Светлана Горбунова
Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики рук «Семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Публикация «Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики рук „Семицветик“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
Новизной и отличительной особенностью программы дополнительного образования «Семицветик» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
1. Цели и задачи.
Цель: Развитие мелкой моторики рук и творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.
Задачи:
1. Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук детей.
2. Способствовать развитию воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.
3. Развивать у детей технические навыки с различными материалами (семена, крупы, бумага, ткань, нити).
2. Участники программы:
дети 2 младшей группы, воспитатель.
3. Продолжительность реализации программы.
Программа «Семицветик» предназначена для детей младшего дошкольного возраста – 3-4 года, и рассчитана на 1 год обучения.
4. Методы и приемы.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия. Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
5. Структура занятия.
Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Семицветики» проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза – в месяц.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей – 15-20 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.3147-13
Структура НОД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.
Основная или практическая часть– творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.
Заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.
В программе используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика.
6. Материал:
бумага разных видов, картон простой и цветной, бумажные салфетки, гофрированная бумага, ткань, вата, ватные диски, природный материал, крупы, семена, пластилин, тесто, нитки, краски, гуашь, карандаши, фломастеры, ножницы, клеёнка, клей, кисточки, влажные салфетки.
7. Способы работы:
1. Обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2. Наклеивание готовых форм.
3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4. Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
5. Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.
6. Наклеивание ватных дисков на изображение.
7. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
8. Моделирование из природного материала: семечек, гороха, фасоли, крупы,
веточек, камешков.
9. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
10. Лепка предметов из теста и их закрашивание.
11. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
8. Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- участие в выставках декоративно-прикладного творчества на различных уровнях;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
9. Ожидаемый результат
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике аппликации и пластилиновой мозаики: разрывать и сминать бумагу, скатывать в комочки; отрывать от пластилина кусочки и формировать из них шарики; освоить навыки работы с клеем. А самое главное, разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Диагностика уровня усвоения программного материала и развития мелкой моторики у детей осуществляется с помощью следующих методов:
- наблюдение на кружковых занятиях;
- анализ продукта детской деятельности.
Уровни знания рабочего материала:
Высокий (3балла) – ребенок знает материалы, с которым работает.
Средний (2 балла) – ребенок знает материалы, но иногда ошибается в их определении.
Низкий (1балл) – ребенок так и не усвоил материалы, с которым работает.
Уровни умения создавать творческие образы предметов, декоративные композиции, используя готовые формы и нетрадиционные материалы:
Высокий (3 балла) – ребенок умеет создавать творческие образы предметов, декоративные композиции, используя готовые формы и нетрадиционные материалы.
Средний (2 балла) – ребенок умеет создавать творческие образы предметов, декоративные композиции, используя готовые формы и нетрадиционные материалы, но иногда обращается за помощью к взрослому.
Низкий (1 балл) – ребенок так и не научился создавать творческие образы предметов, декоративные композиции, используя готовые формы и нетрадиционные материалы.
Уровни умения работать с материалом:
Высокий (3балла) – ребенок умеет работать с материалом (разрывать и сминать бумагу, скатывать в комочки; отрывать от пластилина кусочки и формировать из них шарики; освоить навыки работы с клеем. и т. п);
Средний (2 балла) – ребенок умеет работать с материалом, но иногда обращается за помощью к взрослому.
Низкий (1балл) – ребенок так и не научился работать с материалом (разрывать и сминать бумагу, скатывать в комочки; отрывать от пластилина кусочки и формировать из них шарики; освоить навыки работы с клеем. и т. п).
10. Перспективное планирование
Месяц Неделя Тема недели Количество часов
Октябрь
1 неделя «Овощи» 1
2 неделя «Фруктовый сад» 1
3 неделя «Грибок» 1
4 неделя «Листопад» 1
5 неделя «Овечка» 1
Ноябрь 1 неделя «Бусы» 1
2 неделя «Лес» 1
3 неделя «Еж» 1
4 неделя «Цыпленок» 1
Декабрь 1 неделя «Снежинка» 1
2 неделя «Зимний город» 1
3 неделя «Шапочка» 1
4 неделя «Вот, какая елочка» 1
Январь 2 неделя «Зайчик» 1
3 неделя «Птички на кормушке» 1
4 неделя «Тарелочка» 1
5 неделя «Печенье» 1
Февраль 1 неделя «Черепашка» 1
2 неделя «Веселая овечка» 1
3 неделя «Кораблик» 1
4 неделя «Лоскутное одеяло» 1
Март 1 неделя «Цветок для мамы» 1
2 неделя «Подснежник» 1
3 неделя «Овечки на пастбище» 1
4 неделя «Жираф» 1
Апрель 1 неделя «Солнышко» 1
2 неделя «Космос» 1
3 неделя «Рыбки» 1
4 неделя «Цветы» 1
Май 3 неделя «Бабочки» 1
4 неделя «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» 1
5 неделя «Лето» 1
Итого 32
11. Календарно – тематическое планирование.
№ п/п Тема Цель Материал и оборудование
1 «Овощи» Учить размазывать пластилин на картонную основу; развивать мелкую моторику и воображение, воспитывать трудолюбие Пластилин, картон с трафаретом.
2 «Фруктовый сад» Учить обрывать кусочки бумаги, скатывать в комочки, обмакивая в клей, приклеивать их к картону; развивать сенсомоторику. Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетка бумажная.
3 «Грибок» Продолжать учить аккуратно, намазывать готовые формы, приклеивать их на картон; познакомить с техникой выполнения аппликации из крупы; развивать мелкую моторику рук, воображение. Картон, трафарет, клей, кисть, крупа.
4 «Листопад» Учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение деревьев. Развивать воображение, творческие способности.
Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. Картон с трафаретом, клей, кисточка, листья.
5 «Овечка» Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Картон, трафарет, клей, кисть, вата.
6 «Бусы» Познакомить с техникой макаронография, учить нанизывать макароны на нитку; развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. Макароны, картон, нитки.
7 «Лес» Продолжать учить аккуратно, намазывать готовые формы, приклеивать их на картон; продолжать знакомить с техникой выполнения аппликации из крупы; развивать мелкую моторику рук, воображение. Картон с трафаретом, салфетки, кисточка, крупы.
8 «Еж» Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Наклеивать на готовую форму семечки, украшать готовую работу другими материалами (пластилин, бумага). Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. Картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки.
9 «Цыпленок» Учить наклеивать ватные диски на основу, создавать изображение цыпленка, дополнять необходимыми деталями из цветной бумаги, крупой; развивать воображение. Воспитывать самостоятельность.
Бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть.
10 «Снежинка» Продолжать знакомить с техникой макаронография, учить наклеивать макароны на картонную основу; развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Макароны, картон, трафарет, клей, кисть.
11 «Зимний город» Закреплять приёмы вырезывания различных предметов; учить составлять композицию, аккуратно пользоваться клеем; развивать цветовое эстетическое восприятие; развивать мелкую моторику рук; воспитывать внимание, терпение, усидчивость Картон, цветная бумага, фломастеры, ватные диски, клей ПВА.
12 «Шапка» Учить детей работать с ватой и клеем; учить наклеивать кусочки ваты на готовую форму, дополнять необходимыми деталями из цветной бумаги; развивать фантазию и воображение. Развивать мелкую моторику.
Картон, трафарет, клей, кисть, ватные шарики.
13 «Вот, какая елочка» Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем: раскатывание жгутиков из пластилина зеленого цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина.
Лист картона, пластилин зеленого, коричневого, красного, желтого цветов
14 «Зайчик» Учить наклеивать кусочки ваты на изображение зайчика, дополнять необходимыми деталями из цветной бумаги; развивать фантазию и воображение. Картон, вата, цветная бумага, клей
15 «Зимний лес» Учить выполнять аппликацию способом обрывания и наклеивания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы; развивать мелкую моторику и воображение.
Картон с трафаретом, клей, кисточка, цветная бумага.
16 «Тарелочка» Познакомить с семенами тыквы, арбуза, гороха; учить наклеивать семена на готовое изображение, создавая узор; развивать чувство композиции, воображение, творчество. Трафарет тарелки, клей ПВА, кисть, крупы, семена.
17 «Вкусное угощение» Учить детей работать с соленым тестом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. Соленое тесто.
18 «Черепашка» Продолжать учить детей правильно использовать клей, а также развивать усидчивость, аккуратность и воображение. Закрепить умение обрывать кусочки бумаги, скатывать в комочки, обмакивая в клей, приклеивать их к картону; развивать сенсомоторику.
Трафарет, гофрированная бумага,клей
19 «Рыбка» Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы; учить получать удовольствие от результата работы; развивать мелкую моторику и воображение Лист картона, цветная бумага, клей.
20 «Кораблик» Познакомить с техникой ниткография, учить работать с клеем и нитками, наклеивать цветные нити на изображение, воспитывать трудолюбие. Шаблон кораблика, нитки разных цветов, клей, кисти тряпочка, клеенка – подкладка
21 «Лоскутное одеяло» Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое».
Картон белого цвета, фантики из-под конфет, клей, кисти для клея.
22 «Цветок для мамы» Учить детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Картон, трафарет, салфетка, клей ПВА.
23 «Подснежник» Закреплять умение создавать композицию из готовых форм, создавать цветы из бумаги, развивать воображение; воспитывать желание делать подарки близким людям. Развивать композиционные умения :Гофрированная бумага зеленого, белого цвета, клей, кисточка, картон.
24 «Овечки на пастбище» Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения. Продолжать знакомить с техникой макаронография, наклеивать макароны на нитку; развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Трафарет, макароны.
25 «Жираф» Продолжать учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Картон, трафарет, клей, кисть, кукурузная крупа, гречка
26 «Солнышко» Закрепить умение работать с техникой ниткография, закрепить умения работать с клеем и нитками, воспитывать трудолюбие. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Картон, трафарет, клей, кисть, нити желтого и белого цвета
27 «Космос» Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображение; развивать мелкую моторику рук и воображение; воспитывать трудолюбие Цветная бумага, шаблон ракеты, пластилин различных тонов.
28 Открытка ко «Дню Победы» Закреплять умение создавать композицию из готовых форм, развивать воображение; воспитывать желание делать подарки близким людям. Готовые формы из цветной бумаги, картон, клей
29 «Цветы» Закреплять навыки работы с бумагой. Умение наклеивать готовые формы; развивать творческие способности и воображение; продолжать воспитывать эстетический вкус и трудолюбие Развивать мелкую моторику. Салфетки, картон, цветная бумага, клей, кисточка
30 «Бабочки» Формировать умение работать с бумагой, слаживать готовую форму гармошкой. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Готовые формы из цветной бумаги, клей ПВА, кисточка.
31 «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» Расширять представления детей о времени года – весне, её признаках, о первых весенних цветах. Развивать восприятие окружающего мира, познавательные и творческие способности детей. Совершенствовать умение в аппликации. Учить передавать образ цветка, его строение и форму.
Лист бумаги, предварительно раскрашенный в голубой цвет, для создания коллективной композиции, вата, кукурузная крупа, цветная бумага зелёного цвета (предварительно заготавливаем с детьми методом обрывания стебель и листья клей, клеевые кисточки.
32 «Лето» Показать новые способы создания образов из бумаги, сложенной "гармошкой"; совершенствовать изобразительные умения: учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное расположение. Цветная бумага, ножницы, клей – карандаш, картон
ЛИТЕРАТУРА
1. «Ручной труд» И. Климова
2. «От салфеток до квиллинга» И. А, Черкасова, В. Ю. Руснак, М. В. Бутова. 2013г
3. «Мозаика из крупы и семян» Г. И Перевертень, 2006г.
4. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно». О. В. Пойда 2013г.
5. «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду», Новикова И. В. 2013г.
6. «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», Рузанова Ю. В. 2009г.
7. «Аппликация в детском саду», А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева, 2007г.
8. «Комментированное рисование в детском саду» Н. В Микляева, 2010г
Электронные сайты
1. ped-kopilka.ru›blogs…klas…smeshariki…iz…testa.html
2. maam.ru›…korzinochka-iz-myla-i-atlasnyh-lent.
3. stranamasterov.ru›