Папки-передвижки

Формирование у детей представления о традициях и быте русского народа

Кирсанова Наталья Викторовна
Формирование у детей представления о традициях и быте русского народа
▼ Скачать + Заказать документы

Этно - кампус

Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность мини-музея. Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к истории русской культуры и быта, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Задачи:

Публикация «Формирование у детей представления о традициях и быте русского народа» размещена в разделах

Формировать у дошкольников представление о музее;

• Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.

• Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.

• Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.

• Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.

• Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

• Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

• Знакомить детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

• Прививать интерес к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;

• Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Направления работы:

• ознакомление с бытом и трудом русского народа;

• использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;

• приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;

• ознакомление детей с народным искусством;

• ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.

Планируемые результаты освоения программы детей 5-7 лет

• Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.

• Знает название и назначение предметов русского народного быта.

• Знает русские народные и музыкально-фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.

• Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.

• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;

• Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

• Музыкальное развитие (разучивание образцов русского народного искусства, хороводов).

• Физическое развитие (комплекс активных игр).

• Изобразительная деятельность (аппликации, лепка, рисование, изготовление поделок).

• Художественная деятельность (чтение, обсуждение, разучивание, инсценировка произведений художественной литературы).

Тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных занятий с изучением следующих направлений:

Устный фольклор. Простейшие детские стихи, потешки, пестушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.

Этнографические сведения имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства.

Игры - это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят русские народные музыкальные, спортивные и драматические игры.

Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и 10 русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Рождество», «Святки», «Масленица».

Творческая мастерская. На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства, изучают русские традиции развития промыслов и ремесел, знакомятся с различными видами декоративной росписи. В процессе работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц Тема Цель Содержание работы

Сентябрь «Русская изба»

Формировать представления о

жилище русской старины,объясняя детям назначение

его составных частей.

Первое посещение детьми «избы». Знакомство.

Обогащать словарь детей : изба,

терем, горница, лежанка.

Познакомить детей с

пословицами.

Октябрь «Мир старинных вещей» Познакомить детей с экспозицией «Русский быт», познакомить с расположением вещей и предметов русского быта. Знакомство детей со

старинной посудой и

утварью (ухват, кочерга, чугунки, черпаки, сито, махотки). Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей.

Сравнить их с посудой нашего

времени. Продолжать развивать

любознательность.

Обогащать словарный запас

детей : ухват, миска, чугунок,

горшок.

Ноябрь «Матушка – русская

Печка»

Познакомить детей с жилищем русского народа. Знакомство

детей с устройством избы, с

главной ее

достопримечательностью -печью. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна.

Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько

функций: на ней и в ней готовили, заготавливали

продукты на зиму - сушили

ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали,

лечились, обогревались.

Обогащать словарь детей за счет

поговорок и пословиц, загадок

Декабрь «Волшебный сундучок»

Познакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, домашним убранством.

Познакомить с русским

народным костюмом, а также

приобретение навыка

плетения из бисера. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека.

Дать представления о различии

важности соблюдения обряда

детского, девичьего, женского и

мужского народного костюма :

(одежда повседневная,

праздничная, головной убор,

обувь, украшения)

Январь «Рождество

Христово» Знакомство с праздниками. Закрепить знания детей о

празднике «Зимние колядки. Святки»

«Зимние поздравительные

песенки».

Формировать у детей мотивацию

к творческой деятельности через импровизацию, игру и пение.

Февраль «Игры-забавы, частушки, заклички, дразнилки» Знакомство с русскими

народными играми

Продолжить знакомить с русским народным фольклором. Сформировать у детей

мотивацию к творчеству и

сотворчеству, через

музицирование, игру, подвижных игр и театрализацию.

Март «Масленица» Познакомить детей с национальным праздником «Масленица». Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность. Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано.

Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа.

Апрель «Русский национальный костюм».

Куклы в народных костюмах (Московская, Костромская, Псковская губернии) Назвать части костюма. Обратить Внимание на национальный костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, рубаха. Экскурсия. Сюрпризный момент: (появление кукол) Рассмотреть кукол. Рассказать о костюмах. Рассмотреть журналы с изображением девушек и женщин в костюмах. Воспитывать уважение к родной культуре.

Май «Русские народные сказки» Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. Продолжать знакомить с русским народными сказками. Рассказать детям о том, что народ сочинял сказки и это тоже традиция русского народа. Формировать у детей умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, сопереживать героям сказки, совершенствовать умение инсценировать знакомую сказку.

Публикации по теме:

Ознакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклыОзнакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклы В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди,.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Дидактическая игра «Символы русского народа»Дидактическая игра «Символы русского народа» Дидактическая игра «Символы русского народа» Цели: систематизация, расширение знаний детей о символах русского народа Задачи: Закрепить.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа»Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа» Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях и быте русского народа. Задачи: Образовательная:.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Приобщение детей к традициям русского народаПриобщение детей к традициям русского народа Масленица " в детском саду № 1 «Аленушка» с/п детский сад «Рябинка». Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей представления о традициях и быте русского народа
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 19:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей представления о традициях и быте русского народа» (включая файлы) размещена пользователем Кирсанова Наталья Викторовна (УИ 363547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД