Светлана Половинкина
Методическая разработка «Ветлуга деревянная»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Выполнила: Половинкина С. Н.
МДОУ Детский сад №2 «Солнышко»
Тема: Ветлуга деревянная
Тип методической разработки : информационный, дошкольный, долгосрочный
Категория обучающихся: дошкольный возраст 5 – 6 лет
Актуальность
На протяжении многих лет одним из основных направлений моей работы является эколого-краеведческое направление, которое я считаю особенно актуальным в нравственно-патриотическом воспитании детей в наши дни. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной город, его историю, каким трудом были заняты люди в старину, кто и чем прославил наш город, я объясняю и показываю детям. Мне очень хочется, чтобы каждый ребёнок научился любить и беречь свой город, свою «малую» Родину, заинтересовался его историей, захотел сберечь и возродить его памятные места. Я верю, что дети поймут и почувствуют, что и с них начинается частичка истории и они являются её творцами. Какой будет история края зависит от них, а чтобы будущее было - необходимо лучше знать прошлое и настоящее, беречь его и сохранять. В последнее время мы видим, что на улицах города исчезают или перестраиваются многие старинные здания. Это не только уничтожает их, но и полностью меняет лицо города и далеко не в лучшую сторону. Вот поэтому мы с ребятами и стараемся сфотографировать оставшиеся здания, узнать о них как можно больше.
Публикация «Методическая разработка „Ветлуга деревянная“» размещена в разделах
Данная методическая разработка предназначена для обобщения знаний детей после цикла занятий «Старый город» (экскурсии по городу, рассматривание зданий, фотоальбомов «Старый город» и «Ветлуга сегодня», чтения художественной литературы, экскурсии в музей «Зал крестьянского быта», рассматривание и изучение орудий труда, в том числе для резьбы по дереву, рассматривание альбомов о деревянном зодчестве, чтение стихотворений о Ветлуге поэтов земляков, просмотр фильмов огороде, его памятных местах).
Информационная справка
Кружок по краеведению «Родничок» работает в нашем саду уже более 20 лет. В этом году я занимаюсь с детьми старшей группы. В группе 21 ребё нок: 11 мальчиков и 10 девочек.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю, по пятницам. Занятия проходят в группе, на улицах города, в залах музея, в парке, на набережной, в библиотеке. В конце каждого занятия дети получают «лапоточки» за активное участие, а в конце года подводится общий итог, и детям присуждается звание – «Знаток своего города».
Занятия кружка разнообразны по тематике и содержанию, поэтому их можно проводить в различных формах:
- экскурсии;
- беседы;
- викторины;
- досуги;
- КВН,
- дидактические игры;
- целевые прогулки;
-экспериментирование;
- наблюдения;
- исследования;
- туристические походы;
- анкетирование.
Хочется отметить положительную динамику заинтересованности детьми и родителями данной темой на протяжении многих лет, о чем свидетельствует анкетирование на начало и конец года (анкеты прикладываются).
В соответствии с ФГТ и программой дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой и учитывая возрастные особенности детей, для данного цикла занятий была поставлена
Цель:
Формирование интереса к истории родного города, бережное отношение к его памятным местам.
В соответствии с целью поставлены следующие
Задачи:
-Учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения зданий (старые фотографии и современные);
- Закреплять и уточнять представления детей об истории родного города;
-Развивать интерес к историческому прошлому, умение рассуждать;
-Расширять знания об истории названий улиц;
-Развивать интерес к жизни людей в далёком прошлом;
-Расширять и активизировать словарный запас детей;
-Воспитывать умение видеть красоту родного города.
Ожидаемые результаты
В процессе работы по выбранной теме у детей будут сформированы следующие качества:
• Устойчивый интерес к изучению истории родного города;
• Любознательность, наблюдательность, активность;
• Способность решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту;
• Расширится кругозор детей;
• Появятся первичные представления об обществе, его культурных ценностях.
Литература
1. Программа «От рождения до школы» Москва «Мозаика – Синтез», 2012г.
2. Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании детей» Москва, 1997 г.
3. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» Москва, 2008 г.
4. Жуковская Р. И. «Родной край» Н. Новгород, 1999 г.
5. Костина Э. П. «Мой родной дом» Н. Новгород, 2000 г.
6. Вишневская В. Н. «Свет Руси» Москва, 2004 г.
7. Ватаман В. П. «Воспитание детей на традициях народной культуры» «Учитель» Волгоград, 2008 г.
8. ЛогачёваЛ. А. «Резчикам по дереву» альбомы орнаментов № 1, 2, 3 2002 г.
9. Зеленова Н. Г. «Мы живём в России» Москва, 2008 г.
10. Костина Э. П. «Мой родной дом» Н. Новгород, 2000 г.
11. Баранникова О. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» Москва, 2007 г.
12. Слепова Н. М. «В мир истории откроем двери» Н. Новгород, 2011 г.
«Старый город»
Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний детей об историческом прошлом «старой» части города, его улицах, площадях, зданиях.
Задачи:
Способствовать развитию познавательного отношения к прошлому и настоящему родного города.
Формировать представление об исторической части г. Ветлуга, о необходимости бережного отношения к памятникам прошлого.
Развивать умение видеть красоту в архитектуре старинных зданий, выделять элементы украшающие их.
Воспитывать любовь к родному городу через изучение его исторического прошлого.
Предварительная работа:
рассматривание альбомов «Старая Ветлуга», «Ветлуга сегодня», «Деревянная Ветлуга»;
Просмотр фильмов о Ветлуге;
Чтение стихов ветлужских поэтов.
Ход занятия:
Воспитатель: Дома столетней давности
да тротуары узкие,
Но что бы вы ни думали,
скажу вам не тая,
Что улица Заречная
да улица Ветлужская
Не просто чья-то улица,
а родина моя.
В. Пшеницын
Воспитатель:Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по нашему городу. Сначала мы пришли на набережную,как вы думаете, почему наше путешествие начнётся от реки? (Ответы детей)
Воспитатель:Правильно,наша красавица-река не только дала название нашему городу, от неё, как лучики, строились и расходились улицы города. Сейчас мы с вами находимся в старой части города. Как вы думаете, почему её так называют? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, потому что здесь мы видим старинные здания. Эти здания построены более ста лет назад. Скажите, как называется улица, на которой мы находимся? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, улица Бахирева, а кто помнит, как она называлась в старину? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, улица Набережная, а почему её так назвали? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, она располагалась по берегу реки. Помните, я вам рассказывала о том, что Ветлуга была купеческим городом? Так вот на улицах Набережной- Бахирева и Троицкой-Алёшкова стояли купеческие дома-терема.
Посмотрите они и до сих пор удивляют и радуют нас своей красотой (рассматриваем дома Воронцовых, Овчинниковых, Чиркиных).
Воспитатель:Ребята, а вспомните, что я вам рассказывала о том, как появились эти дома, какое событие предшествовало их постройке? (Ответы детей)
Воспитатель:Правильно, пожар 1890 года, который уничтожил город почти полностью. А что ещё напоминает нам о том страшном пожаре, когда большинство жителей остались без крыши над головой, без самого необходимого? (Ответы детей)
Воспитатель:Правильно, часовня А. Невского, благодарные жители построили её в память о том, что после пожара царь Александр III своим указом разрешил взять лес из своих владений, чтобы восстановить город. После того страшного пожара в городе стали строить не только деревянные, но и кирпичные здания. Горожане гордятся каменным ансамблем, построенным по проекту архитектора Н. Л. Шевякова, нашего земляка. Но особенной любовью пользуются старинные деревянные здания, их осталось немного, но уцелевшие поражают нас своей красотой, самобытностью.
Воспитатель:Мы вышли на улицу…Как она называется? (Ответы детей) Правильно, улица Алёшкова.
Воспитатель: А кто помнит, как она называлась в старину? (Ответы детей)
Воспитатель:Правильно улица Троицкая, а почему её так назвали? (Ответы детей)
Воспитатель: Потому что на ней стояла Троицкая церковь, она и дала название улице. Посмотрите, какая она прямая и длинная. А прямо перед храмом была торговая площадь и её тоже называли Троицкой. Здесь проводились ярмарки: Фроловская (в конце августа, начале сентября) и Благовещенская (в начале апреля). На эти ярмарки приезжали со своими товарами купцы даже из Костромы и Нижнего Новгорода. Торговали здесь одеждой, обувью, посудой, орудиями труда. И дома на этой улице в основном двухэтажные, богато украшенные разными узорами (рассматриваем дома А. И. Яблочкова, Чиркиных и другие сравниваем как они украшены).
Воспитатель:А теперь мы выходим на главную улицу нашего города. Как она называется? (Ответы детей)
Воспитатель:Правильно улица Ленина. Эта улица и раньше считалась главной улицей города, кто помнит, как она называлась? (Ответы детей)
Воспитатель: Улица Костромская, а почему её так назвали? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, Кострома была главным городом губернии, в Костроме был подписан указ о том, что с. Верхнее Воскресенскоестановится уездным городом Ветлугой. Проходя по улице, мы рассматриваем здание почты- дом купца Овчинниковапароходовладельца, торговые ряды (построенные по проекту Н. Л. Шевякова, здание Музея-Городская управа, здание городской администрации - Дворянский банк Кузнецова, здание медицинского училища-дом купца Чиркина пароходовладельца, здание библиотеки- дом купчихи Фортунатовой, на первом этаже «чайная», под домомскладские помещения и лавочки, дом Овчинникова Н. Д. и Бердниковой Е. Д., станция юныхтехников, Детский сад, бывшее здание милиции, дом доктора П. Ф. Гусева, начальная школа-женская гимназия, школа- мужская гимназия, школа - танковое училище, здание больницы. Вспоминаем, что на перекрёстке Ленина (Костромская) –Штурмина (Центральная) располагалась торговая площадь Центральная (по названию улицы, на ней торговали продуктами,в одномиз скверов возвышалось «лобное место», где во время ярмарок пороли преступников, которых приводили для этого из городской тюрьмы (городская тюрьма стояла на Дровяной площади- сейчас Братская площадь). На этой же площади во время ярмарок раскидывал свой шатёр цирк Шапито.
Воспитатель:Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. В нашем городе ещё очень много интересных мест и мы с вами ещё не раз будем путешествовать по ним. Я попрошу вас рассказать мне, что вам больше понравилось, что заинтересовало, больше всего запомнилось? О чём вы сегодня расскажите дома родителям? Скажите, а кто, как вы думаете, лучше отвечал на мои вопросы?
Красиво ли место,
Иль город таков,-
Немало известных
У нас городов,-
Но этот мне дорог-
Родился здесь я-
«Сиреневый» город,
Ветлуга моя! П. Г. Скворцов
«Дома-терема»
Цель:Формирование бережного отношения к тому, что сделано руками человека.
Задачи:
•Расширять представления детей об архитектуре «старого» города, закреплять знания о конструкции деревянного дома, его украшениях;
•Развивать устойчивый интерес и потребность в изучении исторического прошлого родного города через реконструкцию образа жизни людей прошлого века. (дом)
•Воспитывать уважение к результатам труда старых мастеров.
Предварительная работа:
• Экскурсии: по городу, в музей;
• Рассматривание иллюстраций по теме;
• Знакомство с инструментами для резьбы по дереву;
• Просмотр мультимедийного фильма о Ветлуге;
• Чтение стихотворения Н. Полозовой «Деревянная Ветлуга»
Словарная работа: архитектор, плотник, чистодерёвщик, резьба по дереву, карниз, конёк, наличники, ставни, долото, стамеска, (глюкарзы, царазики) затейливая резьба.
Оборудование:репродукция картины старого г. Ветлуги, альбом с фотографиями по теме, макет деревянного дома, инструменты плотника и резчика по дереву, образцы резьбы по дереву. Группа оформлена фотографиями с видами старинных зданий г. Ветлуга.
Ход занятия:
Топоры не стучат… по знакомой округе
Поднимаются ввысь из камней терема,
Только им не затмить славу старой Ветлуги-
Украшение её в деревянных домах.
Расписные дома деревянной Ветлуги
Приглашают гостей в чистоту и уют.
Их сосновые стены под февральские вьюги
Песни русского леса ветлужанам поют.
Н. Полозова
Воспитатель:Ребята, посмотрите, что нам сегодня прислали. (Достаю солнышко)
Воспитатель: Как вы думаете, что это и откуда (Ответы детей)А хотите, расскажу? Недавно я шла по городу и увидела, как строители разбирают старый покосившийся дом. В этом доме уже давно никто не жил, и дом стал разрушаться. Люди решили разобрать его и на этом месте построить новый дом. Так вот это солнышко и другие, вырезанные из дерева узоры, украшали старый дом. Я попросила строителей, чтобы они отдали нам в садик это солнышко, когда разберут дом и нам его принесли. Мы с вами часто ходим на экскурсии по городу, рассматриваем старинные здания, но их с каждым годом становится всё меньше. Эти здания очень красивы, украшены удивительной резьбой, самобытны.
В старину мастера строили не просто удобные для жилья, прочные дома, но ещё и старались украсить каждый дом неповторимым узором. Прошло много лет, многие дома стали старыми, но мы до сих пор удивляемся мастерству их создателей, восхищаемся красотой их творений. А сейчас я приглашаю вас отправиться в путешествие, в прошлое нашего города.
Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим себе, что мы оказались в том старинном, полностью деревянном городе, где все дома были невысокие, а улицы немощёные, то есть не покрытые ни камнем, ни досками, ни уж тем более асфальтом, вот как на этой картине.
Воспитатель:Жил в те далёкие времена маленький мальчик Николка. Всё лето он трудился, помогал отцу строить свой дом. А как вы думаете, из чего в те времена строили дома? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, главным строительным материалом было дерево. А как вы думаете, с чего начинается строительство дома (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, надо придумать и нарисовать каким должен быть дом. Вот и Николка хорошо помнил, как они начинали стройку. Вначале, пришёл самый главный человек - архитектор. Он сделал проект –чертёж, на котором изобразил будущий дом. Потом позвали рабочих-плотников и они начали строить.
Воспитатель: Кто из вас помнит, как называются инструменты, которыми пользовались плотники? (Показываю, дети отвечают).
Воспитатель:Правильно, молодцы, с помощью пилы распиливали большие брёвна, топором рубили сруб дома, прорубали окна и двери, молотком забивали гвозди, чтобы соединить доски и брёвна, рубанок служил для того, чтобы сделать доски более гладкими.
Воспитатель: Давайте посмотрим на фланелеграф, (нарисован макет дома, подумайте, с чего плотники начинали строительство? (Ответы детей). Вот и Николка видел, как плотники возводили и наращивали стены, это называлось рубить сруб. Обратите внимание, что на брёвнах с обоих концов сделаны зарубы. Как вы думаете, для чего они были нужны? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, чтобы брёвна закреплялись между собой и стены дома не раскатились. Вот и готов сруб дома. Что плотники будут делать дальше? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, крышу. Вспомните, какие крыши были на домах, которые мы с вами рассматривали. (Ответы детей)
Воспитатель: Двухскатные, четырёхскатные. Вот и мы с вами подведем наш дом под крышу. А чем украшали крышу? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, правильно, на самом верху крыши красовалась в старину, голова деревянного коня - символ счастья. Как называлась эта часть крыши дома? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, она так и называлась - «конёк». А ещё наверху дома мог гордо восседать вырезанный из дерева петух- птица, встающая с солнышком, и как -будто говорил петушок, проходящим мимо дома людям, что хозяин не ленив, встаёт рано, везде поспевает.
Воспитатель:Посмотрите, вот и готов наш дом, можно ли в нём жить? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в нашем доме нет ни окон, ни дверей.
Вслушайтесь…окна - око. В старину глаз человека называли «оком», и на иллюстрациях, которые мы с вами рассматривали у домов на передней части дома «по лицу» было, как правило, два окна. Окна были «глазами» дома. Вот теперь и в нашем доме «прорублены» окна и дверь, плотники даже сделали крыльцо, чтобы удобно было заходить с улицы в дом. Дом готов?. (Ответы детей)
Воспитатель:Да жить то в нём можно, вот только… чего-то не хватает! (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, мы с вами ходили на экскурсии, рассматривали старинные дома в нашем городе, рассматривали иллюстрации, скажите, чем похожи и чем отличаются дома, которые мы видели,от нашего? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, старинные дома богато украшали резьбой. Эту тонкие, чудесные, затейливые узоры выполняли народные мастера – умельцы- резчики по дереву. А кто мне скажет, как их называли в старину? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, их называли- чистодерёвщики. А кто знает, почему их так называли? (Ответы детей)
Воспитатель: Да вы правы, потому что делали они свою работу тонко, умело, чисто. Отец Николки тоже был –чистодерёвщик, он стал украшать, наряжать свой дом.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие узоры мы видели с вами на старинных домах? (Ответы детей)
Воспитатель: По карнизу, что это такое? (Ответы детей).
Воспитатель: Карниз украшали: зубцы, квадраты, ромбы. Давайте и мы с вами украсим наш дом.
Воспитатель: Как вы думаете, какое украшение было главным? (Ответы детей)
Воспитатель:Правильно, «солнышко», которое располагалось под крышей. Ведь солнце в жизни людей- это тепло и радость. Решил Николка помочь отцу, вырезать своё первое «солнышко» для украшения дома. Взял он обработанную рубанком, выструганную, гладкую, желтовато- золотистую доску, нарисовал на ней узор. Скажите, с помощью, каких инструментов чистодерёвщик создавал затейливые узоры? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, долото –инструмент режуще- скалывающего узко- направленного действия, его применяют для получения в заготовках глухих и сквозных гнёзд. Ещё состав набора чистодеревщика включает в себя : ножи-косяки для выполнения геометрической и контурной резьбы, ножи-резаки для выполнения розеток, «сияний» с закруглениями, разные виды стамесок (прямые, косячок, полукруглые, уголки, клюкарзы, царазики, ложечные ножи и другие). Рассматривание инструментов.
Воспитатель: Ох и намаялся Николка, пока заставил инструменты слушаться! Но, как любила повторять мама: «Терпенье и труд, всё перетрут». Вот оно Николкино солнышко- деревянные лучики– лепестки, один к одному, ни сучка, ни задоринки, воздушные, кружевные. Приколотят это солнышко под крышей дома, и будет оно всем улыбаться, радовать и веселить людей.
Воспитатель:А пока Николка трудился над солнышком, его отец тоже постарался он вырезал затейливые украшения для наличников и ставень. Кто знает, что это такое и для чего нужно? (Ответы детей)
Воспитатель: Как выдумаете, какие узоры называли затейливыми? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель:Правильно, это узоры, состоящие из множества разнообразных деталей. Николкин отец вырезал причудливые растения, птиц, сказочных животных.
Воспитатель: Давайте и мы украсим наш дом, чтобы в нём было радостно и уютно жить. Красиво у нас получилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Долго отец и Николка любовались новым домом, затейливым, кружевным карнизом, высокими окнами в резных наличниках. А под крышей сияло Николкино солнышко. Как вам кажется, какие чувства испытывал мальчик? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, я с вами согласна, Николка был горд и счастлив, помогая отцу в таком сложном деле, как строительство дома. На долгие годы сохраняется красота в памяти людской.
Наш городок небольшой, но очень красивый, чистый, зелёный. В нём есть современные здания, но очень много и старинных. Особенной любовью пользуются старинные деревянные здания, их осталось немного, они поражают нас удивительными украшениями, своей самобытностью, каждое из них по-своему замечательно. Эти здания старые, ветхие, но люди стараются их отремонтировать, чтобы и наши потомки могли увидеть красоту их, гордиться своим городом, его памятными местами и жителями, которые создали и сберегли эту красоту.
Ах, дома-терема, сколько в вас пережито!
Пусть невзгоду изгонят любовь и покой.
Будут окна- глазницы дождями умыты,
И ветрами расчёсан дымок над трубой.
Н. Полозова