»
Следующее задание для вас это игра с метеоритом (мяч). Я буду передавать вам метеорит и называть один предмет, а вы передавать метеорит обратно и называть много предметов.
Слова: звезда, космонавт, спутник, ракета, комета, планета, орбита, станция, метеорит, телескоп, астроном.
Игра «Скажи наоборот»
А теперь я буду передавать вам метеорит и говорить слово, вы должны сказать его противоположное значение.
Далёкий- близкий
Большой- маленький
Смелый- трусливый
Темный- светлый
Известный- незнакомый
Яркий- тусклый
Горячий- холодный
Ночь- день
Высоко- низко
Длинный- короткий
Мягкий- твёрдый
Взлететь- приземлиться
Медленно- быстро
Много- мало
Вперёд- назад
Снаружи- внутри
Лёгкий- тяжелый
Чтоб ракетой управлять
Нужно смелым, ловким стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полёт – нелёгкий труд.
Ребята давайте сделаем зарядку космонавтов.
Физминутка.
Игра «Фотографы»
Следующее задание для будущих космонавтов.
Мы должны сфотографировать на Земле определённые места. Подумайте, что мы должны сфотографировать?
Логопед называет два слова, дети отгадывают.
1. яблоня, сад (яблоневый сад)
2. сосна, лес (сосновый лес)
3. глубина, море (глубокое море)
4. топь, болото (топкое болото)
5. густота, лес (густой лес)
6. высота, горы (высокие горы)
7. широко, поле (широкое поле)
8. широко, река (широкая река)
9. чисто, озеро (чистое озеро)
10. снег, вершина (снежная вершина)
Наши глазки немножко устали, давайте сделаем гимнастику для глаз. Внимание на экран.
Игра «Багажное отделение» (деление на слоги).
Следующее задание ждёт вас в багажном отделении. Надо все предметы разложить по полочкам. На верхней полочке должны лежать предметы в названии которых 1 слог, на средней полочке предметы в названии которых 2 слога, на нижней полочке предметы в названии которых 3 слога.
Дети по очереди выходят к доске, выбирают картинку и размещают на необходимой полке.
Картинки:
Мяч
Ключ
Сок
Бинт
Зонт
Стул
Флаг
Сумка
Шляпа
Ваза
Ложка
Часы
Книга
Сахар
Машина
Катушка
Подушка
Пижама
Ножницы
Булавка
Иголка
Игра «Фантастическое животное»
Космонавты пролетали мимо незнакомой планеты и увидели на ней фантастическое животное. У нас есть фотографии частей тела этого животного. Сейчас вы их увидите. Составим предложение об этом невиданном звере, которое будет начинаться так: «У этого животного…»
На экране изображение:
1.(хвост лисы) У этого животного лисий хвост.
2.(нос свиньи) У этого животного поросячий нос.
3.(горб верблюда) У этого животного верблюжий горб.
4.(копыта лошади) У этого животного лошадиные копыта.
5.(глаз кошки) У этого животного кошачьи глаза.
6.(рога барана) У этого животного бараньи рога.
7.(шерсть овцы) У этого животного овечья шерсть.
Физминутка
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной в игру «Запрещённое движение».
Дети выходят, становятся в круг, логопед проводит игру.
Дыхательная гимнастика. Логопед предлагает детям подуть в султанчики.
Игра «Подбери признак»
Логопед предлагает детям картинки на выбор. Дети садятся за столы.
Ребята посмотрите на картинки, которые вы выбрали, расскажите какие это предметы.
1 Солнце – яркое, большое, тусклое, горячее, лучистое
2 Луна – большая, холодная, яркая
3 Ракета – большая, быстрая, огромная, крепкая
4 Космонавт – сильный, умный, храбрый, смелый
5 Астроном – умный, внимательный
6 Небо – огромное, темное, звёздное, ночное
7 Звезда – яркая, далёкая
8 Планета – далёкая, незнакомая, голодная
9 Спутник – быстрый, большой
10 Земля – огромная, родная, большая, круглая
11Телескоп – большой, мощный, стеклянный
12 Скафандр – крепкий, прочный
Итог: Ребята вот вы и прошли обучение в космическом классе. Я хочу предложить вам звёздочки с весёлыми и грустными личиками. Если у вам хорошее настроение выберите весёлую звёздочку, если вам грустно тогда грустную. Разместим наши звёзды на облачке и посмотрим каких звёздочек больше.