Маркевич Надежда
Методическая разработка программы по развитию мелкой моторики рук «Вот ладошка правая, вот ладошка левая»
▼ Скачать + Заказать документы
"Вот ладошка правая, вот ладошка левая"
Актуальность. Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении многих десятилетий занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. С чем связана популярность этой темы? Исследования младших дошкольников показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Двигательное развитие старших дошкольников является составляющей физической и психологической готовности детей к школе. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме. При этом ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны не отдельные движения руки, а согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз.
Публикация «Методическая разработка программы по развитию мелкой моторики рук „Вот ладошка правая, вот ладошка левая“» размещена в разделах
- Лево и право. Учим ребенка ориентироваться
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Целью моей работы является описание приемов деятельности, развивающих зрительно - двигательную координацию у старших дошкольников.
Задачи работы:
-развивать мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме;
- совершенствовать зрительно - двигательную координацию;
- формировать произвольно - волевые компоненты психики.
В ходе данной работа возможна интеграция следующих образовательных областей: художественно - эстетической, познавательной, речевой, области физического развития.
Для реализации поставленной цели мы проводим работу по нескольким блокам. Каждый блок - своеобразный кирпичик, необходимый для постройки здания под названием "Психологическая готовность к школе".
1. Блок самомассажа рук позволяет нам повышать тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Достигается это за счет приемов самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Также при этом мы используем различные предметы: карандаши, грецкие орехи и др.
2. Кинезеологический блок позволяет нам гармонизировать работу головного мозга за счет развития межполушарного взаимодействия, синхронизировать работу полушарий посредством кинезеологических упражнений, таких как "Кулак, ладонь, ребро", "Дом, ежик, замок" и др. Развивая движения пальцев, мы увеличиваем количество межполушарных связей у детей и совершенствуем их интеллектуальные и мыслительные процессы.
3. Блок "Озорной карандаш" включает различные лабиринты, трафареты, заготовки для штриховок, изображения-половинки, схемы графических диктантов. Дети обогащают свой опыт графических движений, выполняя различные виды штриховок, рисуя, копируя рисунки, обводя по точкам картинки, элементы букв. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, мы стимулируем интерес детей к письменным упражнениям и занятиям письмом. Этот блок помогает нам развивать произвольное внимание, умение ориентироваться на листе бумаги, умение соотносить поставленную задачу со своими действиями.
4. Блок "Послушные ниточки" способствует развитию зрительно - моторной координации, формирует плавность, ритмичность и точность движений, развивает воображение и художественно-эстетическое восприятие. Дети нитками выкладывают изображения различных предметов, букв, цифр на бархатной бумаге. В перспективе надеемся овладеть ниткографией - своеобразное рисование с помощью ниток.
5. Блок "Занимательные палочки" способствует развитию умения составлять фигуры по графической схеме, овладению приемов самостоятельного поиска решения логических задач. Дети по схемам выкладывают предметы, картины из счетных палочек. Также мы решаем геометрические ребусы, в которых из фиксированного количества счетных палочек надо составить определенные фигуры.
6. Блок "Ловкие пальчики" включает корректурные пробы, картинки-схемы для выкладывания изображения из комочков пластилина, помпонов, пуговиц. У детей развиваются мышцы кисти, формируются навыки зрительного анализа и произвольной регуляции деятельности, тренируется произвольное внимание и память.
Перспектива. В каждом блоке работа ведется в направлении от простых упражнений к более сложным. Все упражнения могут выполняться детьми в самостоятельной деятельности, их можно легко интегрировать в непрерывную образовательную деятельность. Также нами проводятся консультации с родителями по данной теме. Для внедрения опыта среди коллег, нами проводился мастер-класс в стенах нашего детского сада.
Уважаемые коллеги, я надеюсь, данная разработка поможет вам в организации работы с вашими воспитанниками.
Благодарю за внимание!