Людмила Зезера
Сторителлинг — инновационная технология развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Сторителлинг – инновационная технология развития речи детей»
Все мы не раз замечали, как внимательно дети слушают, когда мы рассказываем им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если мы читаем ее в книге.
Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты.
Публикация «Сторителлинг — инновационная технология развития речи детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
А сейчас представим такую ситуацию. Идет занятие по речевому развитию. Сочиняем рассказ по картине «Осень в лесу». Девочка Вика описывает сказочно- красивые разноцветные деревья, хмурое небо, слышит, как кричат птицы, готовящиеся к перелету. А мальчик Вова выходит к картине и молчит. Пытаюсь вступить с ним в диалог, помочь ему. А в ответ два три коротких слова. На следящем занятии пересказываем рассказ В. Биани «Купание медвежат» по мнемосхеме. Анюта рассказывает по порядку все картинки схемы, озвучивая их, придумывает новое окончание рассказа, новых героев. Вова старается пересказывает, но затрудняется в творческих заданиях.
Уважаемые коллеги, знакома ли вам такая ситуация? По моим наблюдениям не у всех детей развито воображение, поэтому они и затрудняются в составление различного рода творческих рассказов. Чтобы научить ребенка правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинг, который полезен не только детям, но и нам педагогам.
Слайд №3
Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
В русском языке есть понятие «сказительство», и сторителленг можно назвать его современным продолжением.
Это способ передачи информации через рассказывание историй. Человечество занималось этим на протяжении веков с помощью сказок, мифов, легенд….Умение рассказывать истории ценилось во все времена.
Слайд №4
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Слайд №5
Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории
Задачи:
обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
систематизировать и донести информацию;
обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
наглядно мотивировать поступки героев;
сформировать желание общаться.
Слайд №6
Метод сторителлинга позволяет :
— разнообразить образовательную деятельность с детьми;
— заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
— обогатить устную речь дошкольников;
— облегчить процесс запоминания сюжета.
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают
фантазию, логику.
Слайд №7
Какие виды сторителлинга можно использовать для развития речи дошкольников?
Выделяют три вида педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.
— Классический сторителлинг, где реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию, как пример использование настольного театра, ковролин. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.
— Цифровой сторителлинг — формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика, как пример озвучивание мультфильмов. Применим для среднего и старшего дошкольного возраста.
— Активный сторителлинг, здесь педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.
Слайд №8
В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:
— Вступление — вызвать у слушателя интерес и увлечь его, зацепить внимание и удерживать его. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.
Варианты вступления:
• Когда-то давным-давно….
• Садитесь поближе, я вам расскажу…
• Однажды…
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Жили-были….
• Это произошло темной и дождливой ночью…
— Развитие события — здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, требует каких-то решений.
- Кульминация – когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.
— Заключение — как в басне – мораль, должно быть краткое, которое подытоживает рассказ одним предложением.
Слайд №9
Кубики истории» можно купить в магазине или интернете.
Слайд №10
А можно и сделать самим.
Слайд 11
Правила игры:
1. Договориться кто за кем отвечает.
2. Первый игрок бросает кубик и начинает
рассказ в зависимости от выпавшего изображения.
3. Следующие игроки также кидают кубик и
продолжают историю не теряя нить повествования.
- Кубики могут содержать картинки только одной
категории (на одном – волшебные предметы, на
другом – сказочные герои, на третьем – погодные
явления и т. д.).
- Тематические кубики (транспорт, времена года, сказки и др.).
- Разноплановые (на гранях изображены картинки разных категорий)
Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам сочинить свою сказочную историю, а помогут вам в это «Кубики историй».
С вашего позволения я начну первой. «Однажды…».
Выберите кубик и продолжайте рассказ, связав остальные картинки в одну историю. (Педагоги проигрывают свой вариант).
Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста:
1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
2. Техника развивает фантазию, логику, повышают культуру общения, обогащает устную речь, помогает запомнить материал.
3. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить любой материал в виде интересной истории.
4. Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, молчаливых детей, повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!
«Кубики историй» - настоящий праздник воображения!
Рефлексия.
Я хочу для вас сделать небольшой подарок. Предлагаю вам взять чемодан с тем багажом, который вы получили от моего мастер-класса, и отправиться в отпуск на остров, который перекликается с вашим ощущением. Вы можете отправиться на остров «Непонимания», если вы не поняли материал. На остров «Открытий», отправиться тот, кто открыл для себя новую технологию. А остров «Творчества» для тех, кто планирует применять в своей работе технику «Сторителлинг». Удачи Вам!