Полозова Анна Александровна
Перспективный план занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план по нетрадиционному рисованию в старшей группе
Сентябрь
1 неделя Тема: «Осень на опушке краски разводила» Техника: печать листьев
Задачи: познакомить детей с новым видом изобразительной технике «печать растений». Развивать у детей видение художественного образца и замысла через природные формы. Развивать чувство композиции цветовосприятия.
Материал Листья разных пород деревьев (4-5 видов, гуашевые краски, бумага для рисования (А4, кисть сканчики с водой, салфетка, корзинка для сбора листьев, трафареты листьев из цветного картона для игры, репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»
2 неделя Тема: «Натюрморт из фруктов»
Техника: восковые мелки+акварель Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Отрабатывать навык проведения непрерывных линий, достижение свободного движения руки в произвольном направлении. Развивать композиционные навыки и умения
Материал Альбомный лист (А4, набор восковых мелков, акварель, кисть, стаканчик с водой, салфетка
3 неделя Тема: «Ветка рябины»
Техника: рисование пальчиками Помочь детям осознать ритм как изобразительно – выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить прием вливания одного цвета в другой. Закрепить технику пальчикового рисования, развивать мелкую моторику.
Материал Альбомный лист в форме овала (черного цвета, дополнительный лист А4, гуашь, кисть, стаканчик с водой, салфетка, гроздь рябины - натура
4 неделя Тема: «Осенние мотивы»
Техника: кляксография с трубочкой Познакомить с новым способом изображения – раздувание краски, показать его выразительные возможности. Помочь детям освоить способ спонтанного рисования (выдувания рисунка из кляксы, развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивать воображение, фантазию.
Материал Репродукции с осенними пейзажами, альбомный лист, дополнительный лист, размер А4, гуашь, кисть, трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетка.
Октябрь
1 неделя Тема: «Загадки с грядки»
Техника: рисование с помощью шаблона
Задачи: учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые образы; самостоятельно смешивать краску для получения нужного оттенка; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах
Материал Гуашевые краски, кисточки двух размеров, баночки с водой, палитры для смешивания красок, салфетки, муляжи (или реальные овощи, шаблоны, простой карандаш
2 неделя Тема: «Осенний пейзаж»
Техника: оттиск поролоном Задачи: Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажи. Закреплять умение детей выполнять оттиск поролоном. Развивать композиционные навыки.
Материал Альбомный лист (А4, гуашь, белила, 3 кусочка поролона, кисть, палитра, стаканчик с водой, салфетка, штемпельная подушка.
3 неделя Тема: «Осень. Птицы улетают»
Техника: раздельный мазок + шаблоны Задачи: учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомых сказок, передавать несложные движения (птицы летят) изменяя статичное положение частей тела (приподнятые крылья). Поощрять детей выполнять в художественной форме свои представления и эстетические переживания
Материал Альбомный лист, акварель, гуашь, палитра, кисть, стаканчик с водой, салфетка, шаблоны репродукции осенних картин.
4 неделя Тема: «Мишка косолапый»
Техника: пластилинография Задачи: учить изображать фигуру медведя способом пластилинографии, передавать строение тела животного, пропорции и характерные детали; научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатости)
Материал Плотный картон светло-зеленого цвета, размер А4, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека, картина «Бурые медведи» из серии «Дикие животные» или репродукция картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Ноябрь
1 неделя Тема: «Натюрморт из чайной посуды»
Техника: оттиск печатками Задачи: Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте. Закрепить представление детей о натюрморте. Развивать у детей чувство композиции, цвета – учить располагать элементы узора на поверхности предмета
Материал Готовые заготовки чайных сервизов, штампы из овощей, гуашь, тарелка, стаканчик с водой, салфетка, кисть, штемпельная подушка.
2 неделя Тема: «Чебурашка»
Техника: пластилинография Задачи: закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина. Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей. Развивать творчество, мелкую моторику рук.
Материал Плотный картон светлых тонов, размер А4, набор пластилина, салфетка, тарелочка с водой, игрушка Чебурашка
3 неделя Тема: «Красивые картинки из разноцветной нитки»
Техника: рисование нитками Задачи: продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, воображение, творчество, мелкую моторику кистей рук
Материал Альбомный лист с готовым фоном; простой карандаш, флакончик клея ПВА с дозированным носиком, разноцветные отрезки ниток, фломастеры, ножницы, салфетка
4 неделя Тема: «Водоноски – франтихи» (декоративное рисование на объемной форме)
Техника: пластилинография Задачи: инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок, украшать элементами декоративной росписи. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками, развивать мелкую моторику руки, творчество.
Материал Вылепленные из соленого теста водоноски, гуашь, кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, коробки для установки вылепленных фигурок в процессе декоративной росписи. Рисунки – варианты узоров на барынях водоносках
Декабрь
1 неделя Тема: «Морозный узор»
Техника: фотокопия – рисование свечой Задачи: вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, желание отразить увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительными материалами, помочь освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество.
Материал Альбомный лист, дополнительный лист, размер А4, кусочек свечки, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой, салфетка.
2 неделя Тема: «Совушка – сова – большая голова»
Техника: пластилинография Задачи: расширять представления детей о лесной птице – сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни. Учить создавать композицию из отдельных деталей. Развивать мелкую моторику, творческое воображение.
Материал Плотный картон фиолетового или синего цвета, размер А4, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрация с изображение совы
3 неделя Тема: «Белочка»
Техника: клеевой резерв + тычкование (жесткая кисть) Задачи: Формировать представление детей об образе жизни белки, о том, как они приспосабливаются к жизни в природных условиях. Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – клеевой резерв, помочь детям освоить способ рисования с резервом, передать строение тела животного, пропорции и характерные детали.
Материал Канцелярский клей, акварель, бумага, карандаш, кисть, баночка с водой, салфетка.
4 неделя Тема «Дед Мороз» Техника: рисование пальцами. Задачи: научить детей новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Закрепить умение рисовать фигурку изображаемого персонажа, передовая форму, расположении и относительную величину частей. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску. Побуждать детей к творческой активности
Материал Альбомный лист, игрушка Буратино, гуашь, кисточка, стаканчик с водой, салфетка, соль в солонке
Январь
1-2 неделя Каникулы
3 неделя Тема: «Рождественская ночь»
Техника: набрызг и процарапывание (использование парафина) Задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством живописи, музыки. Познакомить с новым изображением снега – набрызг.
Материал Рисунок – заготовка, свеча, гуашь, кисть, щетка для «набрызгивания», стека, белая гуашь.
4 неделя Тема «Витражи для окошек в избушке Зимушки - зимы». Техника выполнения витражей - клеевые Задачи: формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения. Выработать навык проведения пересекающихся линей в разных направлениях. Развивать творческое воображение
Материал Репродукции с зимними пейзажами; альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, палитра, простой карандаш, клей ПВА с дозированным носиком, салфетка
5 неделя Тема: «Русалочки в подводном царстве». Техника: рисование с элементами аппликации + тычкование Задачи: вызвать интерес к созданию сказочных сюжетов по мотивам знакомых сказок. Учить рисовать сказочных героев; формировать композиционные умения. Развивать творческое воображение
Материал Листы бумаги голубого цвета, фломастеры, карандаши, краски, кисточки разного размера, ватные палочки, цветная бумага и ножницы для вырезывания хвостов, баночки с водой, салфетки, варианты декоративного оформления рыбок
Февраль
1 неделя Тема «Мир в твоем окне» (арт – проект). Техника: по желанию Задачи: создать благоприятный климат, установить тесный контакт между детьми и родителями; способствовать объединению детей и взрослых. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение
Материал Ватман 2 листа, двусторонний скотч для приклеивания рисунков к большому полотну – «дому», бумага формата А4, для рисунков, карандаши, восковые мелки, акварель, свечи, и др. (на выбор детей, баночки с водой, кисти, салфетки.
2 неделя Тема: «Заснеженный дом».
Техника: набрызг Задачи: учить детей передавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя разные техники рисования. Развивать чувство формы и композиции.
Материал Лист бумаги А3, гуашь, простой карандаш, кисти, стека, щетка для набрызгивания, баночка с водой, бумажные салфетки, иллюстрации по теме.
3 неделя Тема «Наши солдаты, летчики и моряки». Техника: восковые мелки + акварель Задачи: продолжать учить детей рисовать фигуру человека, предложить детям поэтапный способ изображения. Нацелить на изображение характерной военной формы. Совершенствовать художественные навыки, развивать творческие способности.
Материал Лист бумаги (А4, акварель, восковые мелки, баночка с водой, кисти, простой карандаш, салфетки.
4 неделя Тема: «Кремлевские купола»
Техника: рисование с помощью шаблона Задачи: Познакомить детей с русской традиционной архитектурой. Показать, как можно по частям создать большое панно с изображением собора с красивыми куполами. Побуждать детей к взаимодействию и сотрудничеству. Закрепить умение детей использовать в работе разнообразный изобразительный материал
Материал Лист ватмана, альбомные листы А3 (для эскизов и куполов, шаблоны маленьких и больших куполов, гуашь, акварель, фломастеры, восковые мелки, кисть, баночка с водой, салфетка
Март
1 неделя Тема: «Букет цветов» Техника: рисование губкой с помощью трафарета
Задачи: учить детей передавать колорит цветов в букете. Развивать способности к передаче композиции, показать особенности натюрморта. Развивать воображение, чувство композиции, цветовосприятия
Материал 2 листа бумаги, краски, 2 губки, краски, вода в стаканчике, карандаш, ножницы, штемпельная подушка.
2 неделя Тема: «Я ребенок»
Техника:
Сочетание разных техник и материалов Задачи: осуществлять социально – эмоциональное развитие детей путем введения в ситуацию. Научить новому приему изображения фигуры человека из бумажных тарелок. Закрепить умение передавать относительную величину частей тела. Побуждать к творческой активности
Материал Бумажные тарелки (по две, плотная бумага для изготовления рук и ног, акварель, гуашь, кисть, стаканчик с водой, салфетка, степлер для скрепления отдельных частей фигурки (педагог, дополнительный бросовый материал для украшения фигур
3 неделя Тема: «Березка». Техника: батик Задачи: научить изображать конкретное дерево с характерными признаками. Познакомить детей с техникой рисования батиком с разными способами создания рисунка на ткани. Формировать любознательность, наблюдательность. Продолжать развивать изобразительное творчество
Материал Краски – репродукция картины И. Остроухова «Березы», подготовленный батик, размер А4, простой карандаш, набор гуашевых красок, кисти №1, №4, стаканчик с водой, салфетки
4 неделя Тема: «Как красиво в природе весной». Техника: рисование с помощью знакомых детям нетрадиционных техник Задачи: учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны. Учить рисовать сочетая в рисунке разные материалы. Развивать у детей образное восприятие, формировать чувство цвета, творчество
Материал Бумага для рисования (А4, цветные восковые мелки, гуашь, акварель, стаканчик с водой, кисть, салфетка, картины художников о весне.
5 неделя Тема: «По замыслу». Техника: Монотипия Задачи: закреплять умения детей работать с краской, используя технику – монотипию; совершенствовать художественные навыки, развивать творческие способности
Материал Листы бумаги (А4, гуашь, простой карандаш, салфетки, кисти, стаканчики с водой
Апрель
1 неделя Тема: «Лебеди». Техника: рисуем ручками, ножками Задачи: вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. Учить детей рисовать ногами, закрепить умение рисовать ладошками. Развивать практическое умение и навыки детей при создании заданного образца, творческое воображение.
Материал Альбомный лист (А4, гуашь, мисочка, тазик для смывания краски с ног, салфетка для рук, штемпельная подушка.
2 неделя Тема: панно «Космос».
Техника: акварель по сырой бумаге + соль, вливание цвета в цвет, набрызг Задачи: создать большое декоративное панно. Предоставить каждому ребенку проявить себя. Побуждать творческую активность, развивать навыки коммуникации, сотрудничества. Закреплять навыки и умения детей в использовании нетрадиционных техник рисования
Материал Бумага А3 (по 2 листа, ватман, гуашь, кисть, баночка с водой, двусторонний скотч, акварель, крупная поваренная соль, упаковочный материал с пузырьками и др.
3 неделя Тема: «Пингвины на льдине». Техника: пластилинография Задачи: познакомить детей с представителем животного мира самой холодной природной зоны – пингвином. Учить передавать характерное строение птицы, соблюдая относительную величину частей. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение
Материал Плотный картон синего или фиолетового цвета, размер А4, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека, картинка с изображением пингвина.
4 неделя Тема: «Рисуем сказку».
Техника: рисование по сырой бумаге, кляксография с трубочкой, тычок Задачи: формировать у детей представление о подводном мире. Закреплять различные способы изображения водорослей: рисование всем ворсом кисти, приманивание, выдувание и др. Развивать композиционные умения, пространственные представления, выделять в рисунке главное и второстепенное, развивать фантазию
Материал Альбомный лист (А4, акварель, кисть, трубочка для коктейля, простой карандаш, стаканчик с водой, ватные палочки, салфетка
Май
1 неделя Тема: «Праздничный салют над городом» Техника: гроттаж (или восковые мелки + акварель) Задачи: формировать представление детей о подвиге нашего народа в Великую Отечественную Войну. Познакомить с новым способом изображения – гроттаж (процарапывание рисунка). Развивать композиционные навыки, пространственные представления – выделять в рисунке главное и второстепенное; побуждать детей к творческой активности
Материал Репродукция с изображением салюта, альбомный лист А4 (плотный, свеча, клей ПВА, гуашь, зубочистки или заостренные стеки
2 неделя Тема: «Черемуха». Техника: тычкование Задачи: расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущими ветками. Закреплять технику рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритм.
Материал Ветка черемухи или фотоиллюстрация, альбомный лист с темным фоном (1/2 А4, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, 2-3 ватные палочки, салфетка.
3 неделя Тема: «Рисуем по шаблону».
Техника: шаблонография Задачи: расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Помочь увидеть многообразие предметов, обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических фигур. Развивать воображение.
Материал Альбомный лист, набор шаблонов геометрических фигур разного размера, простой карандаш, набор цветных карандашей, картинки – разгадки.
4 неделя Тема: «Цветочная поляна».
Техника: смешивание цветов Задачи: закреплять представления детей о цветовом многообразии, познакомить с хроматическими и ахроматическими цветам. Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувство эмоционального восприятия окружающего мира, творческое воображение
Материал Альбомный лист (А4, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка, палитра, ножницы, восковые мелки, ватман.
Литература:
1. Е. А. Короткова «Рисование, аппликация, конструирование в детском саду»
2. Г. С. Швайко «Изобразительная деятельность в детском саду»
3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
4. В. Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе»
5. Т. Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество»
6. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»
7. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
8. М. Дрезнина «Семейная палитра»
9. Г. Н. Давыдова «Пластилинография»