Ольга Комарь
НОД по развитию речи для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Сказка» с. Андреево-Мелентьево Ростовская область Неклиновский район
Методическая разработка воспитательного мероприятия
НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Антоша Чехонте в прошлом – в настоящем великий русский писатель Антон Павлович Чехов».
Подготовила: учитель-логопед первой кв. категории
Комарь Ольга Владимировна
2024г.
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Тематическое направление
1.2. Тема воспитательного мероприятия и актуальность
Публикация «НОД по развитию речи для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
1.3. Целевая аудитория (возраст, группа)
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога (связь с другими мероприятиями, преемственность)
1.5. Цель, задачи, планируемые результаты воспитательного мероприятия
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
1.7. Педагогическая технология (методы, приёмы, используемые для достижения результатов
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогов ДОУ.
2. Основная часть.
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия (конспект)
3. Приложение
1. Пояснительная записка.
С. Михалков считал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
Антон Павлович Чехов – великий русский писатель родом с Ростовской области, города Таганрога, а значит наш земляк. Своей организованной деятельностью мы должны донести до дошкольников о масштабе и роли произведений писателя, прославившего нашу Родину.
1.1. Тематическое направление моей методической разработки: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности по средством знакомства детей с творчеством А. П. Чехова.
1.2. НОД по развитию речи на тему «Антоша Чехонте в прошлом – в настоящем великий русский писатель Антон Павлович Чехов», была одной из форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках лексической темы недели. В преддверии празднования 164 дня рождения писателя, нами были запланированы и проведены мероприятия, посвященные историческому достоянию художественной литературы.
1.3. Старший дошкольный возраст – это начало глубокого осмысления таких понятий как Родина, патриот, культурное наследие. Не так-то просто дать ребятам эти понятия в той форме деятельности, которая для них близка и понятна. Данная методическая разработка рассчитана для работы с детьми 5-6 лет.
1.4. Непосредственно образовательная деятельность (занятие по развитию речи) имела важную роль в системе работы не только учителя-логопеда, но и воспитателя и музыкального руководителя. Для того, чтобы накопленные знания детей приобрели стойкую значимость и остались надолго в памяти, необходимо «прожить» лексическую тему во всех видах деятельности. Именно так прослеживается преемственность всех участников образовательного процесса.
1.5. Цель воспитательного мероприятия: знакомство детей старшего дошкольного возраста, с жизнью и творчеством А. П. Чехова на занятии по развитию речи.
Задачи:
- сформировать вербализованные представления об окружающем мире;
- обучать различению, уточнению и обобщению предметных понятий;
- совершенствовать планирующую функцию речи;
- формировать средства межличностного взаимодействия обучающихся;
- развивать способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия:
- ценностное отношение к России, своему культурно-историческому наследию, родному языку;
-воспитание любви к родному городу, селу, как к малой Родине, развитие потребности в изучении истории своего народа;
- повышение уровня духовной культуры.
Если ребенок дома рассказывает с восхищением, что играл в игры детства Антоши Чехонте, слушал музыку тех времен, и видел как выглядит домик, в котором рос поэт, если просит вновь прочитать «Каштанку» или познакомиться с другим произведением, значит у него в памяти отложились самые яркие моменты нашего взаимодействия - значит правильно подобраны средства и способы решения поставленных целей и задач.
1.6. Форма проведения мероприятия – тематическая беседа.
Виды образовательной деятельности детей: беседа, рассматривание и обсуждение предметных картинок, познавательно-исследовательская и игровая деятельность.
1.7. Используемые педагогические технологии достижения планируемых результатов и ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
- Информационно-коммуникативные технологии.
Применение ИКТ на всех этапах занятия позволило мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. Использование данной технологии позволяет мне активизировать познавательную деятельность дошкольников, повысить мотивацию, создать дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и навыков детей.
Применению этой технологии способствовал сенсорный экран МБДОУ.
- Здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, проведение физкультминутки и динамической паузы)
Применение данной технологии помогает сохранению и укреплению здоровья дошкольников, препятствует их переутомлению, улучшает психологический климат в группе, повышает концентрацию внимания.
Использовала картотеки физкультминуток и динамических пауз.
- Игровые технологии.
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Именно этой технологией я решила воспользоваться для закрепления полученных знаний. Именно в игровой форме ребята закрепляют навыки образования уменьшительно ласкательных форм имени существительного, развивают речевое дыхание, слуховую память.
1. 8 Для организации педагогической деятельности понадобилась атрибутика: сенсорный экран, музыкальная колонка, usb – карта памяти, стаканчики пластмассовые, камушка цветные, перья искусственные, обруч.
1.9. НОД по развитию речи составлено для педагогов ДОУ и может быть использовано как методическое пособие и воспитателями и учителями-логопедами.
Информации о великом писателе А. П. Чехове очень много, но не вся она нацелена на детей дошкольного возраста. Поэтому мной было принято решение разработать и провести качественное занятие по развитию речи для детей старшей группы «Барбарики».
2. Основная часть.
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.
В течение всей недели, во всех видах детской деятельности прослеживалась тематика лексической темы. На начальном этапе знакомства с писателем дети узнали о семье А. П. Чехова. Были закреплены понятия многодетной семьи, старших братьев, купеческой семьи и т. д.
С помощью игр времен писателя мы окунулись в мир игр без гаджитов и современных игрушек. Каково же было их удивление, когда играя с обычными камнями, или соревнуясь друг с другом в игре «Перо» они почувствовали интерес и азарт от таких незамысловатых и простых затей. Эти игры помогают развивать мелкую моторику рук, развивают ловкость и сосредоточенность, помогают выработать и почувствовать разные виды дыхания, по их силе и длительности. Этот список положительного влияния таких игр можно продолжать и далее, а самое важное, что игры детства тех времен проходили, в основном, на свежем воздухе.
Во время музыкальных занятий дети прослушали отрывки классической музыки. Именно она звучала в доме Чеховых по вечерам. Ребята уловили ноты спокойной, складной мелодии и согласились, что она успокаивала и умиротворяла вечера, после тяжелого дня. Дети узнали, что истинным кумиром классической музыки для Чехова был композитор Пётр Ильич Чайковский.
С помощью ИКТ мне удалось взрастить интерес к атмосфере, в которой рос первые годы своей жизни писатель. Мы увидели и домик Чехова, который сейчас является музеем, известным во всем мире, и лакву отца Антоши Чехонте, купца Павла Егоровича, и даже смогли немного «заглянуть» внутрь, познакомиться с интерьером домов прошлого века.
Родители приняли активное участие в закреплении знаний детей. По моей рекомендации семьи посетили места памятников, установленных на Красной площади Чеховского сквера и на Чеховской набережной. Яркие впечатления остались у детей после семейного просмотра мультфильма по мотивам рассказа А. П. Чехова «Каштанка». Под большим впечатлением от увиденного ребята, совместно с родителями, изобразили наиболее запомнившиеся моменты и полюбившихся героев. Обсуждение рисунков, выполненных дома, помогло мне в решении задач по развитию связной речи.
Совместно с воспитателем мы познакомили поэтапно ребят с рассказом «Каштанка». Слог произведения не прост для восприятия детей дошкольного возраста, поэтому в форме сокращенного, но не исключающего важных мелочей пересказа, ребята прониклись историей мелкой собачки. Свидетельством этому стало огромное желание изобразить героев рассказа на занятии изобразительной деятельности. Не возможно было не увидеть вовлеченность и старания, с которыми дети изображали Каштанку, гуся Ивана Иваныча, свинью Хавронью Ивановну. Инициаторами организации выставки работ для родителей и детей других групп выступили сами ребята группы «Барбарики».
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Антоша Чехонте в прошлом – в настоящем великий русский писатель Антон Павлович Чехов».
Цель: развитие речи детей по средствам знакомства с жизнью и творчеством великого русского писателя и земляка А. П. Чехова.
Задачи: (развивающие, воспитательные, образовательные)
- формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
- воспитывать любовь и уважение к истории своей Родины и малой Родины;
- расширить знания детей о творчестве писателя и земляка А. П. Чехова;
- воспитывать интерес к художественной литературе, желание знакомиться с творчеством А. П. Чехова;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- совершенствовать навыки диалогической речи;
- развивать мышление и слуховое внимание.
Виды образовательной деятельности: беседа, познавательно-исследовательская и игровая деятельность, рассматривание и обсуждение предметных картинок.
Оборудование: презентация для показа на экране (см. приложение, запись музыки Александра Кудряшова «Таганрог», мяч, пластиковые стаканчики, разноцветные камни, маленькие, искусственные перья, обруч.
Ход занятия
1) Организационный момент.
Звучит музыка А. Кудряшова «Таганрог». Дети входят в зал и садятся на стульчики.
Педагог: Здравствуйте, ребята! О каком городе поется в песне, которая вас встретила?
Дети: о городе Таганроге.
2) Беседа по теме занятия.
Педагог: Верно. Сегодня с самого утра по всем новостям можно услышать упоминание города нашей Ростовской области, Таганрога. А связано это с тем, что в этот день 164 года назад родился Антоша Чехонте, известный сейчас во всем мире великий русский писатель Антон Павлович Чехов. (слайд №1).
3) Рассказ педагога с опорой на презентацию.
Педагог: Сейчас я вас познакомлю с семьей Чеховых (слайд №2).
Родился писатель в купеческой семье и был третьим сыном. Купец – это значит продавец, у которого была своя лавка (так раньше называли магазин). Отец был купцом. Характер у него был суровый, строгий, детей он не баловал. А вас балуют ваши родители? Как?
Дети: ответы детей (дают поспать по выходным, разрешают в свободное время смотреть мультфильмы, покупают вкусные сладости и т. д.)
Педагог: А вот Павел Егорович заставлял сыновей в свободное время помогать в лавке, петь в церковном хоре.
Мама, Евгения Яковлевна, наоборот была доброй и ласковой. Мальчики очень ее любили. Ласково она называла маленького Антона Антошей. Мне очень интересно узнать как вас называют ваши мамочки ласково. Предлагаю вам встать вокруг меня и поиграть в игру «Назови ласково».
4) Игра «Назови ласково»
Педагог бросает детям по очереди мяч, а они возвращают мяч и называют свои имена в уменьшительно-ласкательной форме.
5) Продолжение рассказа педагога.
Педагог: Молодцы, ребята, а сейчас посмотрите на всех детей семьи Чеховых. (слайд №3) Всего детей было 6. 5 братьев и одна сестричка. Раньше во многих семьях было не меньше 3 детей. А сколько детей у вас в семьях?
Дети: ответы детей (нас с братом двое, а я в семье один ребенок и т. д.)
Педагог: Посмотрите на дом, в котором провёл первые годы своей жизни маленький Антоша Чехонте. (слайд №4) Это сейчас он такой красивый, выкрашенный, как новый, а раньше был обычным жилым домиком, как многие другие. Вокруг дома много зелени. В этом саду маленький Антоша со своими братьями по лету сооружали себе домики - шалаши из веток и даже могли в них ночевать, потому что в доме летом было тесно и жарко. А как вы летом спасаетесь от жары?
Дети: ответы детей (купаемся на озере, родители набирают бассейн и т. д.)
Педагог: Давайте попробуем «заглянуть» в домик и увидеть одну из комнат. (слайд №5) Это гостиная комната, в которой любила собираться вся семья, слушать музыку и петь песни.
6) Прослушивание произведения Чайковсого «Нянина сказка»
Педагог: Понравилась вам музыка? Какой музыкальный инструмент вы услышали?
Дети: пианино.
Педагог: А это та самая лавка, в которой работал отец Антона Чехова, а потом и жила вся семья. (слайд №6) Это старинное здание находится на пересечении улицы Александровской и Гоголевского переулка и по сей день. Является музеем. Кто знает, что такое музей?
Дети: ответы детей
Педагог: Музей – это место, в котором сохранили и показали нам те вещи и предметы, которые не популярны и являются редкими в настоящее время.
А вот тот самый прилавок, за которым торговал отец Антоши. (слайд №7) Обратите внимание, как отличается лавка от магазинов, которые мы с вами видим каждый день.
Антон Павлович Чехов вырос и увлекся литературой. Он написал очень много произведений для взрослых и детей. Его рассказы и повести известны и сейчас во всем мире.
А в городе Таганроге есть памятники писателю (слайд №8). Первый, большой, установлен на Красной площади Чеховского сквера (парка, а второй на Чеховской набережной. И сквер, и набережная, и центральная улица города Таганрога носят фамилию этого великого русского писателя, прославившего Россию на весь мир. В селах нашей области: Николаевке, Покровском, Андреево-Мелентьево тоже есть улица Чехова.
А вы хотели бы, когда вырастите и добьётесь успехов, чтобы в вашем родном селе или городе появилась улица или парк в вашу честь?
Дети: ответы детей (я хотел бы, чтобы моим именем назвали самолёт, который я придумаю, а я бы хотела, чтобы моя фамилия звучала на улицах моего села и т. д.)
Педагог: К этому нужно стремиться, ребята, и тогда у вас все будет получаться.
7) Физкультминутка «Кем стать?»
Кем хочу я в жизни стать, Плечи удивляются
Чтобы мной гордились? Постучать ладонью по груди
Хочу учиться я на 5, Руки согнуты в локтях держать перед
грудью и показать 5 пальцев
Чтобы мои труды случились! Руки на поясе, повороты корпусом
Трудиться можно рисовать, Воображаемой кистью водить в
Чтобы художником великим стать разные стороны как по холсту
Трудиться написать слова, Воображаемым карандашом водить
по ладони
Чтобы от них кружилась голова! Качать головой
Трудиться защищать страну, Шагать
Чтоб быть охраной на посту!
О. В. Комарь
Педагог: Антон Павлович очень любил животных, поэтому во многих рассказах для детей главными героями выступают именно звери. По его произведению, с которым мы с вами познакомились на этой неделе «Каштанка», в Центральном парке Таганрога есть статуя «Египетской пирамиды» и Каштанки. Вы помните как звали героев этого рассказа?
Дети: Кот – Иван Тимофеевич
Каштанку звали в новом доме Тёткой
Свинья – Хавронья Ивановна
Гусь – Иван Иванович
Педагог: Даже по именам можно понять, что у животных было и имя и отчество. Это говорит об уважении к «труду» артистов. Ведь они выступали в цирке.
8) Итог занятия.
На одном из занятий мы с вами познакомились с любимыми играми детства Антоши Чехова «5 камней» и «Перо». Давайте попробуем сами придумать интересную игру из тех же самых предметов, камней и перьев. Только у нас есть еще стаканчики и обруч.
Дети придумывают совместно с педагогом варианты игр с предложенными предметами.
Ниже представлены игры, придуманные детьми старшей группы «Барбарики» :
- «Попади в стакан». Цель: как можно больше камней закинуть в стакан, находясь от него на небольшом расстоянии.
- «Сильный ветер». Цель: дуть в стаканчик с перьями, стараясь выдуть как можно больше перышек.
- «Щелчок». Цель: с помощью щелчка по камню постараться выбить его из обруча.
- «Угадай где?» Цель: запомнить под каким стаканом спрятан камушек, заданного цвета.
3. Приложение
Наглядный и демонстрационный материал. Кабинет учителя - логопеда.
Использование ИКТ для демонстрации презентации к НОД.
Игра «Камешки»
Игра «Перо»
Рисование красками «Каштанка»
Подготовка к выставке детских работ «Любимый герой из рассказа А. П. Чехова».
Белолобого изъявили желание изобразить те дети, которые после знакомства с произведением «Каштанка», дома с родителями узнали о рассказе «Белолобый».