Мария марци
Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии ребенка речь является стимулирующим фактором в формировании и совершенствовании всей психической и личностной сферы. Богатая, точная, правильная, последовательная речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, расширяет кругозор ребенка. В старшем дошкольном возрасте, достигнув определенного уровня развития, связная речь становится тем базисом, который позволяет ребенку осваивать письмо и чтение, узнавать новые теоретические сведения и в целом быть успешным в школе.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Исследованиями доказано, что связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая носит характер последовательного систематического развернутого изложения (Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия,
О. А. Нечаева, С. Л. Рубинштейн и др.). Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие умения связно излагать свои мысли, создавать программированные высказывания, используя доступные языковые средства. Это обусловливает необходимость не только стимулировать речевую активность ребенка дошкольного возраста в ходе диалога, но и научить строить предложение, пересказывать, составлять рассказы.
Проблема связной речи детей дошкольного возраста с нормотипичным развитием изучается М. М. Алексеевой, В. П. Глуховым, Ф. А. Сохиным,
Е. И, Тихеевой и др. Учеными отмечается, что связная речь является не просто последовательностью связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях, но она (связная речь) отражает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.
Значительные трудности в овладении связной речью испытывают старшие дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня. Эти затруднения обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина,
Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева и др.). Учеными выделены трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Исследователи обращают внимание на стремление избежать развернутого высказывания, трудности построения фразы, неумение одновременно следить за формой речи и ее содержанием, неуверенность и затрудненность выражения мысли в связной форме. В связной детей обнаруживается неполное понимание прослушанного текста, нарушение последовательности в передаче событий, пропуск существенных для содержания моментов, повторы, трудности составления целого высказывания. Диалоги и монологи часто непоследовательные, содержат смысловые пропуски, лексические ошибки, большое число аграмматизмов.
Методика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями представлена в работах О. А. Бизиковой,
В. П. Глухова, В. В. Коноваленко, Н. В. Нищевой и других ученых.
В примерной адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи задачи развития связной речи решаются на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, во всех видах деятельности, особенно, в игре.
Исследователями (Н. А. Виноградовой, И. А. Ивакиной, Н. Ф. Комаровой, Н. В. Краснощековой, Е. И. Поповой и др.) предусмотрено использование сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи, основанной на взаимодействии взрослых и сверстников, на познании окружающего мира, на переживании детьми событий реальной жизни. В условиях игровой ситуации выделение, осознание и воссоздание социальных отношений является целью и средством деятельности, активизируются вербальные и невербальные средства применительно к ситуациям общения. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие диалогических и монологических умений: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли.
В процессе общения в сюжетно-ролевой игре со сверстником ребенок осваивает разные речевые формулы, характерные для определенных речевых ситуаций, учится задавать вопросы, отвечать на них, делиться впечатлениями об игре.
Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня нуждаются в специальной организации сюжетно-ролевой игры, активизирующей и стимулирующей их речевую деятельность. В связи с этим необходимо поэтапное проведение сюжетно-ролевой игры, умелое руководство взрослого и его специальное активизирующее общение с детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня, позволяющее восполнить, обогатить и активизировать речевой опыт.
Несмотря на то, что сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня рассматриваются в работах многих ученых, некоторые методические вопросы их использования недостаточно изучены.
Таким образом, может быть выделено противоречие между значимостью развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и недостаточной разработанностью условий использования этого вида игры для развития связной речи у детей исследуемой категории.
Проблема исследования: каковы условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня использования при помощи сюжетно-ролевой игры?
Цель исследования: на основе теоретического обоснования проблемы исследования разработать и апробировать план работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с использованием сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Предмет исследования: условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в сюжетно-ролевой игре.
Гипотеза исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами сюжетно-ролевой игры будет эффективным при соблюдении следующих условий:
сюжетно-ролевые игры будут направлены на увеличение объема связного высказывания, его последовательности, полноты, точности, выразительности, уменьшение количества лексико-грамматических ошибок;
сюжетно-ролевые игры будут соответствовать требованиям, обусловленным индивидуальными и возрастными особенностями детей (знакомые сюжеты, доступный речевой материал);
будут соблюдаться этапы подготовки и проведения сюжетно-ролевой игры : на подготовительном этапе воспитателем определяется тема сюжетно-ролевой игры, организуется чтение книг, рассматривание иллюстраций на тему игры, учителем-логопедом формируется ее речевое наполнение; на основном этапе, воспитателем совместно с детьми осуществляется подбор игровых материалов и их описание, учителем-логопедом проводятся обучающие игры по теме сюжетно-ролевой игры, организуется устная речевая практика по созданию связных высказываний, проигрываются ролевые диалоги; на заключительном этапе проводится сюжетно-ролевая игра.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в психолого-педагогических исследованиях;
2) охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее значение в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня;
3) экспериментально выявить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня;
4) разработать и апробировать план работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в сюжетно-ролевой игре;
5) проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования:
теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
качественный и количественный анализ результатов исследования:
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 45», г. Новокузнецк.