Светлана Дидыченко
Методическая разработка. Экологический праздник для детей средне-старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Экологический праздник проводился в рамках мероприятий, посвященных Году экологии в России. Мероприятие рассчитано на детей средней, и старшей групп детского сада. Проблема сохранения окружающей природы актуальна в любое время, а волшебная сила музыки может вылечить не только окружающий нас мир, но и сердце, и душу детей и взрослых.
Публикация «Методическая разработка, Экологический праздник для детей средне-старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В этом празднике дети совершали виртуальное путешествие в лес, в поле, на лесную полянку, вспомнили правила поведения в лесу, задумались о чистоте нашей Земли.
Этот мини-спектакль мы показывали с детьми старшей группы для детей средней группы, который мы с детьми вместе назвали "«Пусть всегда бьётся зелёное сердце природы». Дети прониклись всей душой к этой теме и с удовольствием выступали. Каждый ребёнок играл эмоционально, вложил в игру частичку своей маленькой души и сердца.
Данная методическая разработка может быть интересна педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования, театральным группам тем, что материалы, изложенные в ней можно использовать не только в праздничных мероприятиях (досугах, развлечениях, но и на занятиях в ДОУ.
В реализации данного праздника принимали участие старший воспитатель, музыкальный руководитель (постановка театрального действия, подбор музыки, видеоклипа и др., воспитатель старшей группы (проведение НОД по охране окружающей среды, правилах поведения в лесу, родители воспитанников (подготовка костюмов для театрализации).
Введение
Актуальность данной методической разработки.
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. экологическое образование подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки: люди засоряют леса, реки и другие объекты природы. Решение проблемы сохранения природного наследия, педагог видит в совершенствовании технологии обучения, экологическом просвещении воспитанников посредством театрально-игровой деятельности и музыки.
По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов, природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.
Цель экологического образования в ДОУ – формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней. Результат экологического воспитания – экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя требование бережного отношения к ней.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среди прочих актуальных направлений воспитания подрастающего поколения предложены такие направления:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Эти направления реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений (знаний) о природе как о чем-то ценном, т. е. здесь должны присутствовать и элементы экологического обучения.
Формирование у детей новых экологических стандартов позволяет педагогам ДОУ рассмотреть возможность внедрения экологии в процесс воспитания и обучения через интеграцию ОО, различные виды творческой деятельности, тематические воспитательные мероприятия, экологически - направленные занятия, обеспечивающие получение воспитанниками основ экологических знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды.
Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания в детском саду.
Основной педагогической идеей методической разработки является внедрение в процесс воспитания и развития дошкольников технологий формирований экологически правильного отношения к природе, а именно:
метод экологической идентификации - отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени;
метод экологической эмпатии - сопереживание и сочувствие природным объектам;
чтение стихов, слушание музыки, пение, танцевально-игровые упражнения и этюды.
диалог с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» («один на один» с природой) или «открытые» (устные обращения, вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца).
экологические упражнения — постоянно, систематически совершаемые действия, направленные на совершенствование умений и навыков общения с природой.
Данные методы легли в основу экологического праздника «Пусть всегда бьётся зелёноё сердце природы». В этом мероприятии использовались различные виды экологически ориентированной деятельности детей:
ценностно-ориентационная, направленная на приобретение опыта ценностных ориентации и оценочных суждений: сравнение эстетических и гигиенических качеств естественной и преобразованной природной среды, критическая оценка состояния окружающей среды; обсуждение последствий деятельности человека, возможных вариантов использования природы для удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей; соотнесение местных проблем охраны природной среды с глобальными, выбор решения из возможных альтернатив и соблюдение этических и правовых норм поведения, пропаганда природоохранных знаний и т. д.
практическая, направленная на формирование практических умений (труд в природе, природопользование, охрана природы)
игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому она пронизывает все другие виды экологически ориентированных деятельностей.
художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств объектов природы и произведений искусства, отражающих ее.
коммуникативная деятельность опосредуется другими видами деятельности и ими же порождается. Общаясь с миром природы, ребенок испытывает потребность высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме.
При подготовке экологического праздника и в самом празднике музыкальный руководитель и воспитатель использовали следующие формы работы с воспитанниками:
оформление выставок работ детей; тематических выставок (по временам года, настроению и др., выставок детского творчества, уголков природы;
инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов и др., произведений искусства (классической и современной музыки).
На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы.
Цели и задачи методической разработки.
Цель методической разработки:
развитие творческих способностей детей на основе эмоционально-образного восприятия окружающего мира и воспитание любви к природе через музыкальные образы, эмоциональной отзывчивости в исполнительской деятельности.
Задачи:
1. Способствовать формированию осознанно - правильного отношения к планете Земля. Приобщать к развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.
2. Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.
3. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу.
4. Создать атмосферу доверия и творчества, предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками и другими гостями.
5. Доставлять детям радость от участия в общем празднике.
Основная часть методической разработки.
СЦЕНАРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА
«Пусть всегда бьётся зелёное сердце природы».
Цели и задачи праздника:
Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя на природе. Беречь и сохранять природу.
Воспитывать артистические качества детей, раскрывать творческий потенциал, вовлекая в различные творческие представления, спектакли.
Вызвать желание попробовать себя в ролях разного характера.
Создать атмосферу доверия и творчества, предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками и другими гостями.
Условия осуществления мероприятия.
Для эффективности организации праздники необходимо следующее оборудование: декорации леса, экран, проектор, ноутбук (для показа слайдов и видеоклипа, костюмы и атрибуты для персонажей, оборудование для световых и звуковых эффектов.
Действующие лица: Взрослые: Ведущий, Лесовичок, Ветер;
Дети: Муравей, Ёжик, Ручейки, Кроты, Цветы, Бабочки, Кузнечик, Птички.
Ход праздника:
I этап. Дети-зрители заходят в зал под музыку песни «Как прекрасен этот мир» и садятся на стульчики. Дети старшей группы заходят и встают полукругом на авансцене.
Экран слайд 1.
Ведущая. Красота земная рядом,
Присмотрись пытливым взглядом.
Речка, поле, луг и лес
Дарят нам страну чудес.
Ребёнок 1. В ней живут волшебной сказкой
Мир любви, тепла и ласки.
Мир невидимый и зримый,
Нежный, хрупкий и ранимый.
Ребенок 2. Очень любим мы ребята,
Слушать музыку в лесу,
И кузнечика, и дятла,
И пчелу, и стрекозу. Ребенок 3. Сколько звуков, сколько пенья
В этот светлый день весенний.
Вторя песням соловья Здесь споем и ты, и я!
Песня «Весенний привет» муз. и сл. Л. Самохваловой.
II этап. Главные действующие лица заходят за кулисы, другие – садятся на стульчики.
Экран слайд 2.
- Скажите, ребята, вы любите природу? (ОТВЕТ)
- У тех людей, кто любит природу, охраняет её и ценит все её дары, - горячее и доброе сердце.
- Как вы думаете, а у природы есть сердце? Конечно, есть!
- Журчит ручеёк – это голос Сердца природы.
- Цветут цветы – это Сердце природы надевает красивый наряд.
- Порхают бабочки и мотыльки – это значит, что Сердцу природы легко и хорошо оно радуется, ликует и дарит радость людям. Послушайте его ровный стук.
Экран слайд 3. Слышится ровный стук сердца.
- Но иногда оно стучит беспокойно и просит о помощи. Слышите, как оно стало биться.
Экран слайд 4. Стук сердца переходит в беспокойный.
Сейчас вы увидите, как чистота на планете и волшебные звуки музыки спасли Сердце природы.
III этап «Отправляемся в виртуальное путешествие в лес».
«Вылетает» сорока. Сорока: Я веселая сорока. Я сорока - белобока.
Я летала по лесам, побывала тут и там.
Новость слышала в лесу,
На хвосте ее несу.
Сердце природы заболело. Растаял снег, а под снегом очень много мусора. Из – за этого птицы не поют, травы и цветы не растут. Надо что – то делать!
Экран слайд 5, 6, 7.
Воспитатель: Давайте отправимся в лес к нашему знакомому лесовичку, может он нам поможет. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения, и сразу же окажетесь в лесу (все дети и взрослые выполняют)
-Встали. Приготовились.
-В Королевство Природы попасть легко
Не надо ехать далеко
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так.
Один хлопок, еще хлопок. Глаза не открывайте!
Вокруг себя вы повернитесь, в лесу весеннем очутитесь!
Откройте поскорей глаза, ….
И, правда, уже весна на дворе, а ни пения птиц, ни журчания ручейков, ни подснежников в лесу не слышно и не видно! Странно! Ничего не слышно? И хранителя леса - Лесовичка нигде нет. Где же он? Давайте его позовем. Старичок-лесовичок, покажись нам!
Плача выходит Лесовичок.
Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, что случилось, почему это ты плачешь?
Лесовик: Как же мне не плакать-то! Вы пришли ко мне в гости, я так вас ждал, я так вас ждал! так готовился!
Воспитатель: И что же случилось?
Лесовик: Не будет теперь, весны и лета!
Воспитатель: Как не будет?
Лесовик: А так, ни пения птиц не услышите, ни журчание ручейков, ничего-о-о…. Ой, ой, ой (рыдает)
Воспитатель: Да что же в конце концов произошло, ты нам скажешь, может мы тебе чем - ни будь, поможем?
Лесовик: Всё дело в том, что как только снег растаял, в лесу так грязно стало, все насекомые и птицы разлетелись, разбежались, и лесную мелодию потеряли. Да вот сами посмотрите и хоть как-нибудь помогите.
Появляется Муравей.
Муравей. Какой большой лес! И как тут грязно! А я такой маленький! Разве я смогу всё это убрать?
Лесовичок. Здравствуй, Муравьишка! Сердце природы заболело, сможешь ли ты помочь ему?
Муравей. Постараюсь, только где же мне взять лекарство-то, чтобы Сердце природы вылечить?
Бежит Ёжик.
Ёжик. Здравствуй, Муравьишка, почему ты такой печальный?
Муравей. А ты разве не знаешь? Посмотри, сколько вокруг мусора.
Люди засоряют леса, реки, и поэтому заболело Сердце природы!
Ёжик. Надо что-то делать! Где же найти такое лекарство, чтобы его вылечить?
Экран слайд 8.
В это время дети- ручейки берут голубое полотно за кулисами. Включается журчание ручейка.
Муравей. Слышишь, журчит ручеёк? Давай спросим у него.
Выбегают «ручейки, исполняется Танец с полотном (2ребёнка).
Ёжик. Как красиво вы журчите? На душе тепло от вашего приятного голоса.
Ручеек 1. Я хотел придумать песенку, чтобы Сердцу природы было весело, но у меня ничего не получается.
Муравей. А знаешь, почему? А всё потому, что Сердце природы заболело, и всем стало грустно.
ВМЕСТЕ: Что же нам делать?
Экран слайд 9
Ручеёк 2. Смотрите, летит ветер. Давайте у него спросим, как помочь сердцу природы?
Пролетает Ветер.
Ручеёк 1. Ты ответь нам, сильный ветер,
Есть ли кто - нибудь на свете
Самый мудрый, самый добрый?
Ручеёк 2. Тот, кто в зной и непогоду
Сердце нежное природы
Сможет вылечить от боли?
Ветер: Знаю! Есть на свете волшебная сила, она лечит и душу, и сердце.
Это чистота на нашей планете Земля и волшебная сила музыки.
Муравей. Что это за волшебная сила?
Ветер: Это волшебная сила музыки!
Экран слайд 10. Ветер улетает.
Ёжик. Значит, нам надо поскорей в лесу убраться, и мелодию собрать!
Муравей. Ну что, ребята, будете собирать мелодию из ноток, чтобы вылечить сердце природы?
Вот вам первая нотка, а я буду в лесу убираться. Может и сердце природы застучит как прежде.
Ручеёк 1. А вы возьмите нашу нотку, может она вам поможет, мелодию из нот сложить.
Ручеёк 2: Только вам всем запомнить предлагаем:
Ручеёк 1. Никогда не бросайте в воду грязных отходов, и мы тогда для вас сложим замечательную песню.
Ручеёк 2. Будет чистою вода – Здоровы будете всегда.
Ёжик. И от нас лесных зверят нотку возьмите, может она вам поможет Сердце природы вылечить.
Ведущая выкладывает 3 нотки на стан.
IV этап. «Виртуальное путешествие во поле»
Ведущая. Друзья, нам нужно поспешить,
Чтобы мелодию из нот сложить.
А мы отправимся во поле, может там нам помогут.
Встали. Приготовились.
-В Королевство Природы попасть легко
Не надо ехать далеко
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так.
Один хлопок, еще хлопок.
И вот уж виден сена стог.
И вот уж поле колоситься
Шумит, волнуется пшеница.
Над ней синеют небеса.
Откройте поскорей глаза
Экран слайд 10, 11, 12,13. Звучит музыка.
Ведущая. В поле, в сером черненьком кафтане,
С хвостиком коротким,
Выполз кротик утром ранним
Оценить погодку.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ КРОТОВ.
Ведущая. Кротики, а вы не знаете, где живёт музыка?
Крот 1. У нас под землёй своя музыка. Послушайте.
Звучание кротов, вулканов.
Крот 2. А музыка, кажется, везде живёт, только прислушаться надо.
Крот 3. Мы поможем вам.
Кроты. Вот вам нотка и от нас,
Поспешите. В добрый час!
Ведущая четвёртую нотку на нотный стан.
Ведущая. А теперь, друзья сыграем. Игра «Прилетели» (называю только птиц, если услышали что-то другое - топайте)
-Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи, стрижи.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
- Прилетели птицы: голуби, куницы.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, пауки, чижи.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, палочки, стрижи.
-Нет вас никак не обмануть. Молодцы!
Экран слайд 14. ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ: «ГОЛОСА ПТИЦ» Ведущая: Ребята, вы слышите, кажется, запели птицы?
Прислушались все, на цыпочки встав,
(обращается ко всем) - Вы слышите песенку эту?
Вылетают птички. Танец птиц.
Ведущая. Здравствуйте, птички. Вы не знаете, как нам составить мелодию, чтобы Сердце природы оживить?
Птицы. Конечно, знаем, музыка живёт везде,
Птица. Птичьи трели – это музыка, и капели – это музыка.
Птица: И у ветра, и у солнышка, И у тучки, и у дождика,
И у маленького зёрнышка – тоже музыка своя.
Птицы. А вам мы даём ещё одну нотку, вы должны торопиться, возвращайтесь на лесную полянку.
Ведущая. Птицы прилетели к нам на помощь, спасибо Птички!
Ведущая выкладывает пятую нотку на стан.
Муравей выбегает из-за кулис. Ребята, когда я убирался в лесу с Ёжиком, мы увидели на лесной полянке, как начали выбиваться из- под снега, первые весенние цветочки – подснежники, бегите за мной и мы окажемся на лсеной полянке.
Дети-зрители встают за Муравьём, бегут к поляночке, затем выполняют несколько движений под музыку и садятся на стульчики.
Экран слайд 15,16,17,18.19, 20.21.22.23.24.
Выбегают девочки-подснежники и начинают танцевать танец. Затем к ним присоединяются бабочки, кузнечик и остальные герои сказки.
ИСПОЛНЯЕТСЯ Танцевальная композиция «Лесная поляна»
Экран слайд 25.
Бабочка. Музыку везде услышать можно.
В шуме ветра, в пенье соловья.
И у тучки, и у солнца,
И у дождика, и неба – музыка своя.
Даёт нотку ведущей.
Цветочек. Музыка всюду живет:
Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада… У нас цветочков тоже нотка есть, возьмите её.
Даёт нотку ведущей.
Крот. Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав,
В шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
Ёжик. Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живёт, -
Только прислушаться надо.
Воспитатель. Посмотрите вокруг. Распускаются почки на деревьях, ярче светит солнце, расцветают цветы, кругом чисто и нет мусора – это значит, что Сердце природы улыбается и начинает выздоравливать. А мы с вами собрали чудесную мелодию для Сердца природы из семи нот.
Звучит ровный спокойный стук сердца. Экран слайд 25.
ВСЕ: - Ура! Мы помогли Сердцу природы стать здоровым!
Ведущая: Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа! Прекрасный вальс танцует с ветром Ёжик,
И ручеёк запел, услышав трели соловья.
Всё это называется природой,
Давайте же любить её всегда!
Ручеёк 1: Ребята! Сочинил я песенку,
Давайте же, друзья, её споём.
Ручеёк 2. И помните! Сердце у природы хрупкое,
Для будущих потомков его мы сбережём!
ВСЕ УЧАСТНИКИ ПОЮТ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРШ»
НА МЕЛОДИЮ ИЗ К-МА «НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАШИ И ВИТИ»
Ведущая: Берегите ребята поля и леса
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Пусть всегда бьётся зелёное сердце природы!
IV этап праздника.
Возьмемся за руки друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой! 1, 2, 3 снова в саду мы!
А сейчас, ребята, мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать.
Игра «Если я приду в лесок».
Если хорошо, то говорим «да», если плохо, то вместе кричим «нет».
-Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет) почему?
- Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
-Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
-Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
-Если разведу костер и тушить не буду? (нет)
-Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
-Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
-Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Экран. Открывается презентация «Правила поведения в лесу»
Игра – презентация «Как вести себя в природе или правила поведения в лесу».
Ведущий: А сейчас повторите мне о трех правилах, которые надо знать, когда приходишь в гости в лес.
(ответы детей) (НЕ ШУМИ, НЕ СОРИ, НЕ ГУБИ.)
- В лесу нет ничего лишнего. Нельзя ломать муравейники и давить муравьев, рвать цветы, ломать ветки, разбрасывать мусор и бросать камнями в лягушек. В природе все живое связано между собой. Хорошенько запомните эти правила.
слайд 26 – видеоклип «Пусть бьётся зеленое сердце природы»
Ведущая: - Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (в лесу, в поле, на лесной полянке)
- Что случилось в лесу? (люди засорили лес и т. д.)
- Понравилось вам наше виртуальное путешествие?
- Давайте вернемся в группу! До свидания!
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой -2014г.) по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» .
2. «Экологическое воспитание дошкольников. Книга для воспитателей детского сада». С. Н. Николаева. – М.
3. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа (5-6лет).
4. Интернет - ресурсы: сайты: маам. ру, про школу, музыка для дошкольников, группы в контакте и одноклассники.
Приложения.
1. Презентация к празднику.
2. Презентация «Правила поведения в лесу» (журнал «арт-оливье»)
3. Видеоклип «Пусть бьётся зеленое сердце природы»
4. Фонограммы, использованные на празднике.
5. Видеоматериалы праздника.