Кирсанова Наталья Викторовна
Формирование у детей представления о традициях и быте русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Этно - кампус
Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность мини-музея. Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к истории русской культуры и быта, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
Задачи:
Публикация «Формирование у детей представления о традициях и быте русского народа» размещена в разделах
• Формировать у дошкольников представление о музее;
• Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
• Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
• Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
• Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
• Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
• Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
• Знакомить детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
• Прививать интерес к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
• Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
Направления работы:
• ознакомление с бытом и трудом русского народа;
• использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;
• приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;
• ознакомление детей с народным искусством;
• ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.
Планируемые результаты освоения программы детей 5-7 лет
• Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.
• Знает название и назначение предметов русского народного быта.
• Знает русские народные и музыкально-фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.
• Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.
• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
• Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
• Музыкальное развитие (разучивание образцов русского народного искусства, хороводов).
• Физическое развитие (комплекс активных игр).
• Изобразительная деятельность (аппликации, лепка, рисование, изготовление поделок).
• Художественная деятельность (чтение, обсуждение, разучивание, инсценировка произведений художественной литературы).
Тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных занятий с изучением следующих направлений:
Устный фольклор. Простейшие детские стихи, потешки, пестушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.
Этнографические сведения имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства.
Игры - это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят русские народные музыкальные, спортивные и драматические игры.
Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и 10 русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Рождество», «Святки», «Масленица».
Творческая мастерская. На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства, изучают русские традиции развития промыслов и ремесел, знакомятся с различными видами декоративной росписи. В процессе работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц Тема Цель Содержание работы
Сентябрь «Русская изба»
Формировать представления о
жилище русской старины,объясняя детям назначение
его составных частей.
Первое посещение детьми «избы». Знакомство.
Обогащать словарь детей : изба,
терем, горница, лежанка.
Познакомить детей с
пословицами.
Октябрь «Мир старинных вещей» Познакомить детей с экспозицией «Русский быт», познакомить с расположением вещей и предметов русского быта. Знакомство детей со
старинной посудой и
утварью (ухват, кочерга, чугунки, черпаки, сито, махотки). Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей.
Сравнить их с посудой нашего
времени. Продолжать развивать
любознательность.
Обогащать словарный запас
детей : ухват, миска, чугунок,
горшок.
Ноябрь «Матушка – русская
Печка»
Познакомить детей с жилищем русского народа. Знакомство
детей с устройством избы, с
главной ее
достопримечательностью -печью. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна.
Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько
функций: на ней и в ней готовили, заготавливали
продукты на зиму - сушили
ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали,
лечились, обогревались.
Обогащать словарь детей за счет
поговорок и пословиц, загадок
Декабрь «Волшебный сундучок»
Познакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, домашним убранством.
Познакомить с русским
народным костюмом, а также
приобретение навыка
плетения из бисера. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека.
Дать представления о различии
важности соблюдения обряда
детского, девичьего, женского и
мужского народного костюма :
(одежда повседневная,
праздничная, головной убор,
обувь, украшения)
Январь «Рождество
Христово» Знакомство с праздниками. Закрепить знания детей о
празднике «Зимние колядки. Святки»
«Зимние поздравительные
песенки».
Формировать у детей мотивацию
к творческой деятельности через импровизацию, игру и пение.
Февраль «Игры-забавы, частушки, заклички, дразнилки» Знакомство с русскими
народными играми
Продолжить знакомить с русским народным фольклором. Сформировать у детей
мотивацию к творчеству и
сотворчеству, через
музицирование, игру, подвижных игр и театрализацию.
Март «Масленица» Познакомить детей с национальным праздником «Масленица». Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность. Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано.
Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа.
Апрель «Русский национальный костюм».
Куклы в народных костюмах (Московская, Костромская, Псковская губернии) Назвать части костюма. Обратить Внимание на национальный костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, рубаха. Экскурсия. Сюрпризный момент: (появление кукол) Рассмотреть кукол. Рассказать о костюмах. Рассмотреть журналы с изображением девушек и женщин в костюмах. Воспитывать уважение к родной культуре.
Май «Русские народные сказки» Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. Продолжать знакомить с русским народными сказками. Рассказать детям о том, что народ сочинял сказки и это тоже традиция русского народа. Формировать у детей умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, сопереживать героям сказки, совершенствовать умение инсценировать знакомую сказку.