Ануфарьян Каринэ Саркисовна
Конспект НОД по лепке по мотивам дымковской игрушки в старшей группе «Барышня»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДС № 35 «Ручеек» г. Туапсе
Конспект
Комплексной непосредственной образовательной
деятельности по лепке
тема: «Барышня»
(по мотивам дымковской игрушки)
в старшей группе.
Составитель:
воспитатель старшей группы
Ануфарьян К. С.
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД по лепке по мотивам дымковской игрушки в старшей группе „Барышня“» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Бросовый материал. Лепка
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Темочки
1. Знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть её красоту и самобытность.
2. Учить детей лепить дымковскую барышню, используя натуру: передавая
части, их форму, пропорцию, выразительные особенности: маленькая голова, большая юбка, кокошник, оборки.
3. Учить лепить фигуру комбинированным способом: из одной части голова, туловище, из второй-руки.
Закреплять умение плотно скреплять части; технические навыки (оттягивание, промазывание, сглаживание).
4. Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке, музыкальному творчеству.
Предшествующая работа:
1. Знакомились с искусством дымковских мастеров.
2. Рассматривание иллюстраций, изделий.
3. Лепка оленя, коня, птиц.
4. Чтение и заучивание стихотворений о дымке.
Подготовка к занятию:
Оформить выставку дымковской игрушки.
Материал:
Пластилин, стеки, дощечки, салфетки по количеству детей, бросовый материал (колпачки из под фломастеров.)
Ход занятия.
-Ребята послушайте стихотворение и догадайтесь о чём оно?
(под спокойную русскую мелодию читаю стихотворение)
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали
(И село большое Дымково назвали.)
-Дети, а вы догадались о каком селе говорится в стихотворении?
(Село Дымково, там живут дымковские мастера и лепят игрушки из глины.)
-Ребята, а вы хотите там побывать? У меня есть волшебный цветок «Цветик-семицветик», давайте оторвё м лепесток и скажем волшебные слова:
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели:
Вели, чтоб мы оказались в селе «Дымково».
-Ой, ребята, посмотрите, село большое перед нами, из труб голубой дымок вьётся. Мы с вами в селе Дымково. Давайте-ка зайдём в избу.
Нас встречает хозяйка в русском народном костюме.
-Проходите гости дорогие!
Много гостей, хозяину радость! Вечера зимою длинные, лепит мастер здесь из глины.
-Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.
-Кружочки клеточки, полоски, простой, казалось бы, узор - а не в силах отвести взор.
-Дети, а кто знает, чем знаменито наше село?
(дымковскими игрушками)
-Какие дымковские игрушки вы видите?
(животных, людей, птиц и т. д.)
-Из чего мастера делают игрушки?
(из глины)
-Какие элементы дымковской росписи вы знаете?
(полоски, клетка, чёрточки, кружки и т. д.)
(хозяйка подводит детей к гончарному кругу)
-А это ребята гончарный круг, он помогает мастерам в работе с глиной - на нём они изготавливают посуду.
-Дети, а кто знает с какими старинным русским праздником связано зарождение дымковского промысла?
(с праздником свистуна)
На этом празднике дымковские игрушки - свистульки были у всех детей и взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.
К этому весеннему празднику мастера готовились всю зиму, они лепили чудесные игрушки из глины, обжигали их и расписывали.
Все жители Слободы приходили на ярмарку и приносили свои «весёлые» и «нарядные» игрушки.
Каких только игрушек здесь не было, одна другой краше.
-Ребята, а я для вас тоже приготовила сюрприз. Вы хотите быть настоящими мастерами? Я приглашаю вас слепить на ярмарку по игрушке. Подходите и поудобнее рассаживайтесь за столы.
-Сегодня мы будем лепить дымковскую барышню. Посмотрите, какая она красивая, нарядная в готовом виде.
Рассматривание:
1. Что есть у барышни? (голова, шея, плечи, талия, руки, юбка, кокошник,
2. Какой формы голова? (круглая,
3. Из чего состоит туловище? (голова, шея, плечи, талия, нижняя часть – юбка,
4. Какая юбка? (расширенная к низу, похожая на треугольник, трапециевидная, расклешённая к низу,
5. Сравните, что больше кофта или юбка? (фигура разделена, как бы на две части, первая-голова и туловище, вторая юбка,
6. Что больше голова или туловище? (туловище в несколько раз больше, чем голова,
7. Как украшен костюм барышни? (оборки, кокошник, фартук)
Показ:
-Дети, а теперь покажу вам, как нужно лепить барышню.
Берём кусок пластилина, делим его на две неравные части. Из большой лепим голову, туловище, юбку. Из меньшей руки.
Чтобы слепить голову с туловищем раскатываем цилиндрическую форму прямыми движениями ладоней.
Затем оттягиваем небольшую часть – это голова.
Остальную часть зрительно делим пополам, намечаем талию. Теперь немного оттягиваем шею и пальчиками загладим.
Низ юбки мы должны сделать пышными: используем палочку-печатку или пальцами внизу защипываем края. Из меньшей части мы слепим руки.
Давайте с вами вспомним, как это делать.
Дети:
-Раскатываем длинный цилиндр, делим его стеком пополам, сравниваем эти части, они должны быть одинаковой длины. Потом в районе плеча делаем углубления палочкой - печаткой. Вставим туда руки и заглаживаем места соединения.
Украшать свою барышню вы будете сами, для этого у вас есть пластилин разного цвета в розетках.
А теперь давайте вспомним, с чего начнём лепить дымковскую барышню : (делим на неровные части).
Как будем лепить туловище: (оттягиваем голову, туловище).
Как будем лепить юбку: (с помощью палочки-печатки, пальцев)
-Дети, а теперь можете приступать к работе.
Самостоятельная работа: (под русскую народную мелодию)
Вылепленные изделия дети выставляют на выставку.
-Ну, дорогая хозяюшка, посмотрите, хорошо ли мы потрудились?
Хозяйка:
-Все ваши фигурки выполнены правильно, аккуратно, благодаря вашему вниманию, старанию и умению.
Посмотрите, как хороша
Эта девица-краса:
Тугая чёрная коса,
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд!
-Спасибо ребятушки, вы очень помогли нашим мастерам.
-Воспитатель:
-Ну, а после хорошей работы и отдохнуть не мешает. Ведь недаром в народе говорят: «Делу время - потехе час». Приглашаю вас на русский народный танец. Хорошо у вас. Дорогая хозяюшка, но нам пора в детский сад.
До свидания!