Антонина Матюшенко
Методическая разработка классного часа для младших школьников с участием учащихся 7,9 классов «Жадность до добра не доведёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час на тему «Жадность до добра не доведет»
Цель: формирования у учащихся антикоррупционного мировоззрения и воспитание негативное отношение к коррупции.
Задачи:
Познакомить учащихся с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
Сформировать комплекс знаний, в коррупционных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 5-9 классах
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Способствовать формированию у обучающихся навыков антикоррупционного поведения, нетерпимости к проявлениям коррупции в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
- Личностные: готовность и способность младших школьников к саморазвитию; готовность объективно оценивать себя, отстаивать свою собственную позицию, отвечать за свои поступки и действия.
- Метапредметные: нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; способность эмоционально реагировать, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
Личностные (ЛУУД) : развивать любознательность, формировать интерес, готовность к сотрудничеству, смыслообразование – внутреннюю мотивацию учащихся, формировать умения нравственно-этического оценивания, самоопределение.
Познавательные (ПУУД) : выдвигать предположения и обосновывать их; ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, формировать навыки поисковой деятельности, анализировать, сравнивать, строить рассуждения, планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей, систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.
Регулятивные (РУУД) : самостоятельно организовывать свое рабочее место; самостоятельно формулировать тему занятия и цель деятельности, высказывать своё предположение на основе работы с различными источниками информации, прогнозировать предстоящую работу (составлять план, организовать выполнение заданий учителя, осуществлять самоконтроль, проводить физическую разгрузку в ходе работы; отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль и самооценку; соотносить цели мероприятия с результатом работы.
Коммуникативные (КУУД) : слушать собеседника и понимать речь других, воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи, строить понятные для собеседника высказывания, высказывать свое мнение, анализировать и делать выводы, осуществлять работу в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, сотрудничать в совместном решении проблемы, оформлять свои мысли в устной форме, строить монологическое высказывание.
Форма проведения: классный час с элементами театрализованного представления
Место проведения: актовый зал
Участники : учащиеся 7,9 классов
Целевая аудитория: учащиеся 1,2 классов
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал; искусственная ель, пенёк; вырезанные из картона изображения зверей, птиц, маски медведя, зайца, лисы, совы; природные материалы: шишки, листья, муляжи ягод.
Ход мероприятия
1) Организационный этап.
(звучит музыка, слайд 1-2)
Учитель: В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Ребята, сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего классного часа, тема которого «Жадность до добра не доведет».
2) Вводная часть.
Вдруг влетает сова и садится на пенёк (учащиеся 7 класса).
Сова: Беда, беда, что же делать!
Учитель: Здравствуй, сова, а что у тебя случилось?
Сова: Прилетела я к вам из волшебного леса. В нашем лесу случилась беда: все звери нашего леса заболели страшной болезнью.
Учитель: Что за болезнь?
Сова: Эта болезнь называется таким сложным словом и может для вас еще не понятным - «коррупция». Я прошу вас помочь лесным жителям, ведь жизнь в лесу стала тяжелой и невыносимой. Звери стали злыми, лживыми, они перестали уважать друг друга. А помочь нам смогут только честные, добрые, справедливые дети. (слайд 3)
Учитель: Ребята, готовы ли вы помочь?
(Ответы учащихся)
Учитель: Сова, а как же мы сможем помочь тебе, если мы не знаем, что такое коррупция?
Сова: Я сейчас вам постараюсь объяснить, что же такое коррупция. Коррупция — это очень плохо. Коррупция — это когда человек использует свою власть и положение ради своей выгоды. Человек, который это делает, нарушает законы. Он поступает не по совести, не по закону, неправильно, если сказать другими словами, противозаконно.
Когда вы попадете в этот волшебный лес, вам все станет ясно. Вы готовы к путешествию? (ответы детей).
Учитель: Тогда отправляемся!
3) Основная часть.
(звучит волшебная музыка)
Сова: Чтобы оказаться в лесу, нужно всем закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Раз, два, три - в волшебном лесу очутись!».
(учащиеся выполняют)
Учитель: Ребята, откройте глаза, посмотрите, какая красота! (слайд 4)
(в это время учитель подбрасывает вверх разноцветные листья).
Сова: Вот и оказались мы в волшебном лесу.
(Стоит ширма, на которой изображены ворота. По обе стороны ворот сидят стражники (ученики 9 класса, которые просят деньги за вход).
Стражник 1: Чтобы войти в наш лес - платите деньги! (слайд 5)
Учитель: Ну где же мы возьмем деньги? Ведь у нас нет денег! Почему вы не хотите пустить нас просто так? Ведь мы же ваши гости, а гостей надо встречать радушно!
Стражник 2: Еще чего! В нашем лесу все звери платят.
Стражник 1: А как хорошо получать деньги просто так, ни за что!
Учитель: Ребята, как вы думаете, правильно ли поступают стражники?
(ответы учащихся)
Учитель: Вы поняли, что они заболели коррупцией. Они хотят получать деньги незаконно, ни за что, просто так. Стражники пользуются своим положением и совершают поступок, противоречащий моральным норам, то есть нарушают лесной закон!
Учитель: Ребята, а как же мы можем вылечить зверей?
(ответы учащихся)
Сова: Правильно, ребята! Звери раскалдуются, когда мы будем объяснять им, что они делают плохо, неправильно, противозаконно. Мы будем лечить их умными и добрыми словами.
Учитель: Сова, я знаю несколько пословиц и поговорок о честности, о доброте. Они нам пригодятся. Вот первая пословица: «Один раз солгал – на всю жизнь вруном остался». Ребята, как вы понимаете значение этой пословицы? (ответы учащихся)
Вторая пословица: «Жадность до добра не доведет».
(учащиеся объясняют смысл пословиц)
Сова: Правильно, молодцы! Ой, посмотрите, пока мы с вами объясняли смысл пословиц, ворота открылись. Значит, слова пословицы умные и мудрые. (слайд 6)
(Ширма раскрывается, позади сидит заяц, перед ним изба, в окне лиса пьёт чай)
Учитель: Что плачешь, заинька?
Заяц: Постучалась однажды лиса, попросилась на ночевку, пожалел я ее, а она запрыгнула в дом, а меня и выгнала. Говорит: «Заплати сто рублей да и живи сколько хочешь!»
- А где же мне взять такие деньги?
Учитель: Заинька, а ты просил помощи у зверей?
Заяц: Просил, никто помогать мне не хочет.
Учитель: Не плачь, заинька, поможем мы твоему горю. Ребята, как вы относитесь к поступкам лисы? Как она поступила? А зайчик какой, если он пожалел лису и пустил ее в дом?
(Учащиеся выражают свое отношение к поступкам лисы и зайца).
Учитель: Ребята, лиса тоже заболела этой болезнью, которая называется… как? (ответы учащихся) Она вымогает деньги у слабого, беззащитного зайца. Она использует свою власть и силу ради своей выгоды, наживы. Лиса нарушает закон и поступает противозаконно.
Учитель: Ну ничего, сейчас мы расколдуем лису. Вот следующая пословица «Как неправду не прячь – выйдет она наружу». Ребята, как вы понимаете ее смысл? (ответы детей)
Учитель: Вспомните, пожалуйста, ребята, вы когда-нибудь обманывали взрослых? А что случается после обмана? (ответы детей)
Ребята, взрослые все равно узнают, что вы обманывали, пусть не сейчас, не сегодня, ни завтра, но обман будет непременно раскрыт, и вам будет стыдно. Лучше всегда говорить правду, чтобы впоследствии было не стыдно.
(лиса убегает, а зайка снова оказывается в своем домике, слайд 7)
Учитель: Вот видите, ребята, лисе стало стыдно, и она убежала. Ну мы не можем здесь задерживаться, мы еще не всем зверятам помогли.
- Ой, ребята, кажется, дождик начинается. Смотрите, какое большое дерево, давайте все спрячемся под ним. (слайд 8)
(учащиеся встают около дерева)
А пока идет дождик и двигаться дальше нельзя, давайте вспомним сказки, в которых герои поступают неправильно, в которых была коррупция.
(ответы учащихся)
Учащиеся вспоминают сказки и объясняют, что некоторые герои этих сказок поступали нехорошо, неправильно, когда была необходима их помощь, они просили взамен что-то для себя, для своей выгоды.
Учитель: Смотрите, полянка, на ней земляники видимо-невидимо. Давайте соберем. (слайд 9)
(вдруг выходит медведь - учащийся 9 класса)
Медведь: Кто тут забрел на мою поляну? Что вам здесь нужно? Ягод моих захотели? Бесплатно?
Учитель: Они ведь в лесу растут, они общие.
Медведь: (Сгребает ягоды в лапу). Как это общие? Кто в лесу самый сильный? Я, медведь! Значит, я здесь главный - платите мне 200 рублей и собирайте 5 минут, а если 300 рублей заплатите, то 10 минут можете собирать. Все звери мне платят, если захотят ягод.
Учитель: Ребята, как вы думаете, правильно поступает медведь?
Учащиеся : Конечно, нет.
Сова: Вот и я им говорю: надо всегда делиться, приходить на помощь друг другу, не жадничать, быть добрым, отзывчивым, тогда ответят тебе тем же и окружающие.
Учитель: А ребята знают очень хорошие пословицы о жадности.
(учащиеся рассказывают пословицы и вместе объясняют их смысл)
Так что, медведь, в одну лапу всего не загребёшь.
Медведь: Ладно, ребята, простите меня, понял я, что не прав был. Вот возьмите от меня корзину с земляникой. (слайд 10)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, медведь вам взятку дал или подарок от чистого сердца? (ответы детей)
Учитель: Ребята, посмотрите, после дождя речка из берегов вышла, чтобы перейти через нее, надо пройти по мостику. (слайд11)
Учитель: Давайте с вами поиграем в игру «Хорошо - плохо». Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на каждый и делайте шаг по мостику. Один ответ -один шаг вперёд. Отвечайте: хорошо или плохо так делать?
Вопросы: Соблюдать правила и законы? Говорить правду? Нарушать законы? Быть всегда честным? Обманывать и врать? Вымогать деньги? Брать взятку? Совершать добрые поступки? Обижать слабого? Требовать и выпрашивать деньги? Воровать? Добросовестно и честно выполнять свою работу?
Сова: Молодцы, ребята! С детства люди должны быть честными, порядочными, законопослушными, честно работать. Так должен поступать каждый человек! Это нормы и правила поведения. Кто нарушает эти законы, тех наказывают специальные органы.
(учащиеся садятся на стулья)
Учитель: Дети, посмотрите, пожалуйста, что это за красивый замок? (слайд 12)
(слайд 2, на котором изображен высокий замок)
Как вы думаете, кто может жить в этом замке?
Сова: В этом высоком замке и живет самый главный в этом лесу – лев, ведь он президент этого леса.
- Ребята, а вы знаете, кто такой президент? (ответы учащихся)
Учитель: А кто является президентом нашей страны? Как вы думаете, каким должен быть президент? Какими качествами он должен обладать?
(ответы учащихся)
- Правильно, он должен быть честным, умным, порядочным, уважать и понимать других людей, всячески помогать им.
(выходит лев - учащийся 9 класса)
Лев: Кто вы? И что делаете в моем лесу? Кто звал вас? Здесь могут гулять лишь те, кто заплатил мне деньги. А может вы принесли мне дань: кто-то курочку, кто-то уточку, кто-то зайчика.
Учитель: А как же ты, лев, стал президентом этого леса?
Лев: Да очень просто! Я же самый сильный. Я пообещал, что не съем никого, если звери проголосуют за меня и я стану здесь главным президентом.
Учитель: Ребята, как вы думаете, честно ли лев стал президентом? Он запугал своих избирателей, он ищет своей выгоды.
(ответы учащихся)
Лев: Подумаешь - честность, в нашем лесу все можно купить за деньги, всех можно обмануть!
Сова: Правильно ли говорит лев? Можно ли так жить? Можно ли обманывать, врать, обижать других? (ответы учащихся)
- Верно, ребята, президент должен быть честным, порядочным, он должен быть примером для всех жителей леса.
Учитель: А как же выбирают президента? (ответы учащихся)
Правильно, только честно и справедливо должен быть выбран президент. У нас остались последние пословицы, которые помогут изменить льва. «Он тебя и купит, и продаст», «Где правда, там и счастье», «Жизнь дана на добрые дела». (учащиеся объясняют их смысл)
Лев: Простите, ребята, я понял, что нельзя жить обманом и неправдой, воровством и коррупцией. Обещаю вам, что мы устроим честные выборы и президентом станет честный, умный из зверей.
Сова: Ребята, спасибо вам за помощь, теперь жизнь в волшебном лесу стала как прежде. (слайд13, лев и сова прощаются и уходят)
4) Заключительная часть.
Учитель: Вот и подошло к концу сказочное путешествие, и нам пора возвращаться домой. Для этого надо произнести волшебные слова: «Раз, два, три - в классе очутись!»
(звучит волшебная музыка)
Учитель: Вот и побывали мы с вами в сказке. А между тем, мы сегодня сделали доброе дело – спасли лесных жителей от коррупции. Кто может вспомнить что это такое? Что означает это слово? Почему звери заболели этой болезнью? А вы бы хотели жить в такой стране, где все обманывают, лгут, воруют, берут взятки, присваивают чужие деньги? (ответы учащихся).
Помните, ребята, всегда надо быть честными, порядочными, не нарушать законы.
Учитель: Сова оставила вам подарок - буклет. (учитель раздает каждому ученику буклет «Мы против коррупции»)
Учитель: Ребята, если вам понравилось путешествие, было интересно и всё понятно, поднимите желтый жетон. А если же возникли трудности, то поднимите зеленый жетон.
Учитель: Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу. Недаром говорят: «Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». До новых встреч, дорогие ребята!
(учащиеся фотографируются с героями волшебного леса)