Папки-передвижки

Воспитание дошкольников через традиционные формы народной культуры

Елена Нестерова
Воспитание дошкольников через традиционные формы народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

«Воспитание дошкольников через традиционные формы народной культуры»

План:

Теоретическая часть.

Актуальность выбранной темы.

Недостатки в знаниях детей, необходимость приобщения к народной культуре.

Изучение методической литературы.

Знакомство детей с Рождеством и Святками

Проведение русских народных праздников и гуляний

Публикация «Воспитание дошкольников через традиционные формы народной культуры» размещена в разделах

Прибаутки, считалки, дразнилки, припевки - один из жанров музыкально - поэтического фольклора.

Русская народная песня, методы и приемы, используемые в работе над ней.

Музыкальные игры, хороводы, работа над ними.

Знакомство с музыкальными инструментами.

Знакомство с различными видами тряпичных кукол

Приобщение дошкольника к русской культуре через изготовление лоскутной куклы

Практическая часть.

перспективное планирование;

конспекты занятий по ознакомлению с тряпичной куклой

сценарии праздников и гуляний

диагностические карты

фотоотчет «Куколки-Кувадки»

фотоальбомы

изготовление лоскутных кукол разными способами

Пояснительная записка

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем

В. Высоцкий

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.

В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое мы оказывается знаем очень поверхностно.

Что заводило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?

Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Народной творчество… Сколько замечательных высказываний, посвященных ему, оставили писатели, поэты, философы. Известно, что заложено в человеке с детства - наиболее консервативно.

Фольклор всегда представлял собой фундамент в создании человека, на котором впоследствии формировались его эстетические и нравственные идеалы. Многое возрождается, получает широкую известность, входит в традицию, служит сохранению нашей духовности, нравственности и патриотизма.

Возникла необходимость приобщения детей к народной культуре, как осознанный протест против бездуховности, лжи и корысти.

Фольклор, по сути, есть народная художественная педагогика. Воспитание словом, музыкой, движением, ритмом - та система эстетическо-патриотического воспитания детей, которая начинается уже дошкольном возрасте.

Искренность, сердечность, радушие - вот главные качества, которые раскрываются в наших детях при соприкосновении со старинными традициями и обрядами русского народа.

Советчиками первых лет жизни многих поколений наших предков были сказки, колыбельные песни, потешки, игрушки, изготовленные своими руками. Есть ли им место в современности? Кажется, сегодня, чем самому рассказывать сказки ребенку, проще включить телевизор или компьютер, дать прослушать диск. Но ведь теплоту, ласку и доброту человеческого общения не заменит ни одно из этих чудес техники! Конечно, мы не должны изолировать детское сознание от современны ритмов и представлений, ведь оно очередной, исторически обусловленный пласт эстетики. И все же исключительно ценным средством художественным воспитанием детей является народное творчество. Оно близко и понятно нашим детям. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств — вот, что ее отличает. Ребенок, воспитанный на русских традициях, хорошо поймет и классическую музыку. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первое представление о культуре. Надо возродить народную культуру праздника и праздничности со всем тем, что ее составляло: обряд, песня, одежда, утварь, игры, пляски. Нужно вернуть знание и умение сшить национальную одежду, вышить рубаху, сделать игрушку (тряпичную куклу).

Наша задача найти такие формы приобщения к национальным богатствам, с использованием которых традиционная культура стала бы составной частью духовного мира ребенка.

Начала я с детьми работу по русскому национальному творчеству в «Детском саду №115». Наша группа в числе самых первых решила попробовать провести эксперимент: пробудить в детях интерес к прошлому через «Праздники наших прабабушек». Принимая во внимание ценность работы по ознакомлению детей с обрядовыми праздниками и недостаточный опыт работы в ДОУ, возникла потребность в разработке и апробировании конкретных праздников и развлечений для данного возраста, определение их эффективности для ознакомления с народными традициями.

Дети были мало знакомы с историей и традициями своего народа и поэтому моя работа по приобщению детей к народному творчеству проходила по трем основным направлениям:

знакомство с устным, песенно-музыкальным и игровым творчеством;

знакомство с русско-народными праздниками и гуляниями;

знакомство с народными промыслами.

Дети постепенно входили в этот прекрасный, сказочный мир образов, приобщались к русской народной песне, народной игрушке, частушке, хороводу. Ребенок, проживая в фольклорной среде, становится другим: исчезают комплексы, появляется желание творить, создавать свой мир, основанный на ценностях народной культуры.

Чтобы пополнить знания в этой области я обратилась к специальной литературе о музыкальном и устном фольклоре, немало знаний о народных традициях я получила из журнала «Народное творчество».

Работа по ознакомлению с народными традициями началась с Рождества и Святок. Традиционными праздниками в нашем саду стали «Широкая Масленица», «Зимние Святки».

У детей постепенно накапливались знания об обычаях и традициях русского народа, его прошлом. Дети хорошо усвоили, что в этот праздники пекли много блинов, закликали весну, провожали зиму, по домам ходили ряженые — прославляли хозяев. Также я много рассказывала и о святочных вечерах, которые продолжаются с Рождества до Крещения. В эти дни дети ходили по группам «колядовали», т. е. прославляли или корили хозяев, дарили рождественских ангелов. Репертуар народных праздников дополняется и расширяется их диапазон. Я решила продолжать эту работу по народному творчеству. Вначале работы пришлось нелегко, умение, знание и навыков у детей в начале года было очень мало. У детей было плохо развито чувство ритма, они даже не могли двигаться в хороводе по кругу. Постепенно на занятиях и в быту, развлечениях и праздниках стало приобщать их к хороводу, народной игре, народной игрушке и музыке. В процессе своей работы я почувствовала, что дети увлеклись народным творчеством с интересом и большой охоты играют в народные игры, создают тряпичные куклы, разучивают новые пляски. Дети наперебой желают принять участие в инсценировках русских народных сказок, нарядиться в русские народные костюмы, подарить близким обрядовую куклу.

В инсценировках русских народных сказках дети проявляют свою выдумку, творчество, фантазию, но самый любимый для детей момент проведение русских народных праздников и гуляний. Русская пословица подсказывает: всякая душа празднику рада.

Впитав человеческую мудрость и жизненный опыт русского народа, народное творчество всегда воспринималось с большим интересом. Многие специалисты как О. С. Ушакова, В. В. Гербова, Л. А. Венгер, рассматривали русское народное творчество как приоритетное значение для воспитания, обучения детей дошкольного возраста. Целью моей методической разработки является приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре, посредством изготовления русской народной тряпичной куклы.

Задачи методической разработки:

1. Знакомство дошкольников с народными традициями, в которых задействованы тряпичные (лоскутные) куклы.

2. Обогащение эмоционально-чувствительной сферы.

3. Повышение эффективности игровой мотивации, художественной эстетической направленности и наполненности.

4. Развитие внимания, памяти, мышления.

5. Приобщение детей к красоте художественного слова народного фольклора.

6. Развитие трудовых навыков и мелкой моторики рук.

7. Создание атмосферы взаимопонимания и взаимодействия.

8. Развитие сотрудничества воспитателя с детьми и друг с другом.

Для развития всех сторон деятельности дошкольников наиболее доступным является изготовление тряпичной куклы.

Тряпичные куклы - удивительные создания! Это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. И смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несёт в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевлённым существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту. А порой - и суженого указать, ребёнка от хвори вылечить, о судьбе поведать.

Кроме всего прочего, изготовление куклы имеет мощные антистрессовые свойства: куклотерапия давно известна современным психологам и широко используется и у нас, и за рубежом. Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях. Узелок за узелком уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему-то волшебному. Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство!

Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики, веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение, как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.

К сожалению, сегодня все дальше от нас уходят красивые, выполненные вручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою актуальность в быту и в учебном процессе. В частности, изготовление тряпичной народной куклы практически не встречается в качестве предмета обучения, ему не уделяется должного внимания в программах обучения. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности.

Работа над тряпичной куклой - это не только источник эмоционального переживания радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, необъяснимое отношение к миру.

Согласно этимологическим изысканиям слово «кукла» родственно древнегреческому слову «kiklos», которое означает «нечто свернутое». Технология скручивания в рулончик полосок ткани выбрана не случайно: скручивание передает образ слоистого устройства так называемых тонких тел человека. Мы видим, что в конструкции русских тряпичных кукол чаще всего используется скрутка или обмотка куском ткани.

Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной, в каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местных художественных традиций, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее «место рождения».

Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернул в «скалку», тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, грудь, обязательно кудельная коса. А вот лицо не делали - она оставалась «безликой». Поскольку с древних времен считалось, что кукла выполняет роль оберега ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно - образовательных задач:

- прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества;

- содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

- формировать умения и практические навыки работы с текстильными материалами;

- развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;

- учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;

- формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;

- прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.

Не каждому ребенку дано стать в будущем художником, дизайнером и т. п., но каждый должен познать азы художественного творчества и попробовать найти свое «Я». И, если ребенок будет заинтересован в этом, то поставленные задачи будут решены.

Приобщение дошкольников к народной культуре, будет не эффективно без участия родителей. Опросы, беседы с родителями показывают, что вопросам народного искусства в семье уделяется очень мало внимания, и возникает необходимость построить так работу по художественному труду, чтобы восполнять пробелы семейного воспитания.

Основными формами работы с семьей остаются совместные праздники: фольклорные, обрядовые, дни именин, также презентации, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки и конкурсы.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе.

Народное творчество - источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ : в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно - это идет все от души. А душа народная добра и красива.

Список литературы

1. Агава И. Кукла «Домашняя масленица» //Народное творчество. 2017г. №1. С 40-43.

2. Агеева И. Кукла «Перевертыш». «Сударушка», «День и Ночь» // Народное творчество. 2017г. № 5. С. 29-31.

3. Агава И. Агапова О. Куклы из бабушкиного сундука // Народное творчество. 2017г. ЛИ. С. 42-47.

4. Агеева И. Кукла «Ангелочек» // Народное творчество. 2017г. №4- С. 36-37.

5. Агеева И. Агапова О., Агава Г. Кузьма и Демьян- покровитель семенною очага и ремесел //Народное творчество. 2017г. №4. С. 34-25.

6. Агеева И. Куклы «Тульской мастеровой». «Бабочка» // Народное творчество. 2017г. №2. С. 30-31.

7. Агеева И. Уроки мастерства. Тряпичные куклы // Народное творчество. 2017г. N°2. С. 44-47.

8. Агеева И. Мои любимые кувадки // Народное творчество. 2017г. №4, С. 24-25.

9. Шайдурова Н. Традиционная тряпичная кукла // Учебно- методическое пособие. 2016г. Санкт- Петербург. Детство - пресс.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Воспитание интереса к изобразительной деятельности у детей через нетрадиционные формы рисования Подготовила воспитатель 1 категории Ищенко Светлана Александровна Одной из важных задач в области образования – эстетическое воспитание.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры» По словам В. А. Сухомлинского «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная,.

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»Опыт работы «Патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры» Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Проведение систематических.

Консультация для педагогов «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» "Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре. " Народная культура является источником развития патриотических.

Консультация для родителей на тему «Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре» В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения.

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре» В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Семинар-практикум «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» На титульном слайде №1 заставка с изображением природы. Вед. : Здравствуйте, гости дорогие! Оксана Анатольевна: Есть у нас такой обычай,.

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание дошкольников через традиционные формы народной культуры
Опубликовано: 19 июля 2019 в 19:04
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание дошкольников через традиционные формы народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Елена Нестерова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД