Наталия Олейник
Методическая разработка «Принципы составления программы по самообразованию»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Актуальность
2. План самообразования воспитателя
3. Этапы работы по самообразованию
4. План мероприятий по реализации программы
5. Примерные темы самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС
6. Литература
7. Приложение №1 «Методические рекомендации по самообразованию»
Публикация «Методическая разработка „Принципы составления программы по самообразованию“» размещена в разделах
. Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование
во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые
вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое
знание должно быть открытием, которое вы сделали сами".
К. И. Чуковский
Понятие "самообразование" состоит из комплектования личной библиотеки
и умственного труда дома, наедине.
В. А. Сухомлинский
1. АКТУАЛЬНОСТЬ
Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ.
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.
Эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разрабатываются новые программы, технологии с обновленным со-держанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных моментов.
Воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. В течение учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
• Изучение учебной и научно-методической литературы;
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• Повышение общекультурного уровня.
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, — одна из важных задач образования.
Чтобы не отстать от времени, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы:
обучение на курсах (один раз в пять лет); и самообразование;
участие в методической работе города, района, детского сада.
2. ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего профессионального роста. В плане содержится программа методической деятельности на один или несколько лет
Выбор темы
При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.
Тему предлагает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.
Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете, будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:
• Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.
• Каждый год воспитатель выбирает новую тему.
Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так, к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).
Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.
Как выглядит план самообразования воспитателя?
План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:
Тит. Лист: Программа самообразования педагога на___год.
Тема: «___»
___
(Ф. И. О. педагога)
___
(специальность)
___
(учреждение)
___
(стаж педагогической работы)
___
(квалификационная категория)
1
Тема: «___».
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме___
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации, в системе Интернет);
• Разработать и реализовать___ (стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.)
• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
• Организовать работу кружка, «Семейной гостиной» и т. д.
• Оформить в группе центр активности (или мини-центр, мини-музей и т. д)
• Обобщить свой педагогический опыт и распостранить его посредством проведения консультации для педагогов на тему: ___ (выступления на педагогическом совете, участия в семинаре, проведения мастер-класса для педагогов)
Актуальность проблемы (обоснование выбора, новизна)
Ожидаемые результаты:
• повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
• Разработка и внедрение системы работы с детьми по ___
• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ. (Создание собственного мини-сайта, публикаций в сетевом педагогическом сообществе)
• Обогащение предметно-пространственной среды
• И д. р.
3. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СМООБРАЗОВАНИЮ:
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Планирование работы по самообразованию
2. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и составление тезисов)
3. Собственные методические наработки (разработка практических материалов по проблеме: перспективных и календарных планов, системы игр, заданий, упражнений и т. д)
4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий)
5. Подведение итогов самообразования (обобщение накопленного опыта и его распространение)
4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :
1. этап Составление библиографии по теме самообразования.
Планирование работы по самообразованию
2. Этап Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме
Подготовка и проведение педагогической диагностики
3 этап Составление перспективных планов
Разработка конспектов
Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек и т. д.
4. этап Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей)
5 этап Обобщение и распространению педагогического опыта по проблеме
Проведение РМО
Подготовка (принятие участия, проведение) семинар, педсовет.
Проведение мастер-классов для педагогов.
Выставка работ.
Оформление сборника консультаций для родителей.
Участие в районных и всероссийских конкурсах среди педагогических работников
Литература:
Автор, название, год издания, издательство.
Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС – одна из профессиональных задач современного педагога ДОУ. Определиться с направлением исследования, сформулировать название темы, найти и систематизировать информацию по ней поможет предлагаемая статья.
Современный педагог дошкольного учреждения, чтобы быть в тренде, просто обязан знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег, повышать общую эрудицию, совершенствовать педагогическое мастерство.
Как выбрать тему для самообразования?
Основных критериев всего два:
• требование к изучению темы извне (формулируется в нормативно-правовых документах, в частности, во ФГОС ДОО);
• работа самого педагога (нехватка опыта и знаний для разрешения той или иной педагогической ситуации).
Таким образом, перед выбором темы необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт.
Согласно ФГОС, ребенок-дошкольник развивается по следующим направлениям:
• социально-коммуникативное;
• познавательное;
• речевое;
• художественно-эстетическое;
• физическое.
5. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПО ФГОС
В соответствии с выделенными направлениями темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС могут быть следующими:
• Методы и средства амплификации развития дошкольника.
• Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
• Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
• Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности.
• Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
• Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.
• Воспитание доброты у дошкольников.
• Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста.
• Воспитание целеустремленности у воспитанников ДОУ.
• Воспитание честности и правдивости у дошкольников.
• Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
• Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
• Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
• Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
• Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
• Ознакомление дошкольников с биоценозом леса (луга, водоема).
• Формирование у дошкольников представлений о космосе.
• Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
• Формирование у дошкольников представлений о форме величине, пространственных отношениях объектов.
• Формирование у дошкольников понятия числа.
• Развитие форм общения у дошкольников.
• Развитие связной речи детей дошкольного возраста (в общении, игре).
• Обучение детей 4-7 лет элементарному анализу литературного произведения.
• Обучение дошкольников пересказу литературных произведений.
• Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений.
• Творческое рассказывание в детском саду.
• Обучение грамоте в ДОУ.
• Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
• Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
• Формирование у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
• Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
• Создание психологического комфорта в группе ДОУ.
• Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
• Преемственность дошкольного и начального образования.
• Психолого-педагогическая помощь в семье в воспитании и развитии дошкольников.
В 2016 году во ФГОС были внесены изменения и дополнения, в частности, об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим одной из тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2017 может быть:
• «Инклюзивное образование в условиях ДОУ».
Помимо тем по конкретному направлению, можно выбрать тематику, касаемо работы дошкольного учреждения в целом:
• Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
• Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
• Разработка парциальных программ дошкольного образования.
• Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
В перечне тем по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС 2017 может быть заявлена тематика:
• Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
• Экспериментальная деятельность в ДОУ.
• Качество дошкольного образования: критерии оценки.
• Общественные отношения в дошкольном образовании.
Как работать по темам
Работа по каждой из перечисленных тем начинается с анализа литературы (примерный список источников приводится ниже). Читая книги, педагог выделяет основные, мысли, идеи, суждения авторов. Так, взяв тему об использовании дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности, воспитатель:
• обращает внимание на особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах;
• содержание работы по ОБЖ в ДОУ.
Затем педагог продумывает или также берет из книг потенциально опасные ситуации, которых необходимо избегать, и на основе полученных знаний составляет картотеку игр. Игры разрабатывает сам или берет из источников. Систематизированные материалы апробируются на практике.
6. ЛИТЕРАТУРА
Повысить профессиональное мастерство по перечисленным темам самообразования помогут следующие источники (список примерный, может быть изменен и дополнен педагогом, работающим над выбранной темой) :
• Арушанова А. Г. Речь и речевое общение. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
• Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2016.
• Дмитриенко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб: Детство-Пресс, 2016.
• Затулина Г. Я. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. – М. : Центр педагогического образования, 2014.
• Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М. : Скрипторий, 2010.
• Ермолаев С. Д. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. – Спб: Детство-Пресс, 2015.
• Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина. – М. : АРКТИ, 2004.
• Михайлова-Свирская Л. В. Математика в детском саду. – М. : Национальное образование, 2015.
• Николаева Е. И. и др. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. – М. СПб: Детство-Пресс, 2015.
• Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах /Под ред. М. Е. Верховкиной. – СПб: КАРО, 2014.
• Савенков А. И. Маленький исследователь. – Ярославль: Академия развития, 2002.
• Фатюшина Н. Э. Укрепление здоровья ребенка в детском саду. – Спб, КАРО, 2014.
• Цой-Гергерт В. Рисуем природу. – Спб: Питер, 2016.
• Шайдт А. Почему? Философия с детьми. – М. : Национальное образование, 2016.
Приложение №1
Методические рекомендации по самообразованию :
1. Изучать специализированную профессиональную литературу предпочтительно поэтапно по различным направлениям, т. е. выписывая, принципы данной программы, методики. В тетрадь по самообразованию следует записывать выходные данные изучаемой книги, указывая страницы с наиболее значимой информацией.
2. Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, выявить сходство и различие систем.
3. Следует обсудить изученное с коллегами на педагогическом совещании. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.
4. Изученное следует внести в перспективный план на весь дошкольный период (от 3 до 7 лет).
5. При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора, продумать, отвечают ли условия детского сада данным требованиям, а также уровню развития и потребностям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики.
Несколько советов занимающимся самообразованием :
ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
• Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
• Формирование основ педагогического мастерства;
• Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
• Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
• Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
• Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
• Проявление творческого потенциала педагога;
• Пропаганда своих достижений;
• Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
• Овладение методикой работы с детьми;
• Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть :
• одна из годовых задач ДОУ;
• проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
• пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:
• в определении темы, целей и задач;
• в планировании работы по самообразованию;
• в ходе реализации плана;
• в изучении и анализе результативности своей работы.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.