Светлана Заварухина
Родительское собрание «Играем пальчиками — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности
Составитель: Заварухина Светлана Юрьевна
«Играем пальчиками - развиваем речь»
Цели собрания :
* Заинтересовать родителей данной проблемой.
*Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка;
Участники:
Родители, воспитатели, дефектолог.
Оформление, оборудование и инвентарь:
Публикация «Родительское собрание „Играем пальчиками — развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. На доске помещается плакат со словами В. М. Бехтерева: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.
2. Выставка книг по теме собрания.
3. Картотека пальчиковых игр и упражнений.
Ход собрания:
I. Информационная часть.
Вступительное слово воспитателя.
Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. При многочисленных исследованиях детской речи, учё ными была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Проводя ежедневно пальчиковую гимнастику и игры с предметами, мы убедились в следующем:
*Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
*Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
*Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.
Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы.
1. Упражнения для кистей (возраст 1,5 – 3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое.
2. Условно-статические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.
3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.
Это следует помнить: при проведении пальчиковых игр и упражнений :
*Пальцы следует нагружать равномерно.
*После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);
II. Практическая часть. (Проводит дефектолог или второй воспитатель)
Сейчас мы вам покажем, как надо правильно выполнять пальчиковые игры и упражнения, способствующие развитию речи :
Упражнения для кистей
«Петушок»
Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой; остальные растопырить и поднять.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Динамические упражнения для пальцев
«Шарик»
Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.
Надуваем быстро шарик –
Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).
«Кошка»
А у кошки
Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты,
Чтобы лучше слышать
Мышь в её норушке.
«Домик»
Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).
Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
«Фонарики»
Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;
Пальцы сжать (фонарики погасли, разжать (фонарики зажглись).
Условно-статические упражнения для пальцев
«В детский сад»
Сжать пальцы в кулак; поочерёдно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все» широко расставить пальцы в стороны.
Большой палец встал один,
Указательный – за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – ура!
В детский сад идти пара.
III. Заключительная часть.
1. Воспитатель подводит итоги собрания.
Итак, благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику - стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
2. В качестве решения собрания, родителям вручаются буклеты с пальчиковыми играми.
Воспитатель благодарит родителей за активное участие в проведении собрания.
Анкета для родителей : «Развита ли мускулатура пальцев рук вашего ребёнка?»
1. Во сколько месяцев ваш ребёнок стал брать игрушку в руки?
2. Когда вы заметили, какая из рук вашего ребёнка сильнее?
3. Ваш ребёнок «левша» или «правша»?
4. Какие игры и игрушки есть у вашего ребёнка дома, для развития мелкой моторики пальцев рук
5. Чем ваш ребё нок предпочитает заниматься дома чаще: лепит, рисует, конструирует?
6. Что получается лучше, как вы думаете почему?
Предлагаем родителям в конце анкеты, записать свои предложения по данной теме.