Татьяна Гицевич
Разработка сюжетно-ролевой игры «Магазин»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка сюжетно-ролевой игры
Актуальность: дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. Овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне, дети, как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их. Не надо полагаться на самостоятельное усвоение знаний о финансово-экономических отношениях. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги, почему их нужно зарабатывать и как экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение.
Публикация «Разработка сюжетно-ролевой игры „Магазин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин, супермаркет. Сюжетно-ролевая игра
- Магазин. Профессия продавец
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать;
- показать на конкретном примере, что такое цена, покупка, продажа; как, где и через кого это можно осуществить.
Оборудование, дидактический материал: касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки.
Участники: Дети (подготовительная группа, родители, педагоги.
Методы и приемы:
Игры, занятия, сюрпризный момент, напоминание.
Ожидаемые результаты:
Развертывание в самостоятельной деятельности ролевых действий и ролевой речи. Появление ролевого взаимодействия со сверстниками, умение слушать партнеров. Формирование коммуникативных навыков.
Интеграция образовательных областей:
Социализация, коммуникация, познание, физическая культура, музыка, здоровье, художественное творчество, труд, безопасность
Этапы работы.
1. Изучить методическую литературу.
2. Составить план работы
3. Подобрать материал для игры.
4. Заинтересовать детей игрой.
5. Сюжетно-ролевая игра.
Процесс Совместная деятельность воспитателя и детей Деятельность воспитателя
1 этап. Подготовительный
Выявление проблемы Диагностика: игровых навыков, игровой среды
Определение темы
Обогащение представлений о сфере деятельности
1. Рассматривание иллюстраций с изображением магазинов, его отделов. экскурсия в магазин
2. Беседа с детьми:
- «Что такое магазин?»
- «Кто работает в магазине?»
- «Для чего нужны магазины?»
- «Что мы можем купить?» (Дети перечисляют все возможные покупки)
- «Все ли, что продается, нам необходимо покупать?»
3. Чтение художественной литературы:
- стихи, загадки о профессии продавца;
- Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;
- В. Маяковский «Кем быть?»
4. Дидактические игры :
- «Профессии»;
- «Магазин»;
- «Кто назовет больше действий»;
- «Кому что нужно для работы»
5. Просмотр презентации: магазины продуктов, магазин игрушек
6. Продуктивная деятельность:
- изготовление с детьми атрибутов к игре (чеки, касса, «деньги», ценники);
- изготовление из соленого теста пирожков, булочек
Изучение методической литературы. Подбор информации о магазине.
Разработка конспекта игры «Магазин игрушек»
Работа с родителями Предложить родителям:
- сходить с детьми в магазин;
- оказать помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Семья» Консультация: «Создаем условия для игры дома»
2 этап. Организация сюжетно – ролевой игры
Определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение
событий, хода их развития в соответствии с темой игры.
Создание предметно–игровой среды
Покупатели – рассматривают товар, просят продавца показать тот или иной товар, покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах.
Продавец - подсчитывает стоимость, складывает продукты в пакет.
Кассир - выдает чек, считает стоимость.
1-й покупатель: - Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, сколько стоит хлеб?
Продавец: - Одна булка хлеба стоит семь рублей.
Покупатель: - Дайте мне, пожалуйста, две булки хлеба.
Продавец кладет хлеб в пакет, подсчитывает стоимость.
Продавец: - С вас четырнадцать рублей, оплатите, пожалуйста, в кассу.
Покупатель: - Возьмите, пожалуйста, за две булки хлеба.
Кассир: - Возьмите, пожалуйста, чек и сдачу.
Покупатель: - Спасибо. (затем покупатель возвращается к продавцу).
Покупатель:- Возьмите, пожалуйста, чек.
Продавец подает товар и говорит: «Спасибо за покупку»! Придумывание воспитателем материала для игры : для работников магазина, для покупателей.
Обучение элементам развития сюжета.
Совместная игровая деятельность воспитателя и детей Совместные игры и игровые ситуации :
- «В магазине»
- «Дома»
-«Накрой на стол»
Повторение правил поведения в общественных местах.
Организация игрового пространства
3 этап Практический (основной)
Этапы сюжетно – ролевой игры Деятельность воспитателя Методы и приемы (прямые, косвенные) Игровые действия воспитанника Контроль результатов деятельности
1. Создание игровой ситуации
Ход мероприятия
Воспитатель:
-Ребята, у вас бегут года
Будет вам семнадцать.
Где работать вам тогда,
чем заниматься? Давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют).
А вы хотели бы отправиться в путешествие в волшебный городок, где все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя любую профессию.
Хотите туда поехать?
А на каком транспорте мы можем доехать?
Дети: - На машине, самолёте, поезде.
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофёр и сам мотор!
Нажимаю на педаль
и машина мчится в даль.
И, так, поехали! (звучит песенка «Мы едем, едем, едем в далёкие края.»).
На горизонте магазин. Магазин современный, большой, красивый, уютный. Какие профессии нужны для игры в магазин?
Дети:- Директор магазина, продавцы, покупатели, кассиры.
Воспитатель: -Кто будет продавцами, становитесь за прилавок. Кассиры, садитесь за кассы.
Воспитатель:- Магазин открыт, покупатели, заходите!
1-й продавец
Стоят на полке чинно в ряд,
Стоят игрушки, ждут ребят.
Куклы, матрёшки, лошадки, зверюшки,
Будут у ребят игрушки.
Воспитатель:- Дети, посмотрите как много игрушек. Но хочу вам посоветовать. Не спешите с покупками. Потратив деньги, их уже не вернешь. А у вас денег только на одну покупку. Поэтому сначала определите предмет покупки, а потом только расплачивайтесь.
Ребенок должен понять, что не может купить за одну и ту же денежку несколько заинтересовавших его игрушек, что потраченных денег уже не вернешь.
2-й продавец
Есть машины, мишки,
А вот разноцветные книжки!
Посмотрите, мальчики,
Вот на полке мячики.
Воспитатель: -Какие мячи! Все яркие, красивые! Давайте купим эти мячи.
Воспитатель просит детей объяснить значение терминов «цена», «деньги», «покупка», «продажа», очередь. В случае затруднения помогает детям, обобщает ответы. Покупатели за покупки расплачиваются деньгами, кассиры принимают деньги, выдают чек. Все вместе проверяют, правильно ли дана сдача. Словесные методы: беседа, вопросы; создание вообра-жаемой ситуации; пред-метно-дей-ственная мо-тивация.
В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом: «детская» цель (отправиться в магазин).
Дети перечисляют, что необходимо сделать:
выбрать атрибуты для игры, купить продукты.
Дети имеют представления о работе продавца, кассира, продавца. Могут выбрать необходимые атрибуты для игры.
Воспитатель при необходимости помогает распределить роли. Вместе с детьми совершает игровые действия.
Воспитатель следит за ходом игры, направляет детей на правильный ход игры; устраняет конфликты, оказывает необходимую помощь детям. Рассказывает, что, если в магазине товар продашь подешевле – быстро разойдётся товар, будешь цену держать – товар залежится, испортится- это называется рынком, рыночными отношениями. На рынке цены можно регулировать, т. е. уменьшать или увеличивать цену. Совместная игровая деятельность.
Наблюдение за игрой, моделирование игровых ситуаций.
Дети знают правила поведения в общественных местах; умеют задавать вопросы.
Дети умеют развивать сюжет игры, менять игровую роль в ходе развёртывания сюжета, договариваться о последовательности совместных действий.
2. Игровая ситуация Воспитатель: -Ребята, подскажите какие волшебные слова будете говорить продавцам? (Здравствуйте, покажите пожалуйста, до свидания).
Включение педагога в игру, принятие на себя роли, моделирование игровых ситуаций.
Дети определяют место для магазина, начинают его готовить. Ставят стол для кассира и продавца. Ставят весы. Раскладывают продукты
Дети знают названия продуктов; владеют навыками культурного поведения в общественных местах.
Динамическая пауза Директор магазина :
- Уважаемые покупатели в нашем магазине в честь открытия проходит дегустация продуктов. Мы приглашаем вас в наш отдел продегустировать наши продукты и купить их со скидкой (реклама продуктов). Но сначала нужно отгадать загадки:
1. Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги).
2. На товаре быть должна
Обязательна. (цена).
3. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт. (кассир).
4. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам. (продавцы). Беседа,
сюрпризный момент Дети вместе с воспитателем дегустируют продукты. Воспитатель не выходя из роли, контролирует процесс игры. При необходимости помогает, моделируя различные ситуации.
3. Выход из игры Воспитатель : - Ребята, в какую игру мы играли? (Мы играли в магазин).
Воспитатель: - Что мы делали в магазине? (Мы покупали продукты).
Воспитатель: - Уважаемые покупатели,
магазин наш закрывается,
мы с вами все прощаемся.
А сейчас уже пора -
Ждут нас игры и дела.
Воспитатель благодарит детей за хорошую игру и предлагает отправиться назад в детский сад, захватив с собой покупки.
По желанию продолжить игры по интересам Дети умеют отвечать на вопросы, анализировать игровые действия товарищей, критически оценивать поведение в игре.
Список литературы:
1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для дошкольников. – 2015. – С. 42.
2. Коннова З. П., Малышева И. В., Пенькова Л. А., Пыркова С. В. Развитие игровой активности дошкольников. – Сфера. – 2017.