Аксана Белова
Методическая разработка по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Экологическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала.
Предложенный мною конспект -НОД для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Этот конспект познавательного занятия, направленный на формирование представлений детей о Красной книге, её значении и привлечении внимания к сохранению растительного и животного мира родного края.
Актуальность.
Любовь к природе-огромное чувство. Оно помогает человеку быть добрее, справедливее, великодушнее.
Чтобы ребёнок понимал природу, умел ею восхищаться, видел её красоту нужно прививать эти качества с детства.
Публикация «Методическая разработка по экологии для детей старшего дошкольного возраста „Экологическое путешествие“» размещена в разделах
Главная цель экологического воспитания-формирование начал экологической культуры, правильное отношение ребёнка к природе, к себе как части этой природы.
Природа нашего края разнообразна и красива. Есть красивые реки и озёра, леса и парки, заповедные места. Если дети и родители будут знать о редких видах растений и животных родного края, то возможно удастся предотвратить исчезновение некоторых видов растений и животных, сохранить красоту окружающего мира.
Предполагаемый результат.
Дети имеют представление о Красной книге, расширили и обогатили свои знания о жизни животных и растений. У них сформированы основы экологической культуры. Появилось желание узнать больше об исчезающих видах растений и животных нашего края.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, изобразительная, восприятие художественной литературы.
Цель:
Формирование у детей основ экологической культуры и экологического сознания.
Задачи:
Образовательные:
-Систематизировать, расширять и углублять представления детей о природе.
-Познакомить детей с Красной книгой и некоторыми местными растениями и животными, которые находятся под охраной.
Развивающие:
-Развивать умение детей анализировать изменения, происходящие в окружающей среде и находить пути решения для сохранения природы.
Воспитательные:
-Воспитывать умение сотрудничать в ходе коммуникативной и продуктивной деятельности.
-Воспитывать гуманное отношение к природе родного края через познавательную деятельность.
Материал.
-Видеопроектор
-Ноутбук
-Доска, магниты
-Карта
-«Красная книга России», «Красная книга Нижегородской области»
-Набор для творчества (ножницы, фломастеры, цветные карандаши, клей, вырезки из журналов и картинки редких животных, растений, птиц нашего края, альбомные листы)
-Запись сигнала «SOS», музыка из передачи «В мире животных»
Предварительная работа.
- Беседы о многообразии животного и растительного мира, их значении в жизни человека.
-Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе:
Е. Благинина «Одуванчик», И. Токмакова «Деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», А. Плещеев «Ель», А. Пушкин «Осень», Е. Трутнева «Грибы», В. Бианки «Лесные домишки», Д. М. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. К. Толстой «Белка и волк», Г. Снегирёв «След оленя» и др.
-Экскурсия в библиотеку.
-Просмотр мультфильмов о природе
-Дидактические игры «Собери животное», «Кто где живёт», «Цепи питания», «Найди хвост» и др.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Подготовительная часть (организационный и мотивационный момент)
Воспитатель собирает детей в круг.
Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад передали сигнал SOS. Предлагаю послушать. (Звучит запись сигнала SOS)
- Кто-нибудь знает, что означает этот сигнал?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: SOS-это международный сигнал бедствия. Его передают корабли, когда терпят крушение.
Слайд 2
Все, кто его услышит, в любой стране, знают: где-то гибнут люди и они просят о помощи, о спасении.
- Как вы думаете, кто сегодня нас зовёт на помощь?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Я предлагаю послушать стихотворение и мы поймём, кто же нас просит о помощи.
Ребёнок читает стихотворение.
«Недалёкое будущее» А. Игнатова.
Человек идёт скучает
В одиночестве в лесу
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису….
Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах…
Вместо птиц-китайский плеер
Заливается в ушах.
Не цветёт в траве фиалка
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева-свалка, справа-свалка
Посредине-человек.
Что стоишь-глядишь уныло?
Раньше думать надо было!
Воспитатель: Так кто же нам послал сигнал SOS?
Дети высказывают свои предположения.
Слайд 3
-Нас зовёт на помощь природа!
Воспитатель: Люди интенсивно используют природу.
Слайд 4
Рубят лес, потому что нужна древесина; заводы и фабрики используют много чистой воды и спускают в реки отходы производства; предприятия и автомобили загрязняют воздух дымом и выхлопными газами, из-за этого страдают не только люди, но и животные, растения.
- В связи с этим, я предлагаю вам совершить путешествие по экологической тропе.
Слайд 5
Во время путешествия мы обсудим правила, которые помогут сохранить животных и растения. Согласны?
Воспитатель: Отправляемся в путь. А что необходимо во время путешествия, для определения правильного маршрута?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, нам нужна карта. Вот она (на доске прикреплена карта, где цифрами обозначен маршрут следования, а под цифрой находятся условные обозначения каждого задания)
Дети садятся на стульчики.
2. Основная часть.
Воспитатель: Итак, первый пункт нашего маршрута. «Знатоки».
-К чему может привести вырубка лесов?
-Почему нельзя рвать охапки цветов и редкие цветы?
-Можно ли убивать хищных животных?
-Что может произойти?
-Как ученые называют лес и всё живое в нём?
-Назовите ярусы сообщества леса?
-Что мы можем сделать, чтобы сохранить деревья?
-Ребята, почему нужно убирать мусор?
-Куда его надо убирать?
Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше. Следующий пункт нашего маршрута обозначен «книгой». Но книга не простая, а «Красная книга».
-Ребята, кто из вас знает, что такое «Красная книга»?
Слайд 6
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Красная книга-это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают разного уровня-международные, национальные и региональные. Сегодня у нас есть национальная книга-«Красная книга России» и региональная-«Красная книга Нижегородской области».
-Ребята, как вы думаете, почему первые страницы этой книги красного цвета?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Красный цвет-сигнал опасности, поэтому и цвет этой книги, как бы говорит нам: «Внимание! Этих животных или растений очень мало! Берегите их!»
Поэтому люди уже давно решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, где учёные отслеживают жизнь охраняемых животных и растений. Эти зоны называются-заповедниками.
Слайд 7, 8
Воспитатель: Посмотрите на слайды, здесь фотографии заповедных мест Краснобаковского района.
-Ребята, скажите, какую роль играют животные в окружающем мире?
Дети высказывают свои предположения, если они затрудняются воспитатель задаёт наводящие вопросы.
Воспитатель: Да, животные, растения и птицы играют большую роль в природе и жизни человека и поэтому их надо беречь. В нашем Краснобаковском районе тоже есть животные, птицы, рыбы, растения занесённые в Красную книгу. Предлагаю посмотреть на экран.
Слайд 9-12
Воспитатель озвучивает названия растений и животных представленных на слайдах
Воспитатель: Двигаемся дальше по нашей тропе. И здесь нас ждёт красивое дерево-рябина.
Слайд 13
Физкультминутка «У реки росла рябина».
-У реки росла рябина (из положения присев, выпрямляем туловище, руки вперёд вверх)
-А река текла, рябила (поворот вправо, влево с плавным движением рук)
-Посредине глубина (наклоны вперёд, руки прямые)
-Там гуляла ры-би-на (приседают)
-Эта рыба-рыбий царь (прыжки)
-Называется-пескарь (ходьба на месте)
Воспитатель: Путешествие продолжается и мы подошли к заключительному пункту. На этом значке изображены наборы для творчества.
-Ребята я предлагаю вам создать у себя в группе «Красную книгу нашего края». Я буду ответственной за обложку книги, а вы создадите её страницы. Эта книга будет находится в детском саду и мы сможем познакомить с ней детей других групп, а также дополнять её новыми страницами. А ещё, мы будем стараться, чтобы эти животные не исчезли из нашей жизни.
-Вы согласны со мной? Тогда приступаем.
Дети выполняют творческую работу. Звучит фонограмма музыки из передачи «В мире животных».
На столах лежат картинки, иллюстрации из журналов с изображением животных, растений, птиц занесённых в Красную книгу Нижегородской области и относящихся к нашему району; карандаши, фломастеры, клей, ножницы. Дети выполняют коллаж, дорисовав сюжет.
3. Заключительная часть (рефлексия)
Слайд 14
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много страниц вы сделали для нашей красной книги. Прежде чем мы скрепим все странички, расскажите кого вы изобразили?
-Вот и закончилось наше путешествие.
-Скажите, где мы сегодня побывали?
-Что интересного и нового вы узнали?
-Как вы считаете, что самое важное, о чём мы сегодня говорили?
Вы все молодцы!