Ольга Хохлова
Методика организации театрализованных игр с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность.
Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для хорошей игры на сцене.
Публикация «Методика организации театрализованных игр с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Важное значение, в возникновении у детей игры особого рода – театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику).
Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой игры и театрализованной на основе общности их структурных компонентов (наличие воображаемой ситуации, воображаемого действия, сюжета, роли, содержания). В связи с этим, работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально- чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности. Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребёнку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений.
Цель.
1. Познакомить детей с театрализованной деятельностью, рассказать им о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека.
2. Развивать внимание, наблюдательность, образное мышление, воображение детей.
3. Развивать речь детей, познакомить с литературными произведениями.
4. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса.
5. Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность, воспитывать ловкость, смелость.
Задачи:
- учить детей ориентироваться в пространстве;
- равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
- развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей;
- развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
- упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;
- воспитывать нравственно-этические качества;
- развивать познавательный интерес к театральной деятельности;
- учить навыкам общения и коллективному творчеству;
- создавать условия для благоприятного развития речи ребенка-дошкольника;
- обеспечить творческий характер речи;
- способствовать накоплению чувственного опыта у детей.
Раздел 1. Основные направления работы с детьми по театрализованной деятельности.
- Театральная игра
- Сюжетно-ролевая игра
- Ритмопластика
- Культура и техника речи
- Основы театральной культуры
- Работа над спектаклем
С первых дней занятий дети должны знать, что основой театрального творчества является «действие», что слова «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «асио» — «действие», а слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающее действие», то есть актер должен действовать на сцене, что-то делать.
Важное значение, в возникновении у детей игры особого рода – театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику).
Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст здесь используются более свободно, чем в театрализованной игре. Обе игры (сюжетно-ролевая и театрализованная) развивается параллельно. Эти игры могут существовать как самостоятельная деятельность детей и относятся к разряду творческих игр. В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий театрализованная игра и игра -драматизация. Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально- чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.
Театрализованная игра может быть использована в любых видах деятельности детей, на любых НОД.
Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы (костюмеры, режиссёры, художники и т. д.).
Глава 2. Формы организации театральной деятельности с детьми дошкольного возраста
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения материала по социализации дошкольников.
Для начала можно разделить детей на две подгруппы: «актеров» и «зрителей». Группу «актеров» послать на сцену, предлагая каждому действовать (действия могут совершаться в одиночку, попарно); дав свободный выбор тематики действия (рассматривать картины, что-то искать, выполнять работу: пилить, носить воду и т. д.). «Зрители» внимательно следят за их действиями. Затем «актеры» становятся «зрителями», а «зрители» — «актерами». Педагог сначала дает детям возможность охарактеризовать выполненные действия, а потом сам разбирает их и показывает, кто играл чувство, кто действовал механически, а кто был во власти штампа; объясняет значение слова «штамп» (однажды и навсегда установленные формы выражения, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, то есть копируют внешний результат переживания); рассказывает, что в сценическом искусстве существует три главных направления: ремесло, искусство представления, искусство переживания.
Педагог говорит детям, что активность проявляется на сцене в действии; в действии передается душа роли, и переживание артиста, и внутренний мир пьесы. По действиям и поступкам мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем кто они.
Так же детям следует объяснить, что творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (в жизни, созданной фантазией, художественным вымыслом). Задача артиста заключается в том, чтобы превратить вымысел пьесы в художественную сценическую быль. Автор любой пьесы очень многое не досказывает (что было с действующим лицом до начала пьесы, что делало действующее лицо между актами). Ремарки автор дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это артист должен дополнять вымыслом и воображением.
Воображение воскрешает то, что было пережито или увидено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного явления. Воображение имеет два свойства:
• воспроизводить образы, пережитые ранее в действительности:
• комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая образы в новом порядке, группируя их в новое целое.
Воображение должно быть активным, то есть должно активно толкать автора на внутреннее и внешнее действие, а для этого надо найти, нарисовать себе воображением такие условия, такие взаимоотношения, которые заинтересовали бы артиста и толкнули бы его к активному творчеству; кроме того, нужна ясность цели, интересное задание. Дети должны с интересом и вниманием участвовать в ходе игры.
Внимание нужно артисту во время пребывания на сцене. Нужно быть внимательным во время своих реплик, поддерживать внимание во время пауз; особого внимания требуют реплики партнера.
Кроме внимания у детей очень важно развивать и эмоциональную память, так как на сцене он живет повторными чувствами, ранее пережитыми, знакомыми ему по жизненному опыту.
При общении с бутафорскими предметами актер должен при помощи эмоциональной памяти вызвать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства. На сцене пахнет краской или клеем, а актер по ходу пьесы должен сыграть, что на сцене все настоящее.
Театрализованные игры повышают у детей интерес к театрализованной деятельности, повышает их актерское мастерство. И только через игру дети понимают, что от них хочет педагог по театрализованной деятельности.
Глава 3. Методические рекомендации по организации театрализованной игры
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализация-это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованная игра - как один из его видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
В педагогический процесс ДОУ необходимо вводить театрализованную деятельность, как средство эстетического воспитания дошкольников.
Театрализованная деятельность старших дошкольников должна быть разнообразной и включать два важнейших аспекта:
-восприятие театрального искусства;
-самостоятельная театрально-игровая деятельность.
Восприятие детьми театрального искусства целесообразно начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка вида - кукольного театра. Необычность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир.
Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в спектакль, отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Они верят всему, что видят на сцене кукольного театра.
Кукольный театр располагает большими возможностями, так как он воздействует целым комплексом средств. Художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое в силу конкретно – образного мышления дошкольника помогает ему легче, лучше и правильнее понять содержание спектакля.
Спектакль театра кукол расширяет кругозор детей и надолго остается в памяти. Они делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умения выражать свои чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сценки. Кукольный спектакль находит яркое отражение в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие способности детей.
Игры в кукольный театр :
-Настольный театр.
-Театр на руке.
-Напольные куклы.
-Стендовый театр.
-Верховые куклы.
-Театр живой куклы.
Игры-спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересны не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности.
Глава 4. Перспективный план театрализованного кружка «Каруселька» в подготовительной к школе группе
Пояснительная записка
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе.
Особое значение в ДОУ нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, честность, доброта, смелость и т. д.) Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Цель – развитие способностей детей средствами театрализованного искусства.
Задачи:
1. Развивать творческие способности у детей (исполнительное творчество; умение свободно и раскрепощенно держаться при выступлении; импровизировать)
2. Формировать способность к художественному образованию и воспитанию детей.
3. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
4. Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.
Продолжительность занятия – 30 минут.
Театрализованный кружок составлен с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.
Содержание программы:
1 – основы кукловождения.
2 – основы кукольного театра.
3 – основы актерского мастерства.
4 – основные принципы драматизации.
5 – самостоятельная театральная деятельность.
6 – театральная азбука.
7 – проведение праздников.
8 – проведение досугов и развлечений.
Ожидаемый результат работы кружка:
Расширение творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации)
Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии)
Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным)
Календарно-тематическое планирование
Октябрь
1. Первое посещение студии в новом учебном году. Игры «Назови свое слово ласково» Пантомимические задания
Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Представьте себе…
Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.
3. Встреча со знакомыми сказками.
Способствовать снятию психологического напряжения и мышечному расслаблению.
4. Настольный театр «Два жадных медвежонка»
Учить владеть куклой, согласовывать слова с вождением куклы.
Ноябрь
1. Инсценировки-импровизации
Развивать творчество.
2. Беседа о театре. Дидактические игры «Сложи сказку», «Доскажи словечко»
Расширять словарь театральных терминов.
3. Показ сказки детям своей группы «Лучшие друзья»
Поддерживать стремление детей участвовать в показе сказки.
4. Литературная страничка по русским народным сказкам. Игры, загадки
Расширять знания детей о русских народных сказках. Развивать воображение, мимику, жест и пластику.
Декабрь
1. Русская народная сказка «Колобок» в обработке Л. Поляк
Познакомить детей со сказкой. Учить с помощью мимики, интонации передавать характер персонажей, их отношение к людям.
2. Театральная игротека «Веселые стихи»
Закрепить умение владеть театральными куклами. Развивать четкую, выразительную речь.
3. Репетиция сказки «Колобок» Л. Поляк
Работа над мимикой, жестами. Учить детей импровизировать.
4. Этюд «Живая картинка»
На развитие воображения, пластики, мимики.
Январь
1. «Веселые сочинялки»
Побуждать детей сочинять несложные истории про героев, которыми являются дети. Развивать связную речь детей (диалогическую)
2. Подготовка к спектаклю «Колобок»
Продолжать участвовать в театральной деятельности, пробовать проявлять себя в разных ролях, испытывать радость от общения.
Февраль
1. Показ спектакля «Колобок» Л. Поляк
Помочь детям испытать чувство удовлетворения от полученного результата творческой работы.
2. Рассказывание украинской сказки «Рукавичка» (настольный театр)
Воспитывать желание детей рассказывать и показывать сказку другим детям.
3. Ритмопластика
Развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев рук.
4. Сказка «Маша и медведь» - пальчиковый театр
Упражнять в рассказывании сказок с использованием пальчикового театра.
Март
1. «Весна пришла»
Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами. Воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.
2. Показ сказки «Маша и медведь» - для детей старшей группы
Развивать разговорную речь. Закрепить у детей представление о том, что в сказке есть мудрое поучение.
3. «Ритмопластика»
Развивать творчество, воображение и фантазию.
4. Сказка «Репка»
Вспомнить содержание сказки.
Апрель
1. «Ладушки-ладушки»
Учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре, развивать память, учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя, воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества. Развивать артикуляционный аппарат, формировать живой интерес к русскому фольклору.
2. «Ритмопластика»
Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.
3. Драматизация сказки «Под грибом» В. Сутеева – для детей средней группы
Развивать творчество, учить импровизировать.
4. Культура и техника речи. Скороговорки
Формировать правильное произношение, артикуляцию, учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Май
1. Театральная игра «Сам себе режиссер»
Создать условия для импровизации мини-спектакля.
2. Репетиция сказки «Репка»
Работа над текстом, голосом.
3. Подготовка к спектаклю
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
4. Показ спектакля «Репка»
Творческий отчет по театрализованной деятельности.
Заключение
Детство ребенка проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, что, поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием ребенка, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами.
Список используемой литературы
1. Письмо Министерства обороны РФ от 18.06.2008, приказ 28-02-484/16 «О направлении требования к содержанию и оформлению образовательной программы дополнительного образования детей»
2. Положение о кружковой работе от 12.09.2017 ФГК ДОУ №145
3. Алябьева Р. А. «Тематические дни и недели в детском саду» М. :2013
4. Алянский Ю. В. «Азбука театра» М. :2012
5. Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду» Творческий центр «Сфера» М. :2012
6. Поляк Л. «Театр сказок» С. Пет. «Детство-пресс» 2012
7. Распопов Е. Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2014
8. Совушкина А. Г. «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)» М. :АРКТИ 2013
9. Чусовская А. Н. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М. :2013
10. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» М. :2013