Ирина Чегошева
Методическая разработка «Удивительное путешествие в Лего»
▼ Скачать + Заказать документы
«Удивительное путешествие в ЛЕГО»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Для малыша весь мир – это огромное, уникальное и удивительное явление, где каждый элемент вызывает восторг и интерес. Позволить малышу лучше узнать окружающий мир и собственные способности, наполнить обычное развлечение красочными сюжетами и новыми открытиями родители могут с помощью правильно подобранных игр и увлекательных занятий. Все родители мечтают видеть своих детей грамотными личностями с хорошо развитой памятью, вниманием, логическим мышлением. Но для этого необходимо уделять внимание занятиям с малышом. Обучать, тренировать основные навыки ребенка в игре помогают игрушки с развивающим эффектом. Ярким примером развивающей игры, позитивно влияющей на детское восприятие и способности, являет конструктор лего.
Темочки:
- Лего, LEGO. Консультации для педагогов
- Лего. Конструктор LEGO
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «лего», в переводе с латыни, два значения «я учусь» и «я складываю».
Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору лего звание «Игрушки столетия».
Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Конструирование-это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. Конструктор лего позволяет учиться играя и обучаться в игре.
Для детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра. В процессе игры дети начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Дети играют со всем, что попадается им в руки. Поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, лего-конструкторы дают им возможность для экспериментирования и самовыражения, дают возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Дети любят играть, потому что это приносит им радость. Особенно важно, чтобы игрушки забавляли, увлекали детей, а также давали широкое поле для экспериментов.
Дети, увлекающиеся конструированием отличаются своей богатой фантазией, стремлением к созидательной деятельности. ЛЕГО-конструктор развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. При сборке конструктора ребенок развивается очень разносторонне, тут задействовано все: восприятие форм, осязание, моторика, пространственное мышление, активно формируется и закрепляется облик успешного человека, человека – творца.
Цель: развитие у детей способностей к техническому творчеству, конструктивной деятельности посредством лего – конструирования
Задачи:
- развитие индивидуальных способностей ребенка;
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно- техническое творчество;
-развивать умение конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу
-развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
-формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Принципы лего - конструирования - от простого к сложному;
- учет возрастных особенностей детей
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности
- использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач
- решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности
- реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
На занятиях с детьми использую основные виды конструирования, такие как:
1. Конструирование по образцу, — где дан чёткий образец постройки;
2. Конструирование по модели – в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу
3. Конструирование по условиям – образца, рисунка-схемы – где, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать;
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов. Создаются возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
5. Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.
На основе лего – конструирования осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие;
Лего позволяет : создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
• Познавательное развитие;
В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Количество и счет (формирование представлений о числе количестве)
«Волшебная лесенка»
(Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз. Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.
Пронумеруй ступеньки снизу-вверх и сверху- вниз.). «Классики» (расставь цифры в правильном порядке или вставь пропущенные цифры и т. д.)
Игра «Что изменилось»
Педагог показывает детям небольшую постройку из деталей Лего. Дети смотрят в течение минуты. Воспитатель обращает внимание ребят на цвета, чередование деталей. Дети отворачиваются. В это время воспитатель убирает одну деталь или меняет несколько деталей местами. Дети должны угадать, что изменилось.
Развитие пространственной ориентировки.
Основные понятия: Вверх, вниз, справа, слева.
Величина (развитие представлений о величине).
Сравнение величины построек.
Развитие представлений о форме.
Конструирование построек разных форм.
• Речевое развитие
Лего-конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. На наш взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.
• Художественно-эстетическое развитие
При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.
Также конструктор можно использовать для изучения цветов и закрепления. Например, «Игра «цветные домики (гаражи, заборчики и т. д.)»
Художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в лего - конструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения.
• Физическое развитие
Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.
Проведение физической культуры с использованием лего – деталей.
ходьба/бег змейкой между деталями конструктора
челночный бег
удержание равновесия
упражнения на развитие координации движений
упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.
Созданные детьми постройки из конструктора Лего могут использоваться в сюжетно-ролевых играх, в дидактических играх, в играх-драматизациях.
Они создают важные условия для развития творчества, речи, познавательной сферы, эмоциональной атмосферы в группе.
Лего-элементы и постройки можно использовать в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие. Например: «Что лишнее?», «Запомни и повтори», «Светофор», «Собери модель по памяти», «Чудесный мешочек», и т. д.
Разнообразие лего-конструкторов позволяет обучать детей разного возраста и различных образовательных возможностей. Для малышей от года до 3 лет идеально подходит конструктор серии Лего Дупло с крупными деталями для строительства домиков, конструирования машин, создания фигур животных. С детьми 3–4 лет чаще всего используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
С детьми 4–5 лет конструирование немного усложняется, начинают использоваться элементы среднего размера, детям доступы более сложные методы и варианты соединения деталей конструктора. В работе с детьми по конструированию используются картинки и фотографии с изображениями моделей, по которым дети могут выполнить постройку. Конструирование осуществляется по образцу, замыслу и теме.
В старшем дошкольном возрасте добавляются конструкторы с мелкими деталями со сложной и разнообразной техникой крепления. В работе детьми 6-7 лет используются задания в виде сложных графических схем, работу по замыслу, условиям, усложненные тематические задания.
Алгоритм работы с конструктором
1. Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.
2. Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.
3. Сборка частей модели.
4. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.
Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции
Примеры игр с «Лего», которые я использую в своей педагогической практике
1. Игра «Волшебный лего - квадрат» : изготовление лего - фигурок и расположение их по инструкции воспитателя (или другого ребенка) в нужном секторе лего-квадрата, который представляет собой либо лего - планшет, либо выполнен из мелких деталей конструктора (верхний левый угол, центр, нижний правый угол и т. д.)
2. Игра «Самоделкин» : ребенок выстраивает из «Лего» любые фигуры (поезд, дом, башня, лесенка и т. д. с целью отработки понятий высокий - низкий, длинный короткий, большой – маленький (а также сравнительные и превосходные степени этих прилагательных)
.
3. Игры с водой:
«Плывет кораблик» : ребенок конструирует из «Лего» кораблик, лодку или плот, присоединяя к постройке парус (бумажную салфетку, после чего выполняются дыхательные упражнения (ребенок дует на кораблик - кораблик плывет);
«Подводное царство» : ребенок выполняет постройки из «Лего» по инструкции педагога и ли самостоятельно по замыслу, держа руки в контейнере с водой;
«Ищем клад» : ребенок ищет детали конструктора с закрытыми глазами, держа руки в контейнере с водой;
4. Игра «Веселый поезд» : построение поезда по словесной инструкции с использованием слов за, перед, между, справа, слева, позади, впереди.
5. Разыгрывание практических ситуаций с использованием построек из «Лего», лего - животных и лего - людей.
6. Игра «Волшебный мешочек» : ребенок нащупывает в мешочке детали конструктора, дает им название, считает кнопочки.
7. Игра «Путешествие в Звукоград» : постройки из «Лего» звуковых схем слов (красный кубик - гласный звук, синий кубик - твердый согласный звук, зеленый кубик - мягкий согласный звук).
8. Использование лего - поезда для игры «Слоговая цепочка» : на лего - вагонах поезда слоги располагаются так, что последний слог слова является первым слогом следующего слова (например, иг---ра---мы---ло---си---дим)
9. «Волшебный голосок» : построение лесенки из «Лего» с последующим использованием ее для развития силы голоса (громко - тихо, звонко - басом, при этом дети переступают по лесенке пальчиками.
10. Построение фигурок из «Лего» с последующим использованием их для занятий артикуляционной гимнастикой («Окошко», «Слоник», «Змейка», «Индюк», «Лошадка» и т. д.).
11. Игра «Дрессированные животные» : изготовление лего - животных и последующее расположение детей с лего - животными в руках в указанном воспитателем (или ребенком) месте (отрабатываются понятия слева, справа, перед, позади, между).
12. Игра «Веселый алфавит» : конструирование букв азбуки из «Лего».
13. Игра «Послушный язычок» : конструирование башенок, поездов, лесенок из «Лего» с последующей отработкой слогов со звуками, требующими коррекции (например, синий кубик - ра, зеленый кубик - ря и далее чередуем).
Анализируя свою работу с позиции ФГОС ДО, можно сказать, что данная технология способствует эффективному обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:
• ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
• ребенок проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы лего позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что сложные задачи
обучения могут быть решены через захватывающую творческую игру, в которой не будет проигравшего, ребенок и педагог могут справиться с этим.
Литература
1. Гоголева В. Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4–7 лет
2. Лавкина Н. Ю. Программа дополнительного образования детей «ЛЕГО-СПЕКТРО»
3. Н. Ю. Лавкина Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Дошкольное образование. -2008. -No17, 18 (233).