Алина Журавлева
Методическая разработка «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Л. С. Выготский
В настоящее время необходимым условием реализации ФГОС становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. Отклонения в речевом развитии часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, бедным содержанием коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.
Публикация «Методическая разработка „Взаимодействие учителя-логопеда и педагога психолога в ДОУ“» размещена в разделах
У детей, имеющие нарушения в речи, при нормальном интеллекте, зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: минимальный объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, низкий уровень развития психических процессов, снижение уровня обобщения, у них затруднена связная речь.
Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, замкнутость раздражительность, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволит учесть речевые и индивидуально особенности детей, их компенсаторные возможности; сформулировать объективное заключение и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы.
Совместное сотрудничество проходит по пяти направлениям:
Направление 1. Диагностическая работа
Цель работы — своевременно выявить детей с нарушениями речи и связанными с ними психологическими проблемами, определить стороны развития, которые требуют особого внимания.
Содержание работы:
• подобрать психолого-логопедические методики;
• провести комплексное обследование детей — определить уровень речевого и психического развития, факторы риска;
• составить психологическую характеристику каждого ребенка, указать его сильные и слабые стороны;
• провести промежуточную и итоговую диагностику психического и речевого развития детей.
Направление 2. Коррекционно-развивающая работа
Цели — устранить отклонения в речевом и психическом развитии детей, оказать помощь в освоении образовательной программы, создать условия для успешной адаптации и социализации личности ребенка.
Содержание работы:
• разработать интегрированный план работы на год с учетом результатов комплексной диагностики;
• составить индивидуальный план каждого занятия с учетом нюансов взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка;
• провести:
-коррекционно-развивающие занятия по развитию речи, постановке и автоматизации звуков, по развитию познавательной и личностно-эмоциональной сфер.
Направление 3. Консультативная работа
Цели — оказать помощь воспитателям и родителям в вопросах воспитания и образования ребенка с нарушениями речи и его психического развития; обеспечить непрерывность психолого-логопедического сопровождения детей и их семей.
Содержание работы:
• провести консультации родителей и воспитателей (индивидуальные, групповые, по запросам) по проблемам речевого и психического развития детей;
• разработать рекомендации с учетом речевых и психологических особенностей ребенка, результатов комплексной диагностики, динамики результатов коррекционно-развивающей работы;
• информировать друг друга — например, учитель-логопед информирует педагога-психолога об особенностях нарушений при дизартрии, педагог-психолог информирует учителя-логопеда о психологических проблемах детей с таким диагнозом и приемах работы с ними.
Направление 4. Просветительская работа
Цели — повысить профессиональную компетентность воспитателей и педагогическую компетентность родителей; обеспечить непрерывность психолого-логопедического сопровождения детей и их семей.
Содержание работы:
• информировать об особенностях развития ребенка в конкретный период, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы; на семинарах, тренингах, мастер-классах учить воспитателей и родителей способам и приемам взаимодействия с детьми;
• проанализировать субъект-субъектные отношения в семье — для профилактики речевых нарушений;
• оформить информационно-методические выставки, уголки;
• посетить открытые занятия.
Направление 5. Аналитическая работа
Цель — отследить результаты совместной коррекционно-развивающей работы.
Содержание работы:
• определить критерии эффективности коррекционно-развивающей работы;
• проанализировать динамику развития ребенка;
• определить положительные и отрицательные стороны взаимодействия.
Задачи участников психолого-логопедического сопровождения
Задачи учителя-логопеда :
• обследовать воспитанников и выявить среди них детей, которые нуждаются в профилактической и коррекционно-речевой помощи;
• организовать систематическую коррекционно-речевую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными программами;
• проанализировать результаты помощи детям и определить степень их речевой готовности к школьному обучению;
• информировать педагогов и специалистов ДОО, родителей о содержании логопедической работы с детьми, оказать им помощь в организации полноценной речевой среды;
• скоординировать усилия педагогов и родителей, проконтролировать качество проведения ими речевой работы с детьми.
Задачи педагога-психолога :
• создать среду психологической поддержки детям с нарушениями речи;
• развить память, внимание, мышление, пространственную ориентировку;
• совершенствовать мелкую моторику;
• развить зрительно-моторную координацию;
• развить произвольность и навыки самоконтроля, волевые качества;
• активизировать отработанную лексику;
• снять тревожность у детей при негативном настрое на логопедические занятия;
• обеспечить психологическую готовность к школьному обучению;
• повысить психологическую компетентность родителей и педагогов.
Взаимодействие принесет результаты, если вы:
• совместно планируете работу и четко определяете задачи;
• реализуете преемственность в работе и соблюдаете единство требований к детям.
Общие задачи совместной деятельности повышают речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия; своевременно предупредят и преодолеют трудности речевого развития у дошкольников; создадут благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения — со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, стойкость результатов достигается только при наличии совместного коррекционно-образовательного процесса.